Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности. Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

Критерий разграничения обычаев  и норм морали, действующих в современном  обществе, видится в том, что они  регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые  в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок  реализации моральных норм. Можно  найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее  эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

В пользу понимания обычаев как  сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует  их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни  человека, предприятий, организаций, государства  и общества. В отличие от обычаев  традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в  силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

В настоящее время широкое распространение  получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединении, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

Норма права - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права. Правовые нормы имеют следующие признаки:

(1) Регулирование поведения. Нормы  права регулируют поведение людей  (как правило, в отношениях  с другими людьми), деятельность  организаций, представляют собой  правила поведения.

(2) Общий характер. Неконкретность  адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

(3) Общеобязательность. Нормы права  обязательны для всех, кому они  адресованы.

(4) Связь с государством. Правовые  нормы устанавливаются или санкционируются  государством, при необходимости  обеспечиваются государственным  принуждением.

По характеру содержащихся в  них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт). Существуют и другие классификации правовых норм: по социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения), по степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные, по источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др., по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права. Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

 

51. Право в системе  нормативного регулирования.

Система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической (правовой) надстройкой. Юридическая (правовая) надстройка — это совокупность всех правовых явлений, определяемых, в конечном счете, экономическим базисом общества.

Система социальных норм выступает  лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений.

 Система нормативного регулирования  — это совокупность социальных  норм, регламентирующих поведение  людей в обществе, их отношения между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой. Система нормативного регулирования обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений. Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

Под нормой права понимается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняемое государством.

Соотношение норм права  и норм морали

Взаимодействие  права и морали в обществе —  сложный, многогранный процесс. Активно  влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право. Право и мораль — дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее  характерными чертами взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных связей возникает качественно новое явление — морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику. Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность.

Главные общие черты:

- право и мораль являются  надстройкой над экономическим  базисом общества;

- право и мораль имеют нормативное  содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

- право и мораль основаны  на единстве социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Отличительные черты и свойства. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства; в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть систематизированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им; содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий их осуществления. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения. Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат дальнейшее развитие.

Соотношение корпоративных  норм и норм права

Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных негосударственных организаций, их слияния. Нормы негосударственных, в том числе коммерческих, организаций являются одним из видов социальных норм. Корпоративные нормы есть установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях различных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм.

Правовые  нормы этих организаций могут  содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами; при этом они приобретают значение правового акта. Все негосударственные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют они эту функцию в различных формах и в разном объеме. Формально-юридически право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами кооперации.

Механизм  действия норм негосударственных организаций  сходен с правовым. Они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер и санкций и т, д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере действия, категоричности, но имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое влияние за пределы правового регулирования.

Таким образом, общие черты норм права и корпоративных  норм следующие: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними — в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то корпоративные нормы принимаются организациями и ими же, т. е. силой общественного мнения данной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах этих организаций.

Соотношение норм права  и обычаев

Особое положение  в системе социальных норм занимают обычаи — такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения  в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а  в результате многократного повторения становятся привычными. Они несколько  менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.

Нормы права  и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.

 

 

52. Право и мораль: единство  и различия.

Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость таких двух явлений общественной жизни, как право и мораль. Русские правоведы, такие как В.С. Соловьев, И.А. Ильин, подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"