Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:47, шпаргалка
1. Общественный и государственный строй древнего Египта
2. Право Древнего Египта.
3. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
5. Общественный и государственный строй Древней Индии.
...
41. Право Средневековой Франции.
7. Общественный и государственный строй древнего китая.
В Китае складываются
сословно-классовые границы
в социальную лестницу. Рабы в Древнем Китае жили семьями. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой с определенных общин, территорий. привело к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.
Высший социальный слой
был также неоднороден. Он состоял
из титулованной знати, из ранжированного
чиновничества и из незнатных
крупных землевладельцев и
возможен переход из одной партии власти в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.
Государственный строй. Во главе государства стоял наследственный Ван (император). Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли 3 других ближайших советника и помощника вана, именуемые "тремя старцами". Каждый из "старцев" руководил одним на трех ведомств. Им были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей).
Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. Финансовое ведомство – взимало подати натурой. Военное - производило военные наборы, руководило военным обучением, ведало снабжением войск. Ведомство общественных работ - занималось главным образом земледелием. Оно управляло земледельческим населением, устанавливало границы полей, распределяло земли.
Суд не был отделен
от администрации, его функции осуществляли
многочисленные представители разветвленного государственного
аппарата. Верховным судьей в государстве
являлся Ван (император).
8. Право древнего китая.
Основные черты права. Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом.
Особенностью Китая
было наличие крупной
Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того, уплачивалась денежная пошлина. Получает распространение договор займа, договора дарения, аренды земли, личного найма и др.
Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.
Уголовное право Китая выделяло следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).
Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания, смертная казнь. Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.
Процесс носил
обвинительно-состязательный характер, но начиная с 200 г. до н.э. в судебном
процессе усиливаются элементы розыскного
процесса. Позднее этот вид процесса стал
основным.
9. Возникновение демократической афинской республики, её развитие в 6 веке до н.э.
Афинское государство возникло на территории Аттики. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь.
Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превратился в экономический, торговый и культурныйцентр. У Афин был сильный флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.
Афины - небольшое государство. Принято называть полисом - городом-государством.
Граждане полиса представляли
собой общину, основанную на совместном
праве пользования и
Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью.
Начиная с VI в. до н. э. в
политическую жизнь афинского общества
все более активно включались
общинники. Некоторые из них стали
заниматься ремеслом. Относительно высокий
уровень производительных сил, и
благоприятные природные услови
На рубеже 7—6 вв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проблема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попадали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин становился рабом. Из долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги.
Для Афин была характерна
частная собственность на землю
и частное рабовладение.
10. Правовое положение населения в афинском государстве.
Образование афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.
Развитие товарно-денежных
отношений привело к более
глубокому социальному
Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников.
Дальнейшее развитие Афинского государства
тесно связано с борьбой широких народных
масс - демоса с господством
родовой аристократии, долговым рабством
и другими формами порабощения.
11. Государственный строй афин.
Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. В народном собрании принимали участие только полноправные афинские граждане. Необходимо было быть совершеннолетним. Совершеннолетие наступало в 18 лет. Но так как в течение 2 лет молодые люди несли военную службу, то фактически участвовать в народном собрании они начинали с 20 лет.
Каждое заседание имело свой порядок и свою намеченную повестку. Собиралось 10 раз в год. Позднее число заседаний возросло до 30-40 раз в год.
Народное собрание являлось высшим законодательным органом афинской рабовладельческой демократии. Осуществляло функции управления, избирая должностных лиц и контролируя их деятельность. Народное собрание располагало и значительной судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, к конфискации имущества и даже к смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, народное собрание разбирало лишь дела о наиболее тяжких преступлениях.
Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Компетенция Совета была довольно обширна и заключалась в следующем:
а) Совет руководит
деятельностью народного
б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета.
в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства.
г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних связей.
д) Совет 500 является высшим
распорядительным органом в области
прихода и расхода государствен
е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь.
На первое место
в управлении выдвигается колле
Особое место в системе государственных учреждений занимала гелиэя или суд присяжных. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим делам, в том числе по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она же являлась апелляционной инстанцией по делам, рассматриваемым в других судах.
Также ей принадлежали важные полномочия также в области управления
и законодательства. Например, решение
финансовых вопросов.
12. Реформы солона и клисфена.
Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих рабов на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.
Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие были зачислены в один четвертый и последний разряд.
По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.
Реформы Клисфена были напрвлены на ликвидацию старых племен. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территорий, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение изгнание из государства как мера наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане.
Помимо этого, страна
была поделена на наименьшие районы. Их
было около ста. Совет четырехсот
был ликвидирован. Вместо него стали
выбирать совет пятисот.
13. Реформы эфиальта и перикла.
Реформы Эфиальта. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он ограничил функции ареопага (в ведении которого остались лишь религиозные и некоторые уголовные дела). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории Государства и Права Зарубежных стран"