53. Применение права. Содержание,
соотношение с простыми формами
реализации права. Реализация права - осуществление в поведении
субъектов права предписаний правовых
норм. В реализации права выражается внешнее
поведение людей. Моти¬вы, воля, цели здесь
не имеют юридического значения. Применение
— властная деятельность компетентных
государственных органов по разрешению
юридического дела, направленная на установление,
изменение, прекращение правоотношений,
определения точного объёма субъективных
прав и юридических обязанностей их участников
и их закрепление в специальных индивидуальных
решениях. Стадии применения права. Процесс
применения права представляет собой
ряд последователь-ных и взаимосвязанных
этапов рассмотрения и разрешения компетентны¬ми
органами конкретного дела. Чаще всего
говорят о трёх основных этапах. 1) Установление
фактических обстоятельств дела. На этой
стадии с
помощью
системы доказательств устанавливаются
и процессуально за¬крепляются
фактические обстоятельства, имеющие
юридическое значение для дела. К
ним предъявляются требования необходимости
и достаточности для объективного
и законного рассмотрения дела. 2)
Установление юридической
основы дела. На этой
стадии правоприменитель проводит: а) юридическую
квалификацию, т.е. правовую оценку того
или иного жизненного случая, а именно,
выбирает отрасль, институт и норму права,
регулирующие данное общественное отношение;
б) проверку юридической нормы, т.е. выясняет
подлинность юридической нормы, которая
удостоверяется официальным из¬данием,
проверяет её действие во времени, в пространстве
и по кругу лиц; в) толкование нормы права
- т.е. деятельность по уяснению и, в случае
необходимости, разъяснению её истинного
смысла. 3) Принятие решения. Применение
права как особая форма его реализации.
В про-стых формах реализации права субъекты
самостоятельно и добровольно осуществляют
свои права и обязанности. Применение
права является сложной формой реализации,
в отличие от простых форм, имеющей следующие
признаки: 1) Особый субъект - специально
уполномоченный компетент¬ный гос. орган
или д/л. В некото¬рых случаях это может
быть общественная организация. 2) Гос.-властный
характер, т.е. предписания уполномоченного
органа являются обязательными для лиц,
которым они адресованы. 3) Осуществляется
в закреплённом в нормах права процессуаль¬ном
порядке. 4) Состоит из нескольких последовательных
стадий. 5) Связано с принятием индивидуального
правового акта. Применение права требуется,
когда: 1) Правоотношение не может возникнуть
без властного решения компетентного
органа (установление права на получение
пенсии). 2) В силу особой социальной значимости
отношение контроли¬ 3) требуется с позиций
законности (регистрация брака). 4) Возникает
необходимость в официальном установлении
юри¬дически значимого факта (признание
человека безвестно от¬сутствующим) .
5) Есть спор о праве (раздел супругами
имущества). 6) Возникает необходимость
в государственном принуждение. Особой
разновидностью этого случая является
привлечение правонарушителя к юр. отв.
Применение права должно соответствовать:
Законность - правоприменитель решает
дела в пределах своей компетенцией, со
строгим соблюдением процессуального
порядка в соот¬ветствии с избранной нормой
права. Обоснованность заключается в полном
и всестороннем исследова¬нии всех относящихся
к делу фактических обстоятельствах. Целесообраз-ность
- принятие решения с учётом особенностей
конкретного дела.
54. Стадия исследования фактических
обстоятельств в процессе применения
права.
