Функции и принципы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции и принципы права.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие функции и принципов права;
- проанализировать отдельные классификации функций права;
-рассмотреть существующие классификации принципов права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Понятие принципов права и функций права, теоретические подходы…….4
2.Принципы права: виды, существующие классификации…………………10
3.Функции права: виды, существующие классификации……………………18
Заключение…………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы…………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

общий.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

  Кроме названной градации принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права.  
В соответствии с данным критерием принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты, именуются общими принципами. Среди них обычно называют принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.  

  Для капиталистических стран весьма важными общими принципами права являются принцип закрепления свободы предпринимательства и принцип установления и охраны частной собственности. Последнему придается особое значение, ибо с собственностью связывается фактическое положение личности в обществе, ее социальный статус и вся ее частная и гражданская жизнь. 7 

  Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяются межотраслевые и отраслевые принципы права.  
Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику.  
Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.  

  Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенство всех субъектов землепользования, принцип целевого характера использования земли, платности ее использования и др.  

  Для арбитражного процессуального права России свойственны такие принципы, как принцип выборности судей, их независимости и подчинения их только закону, принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел, принцип гласности в разрешении дел, процессуального равноправия сторон, принципы состязательности, устности и непосредственности при рассмотрении споров и др.  
Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.  
 

  В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда принципы права могут выступать в роли источников права. Тогда дело может быть разрешено на основе принципов права – общих начал права, отражающих его подчинение «велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент» (Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 145, 329)  
Признание и рассмотрение принципов права в теме «Источники права» не характерно для отечественной теоретической науки, однако в отдельных учебных изданиях это упущение поправляется .8

 

  Принципы права могут находить выражение в законодательстве (см., например, закрепление на конституционном уровне основных прав, свобод и обязанностей граждан, основ общественного и государственного строя; см. также ч. 2 ст. 6 ГК РФ, ст. 5 Семейного кодекса РФ; в ГК РФ содержится указание на общие начала и смысл гражданского законодательства, на требования добросовестности, разумности и справедливости, в Семейном кодексе РФ – на общие начала и принципы семейного или гражданского права, на принципы гуманности). Однако в этом случае не вполне правомерно указывать на нормативный акт как на источник права, не признавая данное качество за принципами права. Последние не поглощаются нормативными актами. Впрочем, в литературе отмечается различное понимание принципов права, равно как и невозможность дать их четкий перечень. В последнее время некоторые авторы говорят о том, что принципы права начинают приобретать универсальное значение и рассматриваться как своего рода «высшее право», особенно в области обеспечения прав человека.  
Проблема значения принципов права в качестве источников права нуждается в дополнительных исследованиях

 

  Исходя из смысла  термина «принцип», означающего  начало, основу, правовые принципы  определяются как основополагающие  идеи, закрепленные в законе. Они  приобретают значение императивных  требований, конкретных правил и  обязывают правоприменителя к  определенному поведению или  устанавливают определенные запреты.  Посредством таких идей российское  законодательство обогащается общечеловеческими  правовыми ценностями.  

  Принципы должны быть «работающими». Для этого в тексте любого закона их содержание подлежит наиболее полному раскрытию. Важно также, чтобы с принципами были согласованы, жестко связаны все предписания, содержащиеся в законодательном акте.  

  Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы. Можно выразиться и более конкретно: какие принципы, такие и законы.  
Законотворческая деятельность в РФ приобретает все более интенсивный характер.

Поэтому целесообразно проанализировать принятые законы с точки зрения закрепления  в них принципов и сделать  определенные выводы.  
В демократическом правовом государстве правовые принципы формируются учеными на основе достижений правовой мысли за всю историю цивилизации, отечественных достижений, а также с учетом специфических объективных закономерностей развития общества. Основополагающие идеи, формируемые учеными и предлагаемые в качестве правовых принципов, первоначально отражаются в законопроектах, после чего законодательный орган окончательно решает, признать их таковыми или нет.

