Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
Правовая система общества.
Ее понятие и структура.
В последние годы в нашу науку вошел ряд новых общетеоретических понятий, которые носят собирательный, обобщающий характер. К ним относят, например, такие понятия, как «правовая основа», «правовая система», «правовой статус», «правовая культура», «механизм правового регулирования». Они явились результатом тех процессов, которые произошли и происходят в реальной действительности. Одна из таких категорий – «правовая система», которая дает возможность анализировать всю правовую реальность в ее целостном виде. С разработкой этой правовой категории произошла определенная переориентация правовой мысли, появилось очень много нерешенных проблем, ибо сразу всем стало ясно, что право это не вся правовая система, а лишь ее нормативная основа, центральное звено. Правовая система – это сложное, многоплановое понятие, отражающее всю совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовая система не совпадает ни с системой права (внутренняя структура права), ни с системой законодательства, ни с механизмом правового регулирования. В широком смысле «правовая система» выступает нормативной основой всего социально-экономического, политического слоя общества, и правовую систему определяют как совокупность внутренне согласованных взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения. Три определяющих правовых явления – право, юридическая практика, правовая идеология – в совокупности образуют правовую систему. Право – это центр (ядро) всей правовой системы. Юридическая практика включает деятельность правотворческих органов и правоохранительных органов государства. Правовая идеология – это правовые знания, представления, понятия, убеждения о необходимости принятия соответствующих норма права, о содержании права. Необходимо заметить, что особенности правовых систем различных стран зависят от соотношения и содержания указанных трех элементов. От того, как они соотносятся между собой, все это определяет специфику правовой системы того или иного государства. Например, в правовых системах англо-саксонского права первое место в силу особых исторических условий этих стран, сложившихся традиций, занимает юридическая практика (прецеденты). В праве континентальной Европы на первом месте право, выраженное в законодательстве. В праве, господствующем в мусульманской религии, первое место занимает религиозная мусульманская правовая идеология. Поэтому понятие правовой системы позволяет широко и полно осветить особенности той или иной страны в связи деятельностью их юридических органов и отсюда обрисовать специфику права в группах стран.
49. Основные правовые семьи современности;
Понятие.
Правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.
Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Основные элементы правовой системы:
§ право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности;
§ законодательство и иные источники права;
§ юридическая практика, ядро которой - судебная практика; причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;
§ правосознание.
Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. Проблема критериев типологии правовых систем очень сложна, этот вопрос невозможно охватить рамками учебного курса. Скажем лишь, что в настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозноэтические признаки права.
В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:
· национальные правовые системы,
· правовые семьи,
· группы правовых систем.
Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
В зависимости от особенностей способов правообразования различают 4 правовых семьи современности:
§ романо-германская правовая семья, или система статутного права;
§ англосаксонская правовая семья, или система общего права;
§ религиознообщинная правовая семья;
§ идеологизированная правовая семья.
В качестве более полной классификации выделяют семьи:
общего права,
романо-германскую, обычнотрадиционную,
мусульманскую,
индусскую,
славянскую.
Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.
Группы правовых систем - это совокупность национальных правовых семей, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.
Например, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:
§ группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии, Румынии, право латиноамериканских стран, каноническое (церковнокатолическое) право);
§ группу германского права (правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.).
Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют также две группы:
- группа английского и американского права (Англия, США);
- группа правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.
В рамках славянской правовой семьи выделяют:
- группу российского права (Россия и ее субъекты);
- группа западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия)
Романо-германская (законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права - нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.
Англосаксонская правовая семья. Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Для этой семьи характерно развитие процессуальных дисциплин. Суд играет ведущую роль, по сути он творит право. Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Общее право - это право юристовпрактиков. Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.
Религиознообщинная правовая семья или семья мусульманского и традиционного права. Эта семья сформировалась на основе двух факторов:
- догма веры (мусульманское право),
- обычаи (традиционное право).
Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае они не подпадают под наше определение права.
В религиознообщинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства.
К традиционным правовым системам, которые построены на обычном праве, относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие.
В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.
Страны мусульманского права образуют одну из закрытых правовых систем.
Источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка; это сборник нормтрадиций, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - это комментарии ислама, созданные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют.
Другой распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно также тесно связано с религией - индуизмом. Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.
На сегодняшний день для стран традиционного и религиозного права характерно усиление роли закона как источника права. Но это происходит на фоне неснижающегося значения традиционных и религиозных норм.