Реализация права - осуществление в поведении
субъектов права предписаний правовых
норм. В реализации права выражается внешнее
поведение людей. Моти¬вы, воля, цели здесь
не имеют юридического значения. Применение
— властная деятельность компетентных
государственных органов по разрешению
юридического дела, направленная на установление,
изменение, прекращение правоотношений,
определения точного объёма субъективных
прав и юридических обязанностей их участников
и их закрепление в специальных индивидуальных
решениях. Стадии применения права. Процесс
применения права представляет собой
ряд последователь-ных и взаимосвязанных
этапов рассмотрения и разрешения компетентны¬ми
органами конкретного дела. Чаще всего
говорят о трёх основных этапах. 1) Установление
фактических обстоятельств дела. На этой
стадии с помощью системы доказательств
устанавливаются и процессуально за¬крепляются
фактические обстоятельства, имеющие
юридическое значение для дела. К ним предъявляются
требования необходимости и достаточности
для объективного и законного рассмотрения
дела. 2) Установление юридической
основы дела. На этой
стадии правоприменитель проводит: а) юридическую
квалификацию, т.е. правовую оценку того
или иного жизненного случая, а именно,
выбирает отрасль, институт и норму права,
регулирующие данное общественное отношение;
б) проверку юридической нормы, т.е. выясняет
подлинность юридической нормы, которая
удостоверяется официальным из¬данием,
проверяет её действие во времени, в пространстве
и по кругу лиц; в) толкование нормы права
- т.е. деятельность по уяснению и, в случае
необходимости, разъяснению её истинного
смысла. 3) Принятие решения - то есть фиксирование
в необходимой про¬цессуальной форме
---следствий, вытекающих из юридической
квалифика¬ции установленных фактических
обстоятельств, и определение порядка
реализации субъективных прав и обязанностей
сторон правоотношения. Другими словами,
принимается обязательный для исполнения
правопри¬менительный акт. Стадия исследования
фактических обстоятельств является первич¬ной,
исходной стадией в процессе рассмотрения
дела правопримени-тельным органом. Главной
задачей на этой стадии является установле¬ние
совокупности юр. фактов, необходимых
и достаточных для всестороннего и правильного
разрешения дела. Например, в процессе
осуществления правоприменительной дея¬тельности
по факту свершения преступления на этой
стадии необходимо установить все элементы
состава преступления. При этом уст. событие
преступления (время, место, способ его
совершения); мотивы преступления: обстоятельства,
влияющие на степень и характер ответственности;
обстоятельства, способствовавшие совершению
преступления. Важным требованием к устанавливаемым
на этой стадии фактам яв¬ляются требования
объективности (истинности) обстоятельств
дела. Обстоятельства дела устанавливаются
путем свидетельских показаний, экспертиз,
вещественными и документальными материалами
и с помо¬щью других данных. Производится
их сопоставление, анализ и отбор с целью
выявления истинных фактов. Способы получения
фактов должны быть законными, процедура
вы¬явления тех или иных обстоятельств
регламентируется законодательны¬ми
актами. Полученные в необходимых процессуальных
формах и соот¬ветствующим образом закрепленные
фактические данные называются юридическими
доказательствами. Исследование фактических
обстоятельств дела, установление юр.
доказательств дает возможность перейти
к следующей стадии в процессе применения
права — стадии выбора юр. нормы (юр. кв.
дела). -------
55. Стадии выбора нормы (юридической
квалификации) в процессе применения
права. Реализация права - осуществление в поведении
субъектов права предписаний правовых
норм. В реализации права выражается внешнее
поведение людей. Мотивы, воля, цели здесь
не имеют юридического значения. Применение
— властная деятельность компетентных
государственных органов по разрешению
юридического дела, направленная на установление,
изменение, прекращение правоотношений,
определения точного объёма субъективных
прав и юридических обязанностей их участников
и их закрепление в специальных индивидуальных
решениях. Стадии применения права. Процесс
применения права представляет собой
ряд последовательных и взаимосвязанных
этапов рассмотрения и разрешения компетентными
органами конкретного дела. Чаще всего
говорят о трёх основных этапах. 1) Установление
фактических обстоятельств дела. На этой
стадии с помощью системы доказательств
устанавливаются и процессуально закрепляются
фактические обстоятельства, имеющие
юридическое значение для дела. К ним предъ-являются
требования необходимости и достаточности
для объективного и законного рассмотрения
дела. 2) Установление юридической
основы дела. На этой
стадии правоприменитель проводит: а) юридическую
квалификацию, т.е. правовую оценку того
или иного жизненного случая, а именно,
выбирает отрасль, институт и норму права,
регулирующие данное общественное отношение;
б) проверку юридической нормы, т.е. выясняет
подлинность юридической нормы, которая
удостоверяется официальным из¬данием,
проверяет её действие во времени, в пространстве
и по кругу лиц; в) толкование нормы права
- т.е. деятельность по уяснению и, в случае
необходимости, разъяснению её истинного
смысла. 3) Принятие решения - то есть фиксирование
в необходимой про¬цессуальной форме
следствий, вытекающих из юридической
квалифика¬ции установленных фактических
обстоя-тельств, и определение порядка
реализации субъективных прав и обязанностей
сторон правоотношения. Другими словами,
принимается обязательный для исполнения
правопри-менительный акт. Стадия выбора
юридической нормы является второй необходимой
стадией в процессе применения права.
