Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:44, контрольная работа
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
В новой
культурной среде, связанной с переходом
от феодализма к капиталистическим
формам хозяйства, зарождается личность
нового типа. В эпоху Возрождения
очень остро была осознана свобода
человека, автономия для бога была
осознана как автономия для самого
человека: отныне человек— распорядитель
своей собственной судьбы, наделенный
свободой выбора. Достоинство человека
заключается в том, что он причастен
всему земному и небесному
— от низшего до наивысшего. Свобода
выбора означает для него своеобразную
космическую незакрепленность, самостоятельность
творческого самоопределения; человек
вкусил упоение от беспредельных
возможностей своих сущностных сил
и ощутил себя господином мира. В
эпоху Просвещения разум занял
господствующую позицию: все подвергалось
сомнению и критике, что не выдерживало
испытаний силой разума. Это означало
значительную рационализацию всех сторон
общественной жизни, но, помимо прочего,
означало главным образом бурный
расцвет науки. В межчеловеческие
связи вклинилось как бы опосредствующее
звено — техника. Рационализация
жизни означала сужение эмоционально-душевной
стороны внутреннего мира личности.
Изменились и ценностные ориентации,
и мировоззрение. По мере утверждения
и развития капитализма высшей ценностью
наделялись такие качества личности,
как сила воли, деловитость, одаренность,
имевшие, однако, и обратную сторону—
эгоизм, индивидуализм, беспощадность
и т. д. Дальнейшее развитие капитализма
привело к глобальному
ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Природа человека. Диалектика сущности и существования
Поворот
к «конкретному» человеку. Вся
история как философских
Особое место в истории философии занимают 30—40-е годы XIX века, ибо они ознаменовались поворотом многих философов к «живому», «конкретному» существованию человека (С. Кьеркегор), формированием антропологического принципа в философии (Л. Фейербах) и возникновением принципиально новых представлений о человеке (К. Маркс, Ф. Энгельс). Этот поворот был вызван прежде всего социально-историческими причинами, развитием капиталистического способа производства, когда частное предпринимательство все более требовало освобождения от феодальных оков, проявления личной инициативы, предприимчивости, творческих задатков человека. Вопрос стоял так: кто является реальным субъектом истории, каковы пути и средства превращения человека из отчужденного в свободного творца своей судьбы?
Вполне закономерно, что проблемы конкретного, действительного человека, к которым обращались и Кьеркегор, и младогегельянцы, и Фейербах, во весь рост встали и перед Марксом и Энгельсом. Поскольку предшествовавшие искания не привели к успеху и «конкретный» человек все же оставался абстрактным, то задача заключалась, по словам Энгельса, в том, чтобы заменить культ абстрактного человека наукой о действительных лицах в их историческом развитии.
Характерным
для традиционных идеалистических
и религиозных представлений
о человеке был отрыв его от
природы. Человек изображался как
одно из творений бога, как момент «мирового
разума», «мировой идеи» (объективно-идеалистические
направления) или же как «чистая
субъективность», «чистое само-. сознание»
(субъективно-идеалистические
В противоположность идеалистическим интерпретациям марксистская концепция человека исходит из признания единства человека и природы, основывается на материалистическом понимании человека как природного существа. Человек — не осколок или порождение некой сверхъестественной силы, а часть предметного, материального мира, телесное существо.
Однако марксистское понимание человека отнюдь не ограничивается определением его как существа природного, «части» природы. Такое определение не выходило бы за рамки решения проблемы человека в домарксистском (метафизическом) материализме, который недооценивал роль активных способностей субъекта и фактически подчинял его законам природы, низводил к положению вещи среди вещей.
Определяющее
значение в становлении человека
К. Маркс и Ф. Энгельс придавали
труду, который по своей природе
является коллективной, общественной
деятельностью. В процессе труда
формировались новые по сравнению
с животным предком качества человека—социальные
(сознание, язык, мировоззрение и
т. д. ). Поэтому человек в марксистской
концепции предстал не просто как
часть природы, а как высший продукт
ее развития, как природное существо
особого рода. Иными словами, была
вскрыта специфичность
В то
же время человек — не просто
«продукт» окружающей среды, но и
творец ее. Посредством осознанно-
Выявляя сущность человека, К. Маркс искал прежде всего то общее для всех людей условие, которое стало неотъемлемым и определяющим фактором их бытия и которое сделало их людьми. Это — труд, который есть «вечное естественное условие человеческой жизни». В труде, деятельности, высшей формой которой является революционно-преобразующая деятельность, проявляется специфика человека.