Идеологизированная правовая семья. Иногда ее рассматривают вместе с религиозной, т.к. в последней тоже очевидна ведущая роль идеологии, в качестве которой выступает религия. В качестве ведущего источника права здесь выступает политическая идеология. Это самая молодая правовая семья, она сложилась после Второй мировой войны (40-50-е годы XX в.). Для большинства норм этой системы характерен императивный характер. Отличительными чертами являются принижение прав человека, декларативность управомочивающих норм, гипертрофированное количество подзаконных актов. Политические нормы в этом случае ставятся выше юридических, последние применяются только постольку, поскольку соответствуют политической доктрине. Странами, положившими начало этой правовой семье, были Советский Союз и страны социалистического содружества. На сегодняшний день большинство из них отошли от социалистической идеологии. Но и сегодня в данной правовой семье можно причислить государства социалистической ориентации.
В предложенной выше классификации использовано сразу несколько довольно разнохарактерных критериев: и технико-юридических, и социально-экономических, и идеологических. Такая классификация была устоявшейся в науке и главное - соответствовала государственно-правовым реалиям мира. Отход от социалистической идеологии привел к необходимости определить правовую природу стран бывшего социалистического лагеря. Эта проблема актуальна и для России. Формально эти страны можно отнести к законодательной правовой семье, т.к. они сходны по основному источнику права, которым является нормативно-правовой акт. Однако у этих государств имеется ряд особенностей, которые не позволяют им вписаться в традиционную схему романо-германской правовой семьи. Поэтому на сегодняшний день довольно распространенной является тенденция выделения славянской правовой семьи, которая объединяет Россию и государства юго-восточной Европы. Славянская правовая семья представляет собой особый целостный правовой феномен, основанием выделения которого послужило единство духовных, наци ональных, исторических, этнических, культурных, специальноюридических факторов, характеризующих правовую культуру России и ряда восточноевропейских стран.
50. Концепции государства, его сущность, понятие и признаки;
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенное на определенной территории, и представляемое органом высшей власти. В этом значении, например, говорят о французском государстве, немецком, японском, российском государстве. В древности, примерно до XVI – XVII веков, государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества, которое оно представляет и организует. Одним из первых широкое и узкое понимание термина «государство» разграничил Макиавелли. До него для обозначения государства использовали самые разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика и так далее. Макиавелли ввел в научный оборот специальный термин «стато» для обозначения государства независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества.
В узком собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. Пожалуй, нет более спорного вопроса в политической, юридической науки, чем вопрос о государстве, его природе, его роли в общественной жизни.
В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства. Существует множество определений понятия «государство» и такое многообразие взглядов объясняется в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное и исторически меняющееся явление. Множественность определений понятия государства не может быть оспорена. В разных определениях отражаются различные стороны государства как сложного явления.
Всем государствам истории и современности присущи общие признаки, которые отличают государство от других политических организаций общества, например, политических партий, политических клубов, ассоциаций и так далее:
1.
Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, воздушное пространство, континентальный шельф и так далее. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени, например, уменьшаться в результате поражения в войне, или наоборот увеличиваться в процессе экспансии. Территория государства занята его населением. Население – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ или нация понятия не тождественные. Народ или нация – это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как подданный, гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению пространственных пределов государства – государственной границы, – которая отделяет одно государство от другого. Таким образом, государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ.
2.
Политическая публичная власть – это определяющий признак государства. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воли, навязывать ее подвластным. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет – их иначе называют чиновниками, бюрократами, управленцами, политической элитой и так далее. Власть политической элиты имеет институализированный характер, то есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Аппарат или механизм государства является материальным выражением государственной власти. К важнейшим государственным органам относятся законодательные, исполнительные, судебные органы, однако особое место в аппарате государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе карательные функции – армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения. Отличительным признаком государственной власти от других видов власти (политической, партийной, семейной) является ее публичность или всеобщность, универсальность, общеобязательность ее указаний.
Признак публичности означает, во-первых, что государство является особой властью, которая не сливается с обществом, а стоит над ним. Во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество. Универсальность государственной власти означает ее способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы. Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения, проводить их в жизнь, зависит от ее легитимность. Легитимность власти означает, во-первых, ее законность, то есть установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными, во-вторых, ее поддержка населением и, в-третьих, ее международное признание.
3.
Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом. Право позволяет власти сделать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направлять поведение народа в нужное русло. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях требования правовых норм с помощью специальных органов – судов, администраций и так далее.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"