Она базируется на данных, полу¬ченных
в результате исследования фактических
обстоятельств дела. Ее главной задачей
является правильный выбор нормы права,
соответст¬вующей установленным юр. фактам.
Выбор нормы соответст-вующий установленным
обстоятельствам называется юр. ква¬лификацией
дела. Юридическая квалификация дела начинается
с определения отрасли права и института
права, содержащих нормы, регулирующие
данную предметную область общественных
отношений. Затем путем сопостав¬ления
отдельных юр. норм, установления содержания
их гипо¬тез, диспозиций и санкций выделяется
норма, регулирующая данное конкретное
отношение. На этой ступени важно отграничить
данную норму права от смежных по содержанию
(например, кражу от грабежа и разбоя);
определить взаимосвязь нормы особенной
части с нормами общей части данной отрасли
права.. Для правильной квалификации дела
используются различные спосо¬бы уяснения
смысла юридических норм, акты толкования
права; в необ¬ходимых случаях разрешаются
коллизии между действующими норма¬ми,
применяется аналогия закона и права.
Правильный выбор применительно к установленным
обстоятельст¬вам юридической нормы дает
возможность перейти к заключительной
стадии процесса применения права — принятия
решения.
56. Способы уяснения смысла юридических
норм.
Уяснение смысла юридических норм является
одним из элементов толкования права в
процессе юридической квалификации дела.
Толкование права — деятельность субъектов
применения права по установлению точного
содержания (смысла) юридической нормы
в соответствии с выраженной в ней волей
правотворческого органа. Толкование
права состоит, прежде всего, в уяснении
правопримени¬тельным органом через текстовое
содержание нормативного акта смыс¬ла
применяемой юридической нормы. Уяснение
смысла юридической номы осуществляется
с помощью выработанных юридической наукой
и практикой способов толкования. К основным
из них относятся: 1) грамматическое толкование
нормы, нацеленное на установление точного
смысла отдельных терминов и предложений
на основе правил грамматики, орфографии,
пунктуации; логическое толкование нормы,
состоящее в установлении со¬держания
и объема зафиксированных в норме понятий,
их соотношения между собой с помощью
правил формальной логики; 2) систематическое
толкование нормы, определяющее место
дан¬ной нормы в институте и отрасли права,
ее структурно-смысловых связи с другими
нормами данной отрасли и других отраслей
права; 3) историческое (целевое) толкование
нормы, состоящее в уточне¬нии смысла
нормы, исходя из конкретно-исторических
условий приня¬тия содержащего норму
законодательного акта, поставленных
при этом целей правового регулирования.
Цыганов. Способы токования права - это
совокупность средств, методов, направленных
на уяснение содержания норм права. Таким
образом, способы толкования относятся
к уяснению смысла правовой нормы. Среди
них выделяют следующие способы: 1) грамматический
(текстовой) - толкование
с помощью средств языка, грамматический,
лексический, морфологи¬ческий, синтаксический анализ текста
нормы права; 2) систематический
- анализ нормы права
посредством установления его
системных связей, т.е.