  Основополагающие идеи, выраженные в законах, становятся правовыми нормами, приобретают государственно-властный характер. Никакие научные идеи, не получившие закрепления в законе, не могут считаться правовыми принципами. Они не могут регулировать правовые действия и правовые отношения В теории права отмечают регулятивную функцию правовых принципов. Она проявляется в том, что в случае пробелов в законе, несогласованности правовых норм или затруднений в их применении правоприменитель должен руководствоваться правовыми принципами. Важно отметить, что последние не только определяют уровень правового регулирования тех или иных общественных отношений, но и указывают на дальнейшее развитие законодательства.  

  Последнее обстоятельство может наглядно продемонстрировать развитием в уголовно-процессуальном законодательстве РФ принципа обеспечения обвиняемому права на защиту.  
Существенное значение имеет вопрос о том, кем должна устанавливаться система принципов, действующих в определенной сфере правового регулирования: сообществом ученых на основе анализа того или иного закона или законодателем путем четкого перечисления в законе конкретных принципов. В первом случае этот вопрос будет являться элементом предмета науки соответствующей отрасли права, во втором – элементом предмета правового регулирования.  

  Отношение к законодательному выражению правовых принципов должно быть унифицированным. Речь идет прежде всего об использовании в законотворчестве единой юридической (законодательной) техники, которая касается внешней формы юридических актов.  
Вполне объяснимо стремление законодателя выразить основу того или иного закона путем формулирования в нем четкой системы принципов. При этом нужно быть уверенным в том, что именно такой подход является наиболее эффективным и полезным как для правоприменителя, так и для выражения внешней формы законодательных актов. Однако анализ законов к такой уверенности не приводит. 9 

  Существенным является то, что на этапе разработки и принятия законов и особенно тех, которые принимаются впервые и не имеют предшественников, достаточно полно и определенно обосновать систему принципов практически невозможно. В данном случае процесс ее научного обоснования, глубокого осмысления по существу только начинается. В последующем могут быть сделаны существенные дополнения и уточнения, относящиеся к принципам, что может повлечь даже внесение изменений или дополнений в соответствующие законы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Функции права:  виды, существующие  классификация. 
 
     Существует огромное количество классификаций  функций права. Рассмотрим только основные из них. Многообразие путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у него множества функций. Однако среди такого многообразия функций необходимо выделить отдельные виды правовых функций. Итак, в рамках теории государства и права приводится следующая классификация[7]: 
• регулятивная и охранительная функции права; 
• производные от основных функции права: общие и частные; 
• функции отраслей права, правовых институтов и отдельных правовых норм. 
 
  Основанием приведенной выше классификации функций права является двуединый критерий, который предполагает выявление степени воздействия права на общественные отношения, характера и цели такого воздействия.

Также можно выделить условно  другие две группы критериев, которые  лежат в основе дифференциации функций  права:

1)внешние, в соответствии  с которыми выделяют так называемые  социальные функции права(политическую, экономическую, воспитательную)

2)внутренние, которые вытекают  из  самой  природы  права,  способов его воздействия на  поведение людей, особенностей  форм  реализации. В этом случаю  выделяют регулятивную  и охранительную  функции, которые различаются  по характеру воздействия на  общественные отношения. 100

 

  Регулятивная и охранительная функции- это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его  существования  как социального института общества.

Особенности регулятивной функции  заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации  общественных отношений, в координации  социальных взаимосвязей.

По цели воздействия на общественные отношения регулятивная функция права подразделяется на три общих основных, собственно юридических  функции права10
 
1. Регулятивно-статическая функция права — данная функция состоит в закреплении в соответствующих правовых нормах и институтах того, что составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, а также последующего развития данных явлений. 
 
2. Регулятивно-динамическая функция права — данная функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных правовых задач, а также на запрограммирование результатов такого процесса. 
 
3. Регулятивно-охранительная функция права — данная функция состоит в предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений, в защите и восстановлении нарушенного права. Кроме того, регулятивно-охранительная функция права направлена на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом общественных отношений. 
 