Преобразованная человеческим трудом объективная реальность, продукты человеческого труда становятся человеческой реальностью, «миром человека», «второй природой». Продукты труда человека — это «вторая», «очеловеченная», «гуманизированная» природа по отношению к «первой», то есть естественной природе.
В отличие от домарксистских мыслителей, которые не видели никакой связи между сущностью человека и очеловеченной природой, промышленностью, техникой и т. д. , Маркс показал, что предметное бытие промышленности и ее история являются «раскрытой книгой человеческих сущностных сил». Чтение этой книги приводит к познанию сущности человека в ее реализованной, опредмеченной, то есть претворенной в действительность, форме.
В шестом тезисе о Фейербахе К. Маркс пришел к выводу: «. . . сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» ".
В этой формулировке К. Маркса содержится очень глубокая мысль, но она выражена в предельно сжатой форме, что приводило нередко к односторонней ее интерпретации. Одни истолковывают это положение так, что Маркс якобы отождествлял сущность человека с наличными социальными отношениями данной социальной системой. Другие считают, что он сводил понимание человека к совокупности одних лишь производственных отношений. Третьи утверждают, будто названное положение не выражает активной, деятельной сущности человека.
В действительности же указанный тезис К. Маркса имел своей целью прежде всего противопоставить абстрактному антропологическому пониманию человека лишь как части природы (например, у Л. Фейербаха) понимание его как социальной сущности, иными словами, как совокупности общественных отношений (в буквальном переводе—«ансамбля» этих отношений).
К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что сущность человека неправомерно отождествлять ни с чистой субъективностью (например, самосознанием), ни с объективной формой проявления сущности (опредмеченными результатами деятельности). Сущность человека выявляется в особом характере его предметной деятельности. Отсюда вытекает, что для познания сущности человека необходимо анализировать не просто совокупность общественных отношений, как нечто внешнее человеку, а диалектику взаимодействия творческих сил человека с той социальной структурой, в рамках которой развертывается его деятельность. Кроме того, определение родовой сущности человека как совокупности «всех общественных отношений» означает, что она формируется не только данными отношениями, в которых существует индивид, но и всей предшествовавшей историей человечества, его культуры.
Соотношение биологического и социального в человеке. Человек как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тысяч лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Таким образом, он возник в результате единого процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления и языка началось одновременное становление производственных, социально-экономических отношений как особого вида материи — социальной материи. Своеобразие ее заключается в том, что, будучи объективной и первичной по отношению к общественному сознанию, она в отличие от природной материи не может существовать без сознания. Человек — это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного.
У человека
с самого начала его становления
не было биологической
В процессе исторического развития человека его организм остается в общем тем же, отдельные изменения в нем происходят крайне медленно и не носят существенного характера. Даже средний объем мозга современного человека сохранился таким, каким он был у кроманьонцев и неандертальцев,— примерно 1400 кубических сантиметров. По некоторым данным, произошло даже уменьшение объема мозга с 1450 кубических сантиметров у неандертальцев (проживавших 100 тысяч лет назад) до 1350 кубических сантиметров у современного человека, что было связано с большим развитием центров ассоциации в лобно-височных его отделах.
По
мнению физиологов, лишь 1/10 возможностей
мозга используется человеком, хотя
поток воспринимаемой им ныне информации
и уровень решения задач по
ее переработке значительно
Решающее влияние на развитие человека социального фактора не ведет к исчезновению природного в человеке. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под воздействием человеческой деятельности биологическое в значительной мере (но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира, то есть «очеловечилось».
Хотя
биологические структуры и
Поэтому
биологическое в человеке — это
не только то, что генетически сближает
и роднит человека с животным предком,
но и то новое (обусловленное