его места в системе права, соотношения
с другими нормами; 3) логический - уяснение
содержания норм права из их собст¬венного
текста с помощью законов и правил формальной
логики; 4) историко-политический - анализ
нормы права посредством уяснения историко-политической
ситуации, в которой нор¬ма права принималась,
при этом лучше устанавливаются причины
и мотивы её приня-тию; 5) телеологический
(целевой) - тесно примыкает к историко-политическому,
это уяснение смысла нормы путём уста¬новления
целей его принятия; 6) юридический - уяснение
смысла нормы права с помощью установления
содержания специальных юридических
терминов, анализа юридических
средств, правил, конструкций.
57. Виды толкования права по
объему. Толкование права - это деятельность
государ-ственных органов, должностных
лиц, граждан и их объединений, направленная
на рас-крытие истинного смысла юридических
норм в соответствии с за¬ключённой в
них волей правотворческого субъекта.
Толкование права является неотъемлемым
элементом правоприме¬нительной деятельности.
Толкование права абсолютно необходимо
в силу того, что все нор¬мы права в большей
или меньшей степени имеют общий, абстрактный
характер; а также в силу наличия специальной
терминологии, ошибок законодателя, не
сумевшего достаточно чётко и ясно выразить
свою мысль. Как особый вид деятельности
толкование права складывается из двух
частей: 1) уяснение смысла правовой нормы
- процесс получения тол¬кующим истинного
знания о норме права «для себя»; 2) разъяснение
смысла правовой нормы - процесс выработки
толкующим пояснений и рекомендаций, содержащих
точный смысл нормы права, установленный
в процессе уяснения. Способы токования
права - это совокупность средств, методов,
направленных на уяснение содержания
норм права. Таким образом, способы толкования
относятся к уяснению смысла правовой
нормы. Среди них выделяют следующие способы:
1) грамматический (текстовой)
- толкование с помощью
средств языка, грамматический, лексический,
морфологический, синтаксический анализ
текста нормы права; 2) систематический
- анализ нормы права
посредством установления его
системных связей, т.е.
его места в системе права, соотношения
с другими нормами; 3) логический - уяснение
содержания норм права из их собст¬венного
текста с помощью законов и правил формальной
логики; 4) историко-политический - анализ
нормы права посредством уяснения историко-политической
ситуации, в которой нор¬ма права принималась,
при этом лучше устанавливаются причины и мотивы её
принятию; 5) телеологический (целевой)
- тесно примыкает к историко-политическому,
это уяснение смысла нормы путём уста¬новления
целей его принятия; 6) юридический - уяснение
смысла нормы права с помощью установления
содержания специальных
юридических терминов, анализа
юридических средств,
правил, конструкций. Толкование права
по объёму. В зависимости от соотношения
текста нормы права, её буквального смысла
и истинного содержания (в зависимости
от объёма) различают три вида толкования.
1) Буквальное толкование - когда текст
нормы права, её буквальный смысл полностью
совпадает с истинным содер¬жанием. Это
наиболее распространённый и приемлемый
вид толкования. Он означает, что законодателю
удалось чётко выразить свою волю. 2) Ограничительное
толкование - когда истинный смысл нормы
права уже её текстуального выражения,
букваль¬ного смысла. Например, в К. РФ
говорится, что граждане РФ имеют право
участвовать в отправлении правосудия.
На самом деле, в отправлении правосудия
участвуют не все гражда¬не, а только взрос-лые
и дееспособные. 3) Расширительное толкование
- когда истинный смысл нормы права шире
её текстуального выражения, бук¬вального
смысла. Например, в К РФ говорится о том,
что граждане РФ имею право обращаться
в государственные органы, на самом деле
таким правом обладаю и иностранные граждане.
Виды толкования права по субъектам. В
зависимости от субъектов толкование
права делится на два ос¬новных вида: официальное;
неофициальное. Официальное толкование
даётся специально уполномоченными на
это гос. органами и является обязательным
в процессе применения толкуемых норм
права. В свою очередь оно делится на: а)
нормативное; б) казуальное. Неофициальное
толкование даётся негосударственными
организа¬циями и частными лицами и не
имеет юридической силы.