          Следует отметить, что регулятивно-статическая и регулятивно-динамическая функции составляют позитивное регулирование права. Регулятивно-охранительная функция права составляет негативное регулирование права. 
 
          Помимо общей основной собственно юридической регулятивной функции права, выделяют также общую неосновную несобственно юридическую функцию права — воспитательную. Воспитательная функция права выражает общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на общественные отношения. Данная правовая функция направлена на правовое воспитание граждан, на формирование у них правосознания и правовой культуры у общества. Кроме того, воспитательная функция права в самом общем виде способствует формированию правового государства на территории Российской Федерации.11 
 
Целесообразно также выделить второй критерий разделения функций права — сфера регулируемых общественных отношений. Согласно данному критерию, как было указано выше, в отдельную группу выделяют следующие производные от основных правовые функции: 
 
1. Общие — экономическая, политическая, социально-культурная функции. 
 
2. Частные — экологическая, налоговая и др. 
 
3. Функции отраслей права: 
 
• конституционное право — функция закрепления прав и свобод человека и гражданина; 
 
• уголовное право — функция определения деяний, которые признаются преступными, и установление наказаний за их совершение и др. 
 
4. Функции правовых институтов — производные от основных и отраслевых функций права: 
 
• гражданское право — функция приобретения права собственности; 
 
• семейное право — функция института усыновления (удочерения)и др. 
 
5. Функции правовых норм — производные от основных, отраслевых и функций правовых институтов: 
 
• конституционное право — учредительная функция; 
 
• трудовое право — поощрительно-ориентационная функция; 
 
• особенная часть уголовного права — запретительная функция. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Приведенный в настоящей  работе анализ правовых принципов и функций права позволяет сделать следующие выводы:  
Сущность права помогают раскрыть принципы права  и функции права: принципы права- те основополагающие идеи, начала, на которых базируется та или иная правовая система, функции права- это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и  социальным  назначением права в жизни  общества.

Принципы лежат в основе всей законотворческой деятельности человека и являются продуктом многовекового развития цивилизации. Эти принципы отражают неписанные законы, по которым живет как отдельный человек, так и общество в целом. Принципы, как базовые элементы, постоянны во времени и служат отправной точкой для построения той или иной законодательной структуры государства. 

Функции права отражают динамизм права, обусловлены его сущностью  и социальным назначением в обществе. Кроме того, функции непосредственно  определяются важнейшими задачами, стоящими перед правом,т.к. представляют собой  осуществление данных задач. Функциями  права являются направления  его  наиболее важного, активного и постоянного  действия.

Таким образом, обобщая всё  вышесказанное можно говорить о  том, что несомненно функции и  принципы  права отражают существенные характеристики права и необходимы для уяснения сущности данной категории- права, которая является основополагающей в данной науке-теории государства  и права.

 

 

 

 

 

Список использованных литературы.

 1.Алексеев С.С. Государство и право. Нач. курс / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрид. лит., 1996.  
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов/ А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.  
3. Головистикова А.Н. Теория государства и права: Вопросы и ответы/ А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Юриспруденция, 2001.  
4. Григонис Э. П. Теория государства и права: Курс лекций/ Э.П. Григонис – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002.  
5. Гурова Т.В. Теория государства и права: Метод. пособие/ Каф. юрид. дисцилин – Тольятти: Междунар. акад. бизнеса и банк. дела, 1998.  
6. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 11. С. 92-98.  
7. Комаров С.А. Теория государства и права: Учеб. – метод. пособие: крат. учеб. для вузов:/ С.А. Комаров, А.В. Малько, – М.: Норма: ИНФРА-М, 2001.  
8. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб. - метод. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.  
10. Общая теория государства и права: Акад. курс: В 2 т./ Отв. ред. М.Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Зерцало, 2000. Т 1.   – М.: Юстицин-форм, 2002. 

Информация о работе Функции и принципы права