Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Право есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливается государственной властью и служит средством обеспечения порядка и организованности в обществе.

Все юристы по роду своей деятельности изучают и применяют прежде всего  правовые нормы. Однако они же для  оценки поведения субъектов правовых отношений постоянно обращаются и к этическим критериям, так  как в их основе лежат нормы  морали.

Вообще, мораль — это важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. При этом главное в морали — это представления о добре и зле, честном и бесчестном. Мораль имеет два аспекта: внутренний и внешний.

Внутренний аспект морали выражает глубину осознания индивидом  своего собственного «Я»; это мера ответственности, духовности, общественного долга, степень  обязанности лица перед обществом (совесть). Внешний аспект морали выражает конкретные формы внешнего проявления качеств, составляющих внутренний аспект морали (поступки человека).

Взаимоотношение права и морали весьма сложно. В учебной литературе выделяют четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права  и морали состоит в том, что:

  1. они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования;
  2. преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал;
  3. у них один и тот же объект регулирования – общественные отношения; их требования во многом совпадают;
  4. в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
  5. в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами;
  6. выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

Однако наряду с общими чертами  право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой.

Различие права  и морали  заключаются в следующем.

  1. различаются прежде всего по способам формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством.  Нормы морали формируются обществом в духовной сфере и опираются на складывающиеся в общественном сознании представления о добре и зле, чести, достоинстве и т.п.
  2. различаются по методам их обеспечения. Право создается государством и им обеспечивается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения.
  3. различаются по форме их выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в строго определенных формах, в специальных актах государства (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Моральные же нормы содержатся, в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п.
  4. по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, благородного и неблагородного т.д.
  5. различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая строго регламентирована законом. Четкой процедуры за нарушение нравственности нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению.
  6. различаются по уровню требований предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая требует от личности гораздо больше чем закон.
  7. различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право регулирует лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений как дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода и т.д.
  8. У права и морали разный «возраст». Мораль «старше по возрасту», она всегда существовала в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенном этапе общественного развития.

 

53. Взаимодействие и противоречие  права и морали.

Взаимодействие  права и морали.

Право и мораль тесно поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, положительном влияние  на личность, формировании у граждан  правовой культуры и нравственности. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным.

Еще Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах:

  1. Правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества (например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу).
  2. Реализации права.

а) определение личных качеств правонарушителя, что влияет на избираемую судом меру наказания

б)  юридическая квалификация действий субъекта (хулиганство, клевета, унижение достоинства)

в) толкование норм права, в частности оценочных терминов ( недобросовестное отношение, особая жестокость)

Противоречия  между правом и моралью.

Причины противоречий между правом и моралью  заключаются в разном уровне требований к поведению субъектов, в различных  подходах, методах регуляции.

Право более консервативно, мораль более подвижна, изменчива и активно  реагирует на происходящее в жизни. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние.

Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон  запрещает, а мораль разрешает. Например, некоторые молодые матери оставляют  своих детей в родильном доме. Закон этого не запрещает, но мораль осуждает.

Итак, возможны ситуации противоречия между  правом и моралью, самое главное, чтобы они не создавали условий  для произвола должностных лиц  и отдельных граждан.

 

54. Формы (источники) права.

В юридической  науке  используют два понятия  – форма и источник права. Большинство ученых отождествляют их. Однако в последнее время все большее признание получает позиция, согласно которой понятия формы права и источника права, хотя и тесно связаны, но не совпадают.

Форма права показывает, как организованно право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания конкретным явлениям официальной юридической силы, качества общеобязательности.

Понятие источника права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Источник права – это то, из чего оно создается, возникает.

В 60-х годах 20 в. В отечественной  юридической литературе шел спор по поводу употребления термина «форма права» вместо «источник права» (проф. А. Ф. Шебанов). Однако данная позиция не получила поддержки, вместо этого предполагалось уточнить термин и назвать его «юридически формальный источник права» (проф. С.Л.Зивс, М.С.Строгович).

Одновременно предполагалось выделять источники права:

  1. В материальном смысле (общественные отношения, питающие появление права)
  2. В идеальном смысле (философские идеи, лежащие в основе данной правовой системы)
  3. В юридическом (формальном) смысле (форма выражения, объективизации и закрепления правовых норм).

В последнее  время выделяется источник права  в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права.

Сегодня, чаще всего, термин «источник права» употребляется в юридическом  смысле.

Юридические источники – это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В.Мицкевич).

Виды форм (источников) права.

Обычно в  теории государства и права выделяют четыре вида источника права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов. Так, например, в 426 г. в Древнем Риме был издан закон «о цитировании юристов» (правовая доктрина), по которому общеобязательное значение следовало признавать за высказываниями «знатоков права»: Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина.

Правовой  обычай, т.е. правило поведения, вошедшее в привычку людей вследствие его повторения в течение длительного времени, является наиболее древней формой права. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Для правового обычая характерны локальный характер, тесная связь с религией, определенность правила поведения, единообразие в его соблюдении, нередко выражается в пословицах и поговорках.

Такие законодательные  памятника, как Русская Правда, Законы Ману, представляют собой сборники правовых обычаев.

Современное российское законодательство в ст. 5 Гражданского кодекса РФ установило новое понятие – «обычаи делового оборота». В их качестве признаются сложившиеся и широко применяемые  в какой-либо области предпринимательской  деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы  ли они в каком-либо документе  или нет.

Юридический прецедент – это решение юрисдикционных и административных органов высоких инстанций по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

Судебный  прецедент получил широкое распространение  в Великобритании, США, Австралии  и др. странах. Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные  оценки прецедента как источника  права, однако в последнее время  тон критических высказываний несколько  изменился. Более того, некоторые  юристы высказывают предложения  о необходимости «уравнять в  правах» судебную доктрину и иные источники права.

Нормативный договор как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.).

Выделяют два вида договоров нормативного характера:

  1. Внутригосударственные (внутрифедеративные)
  2. Международные

Внутригосударственные:

  1. О компетенции (о разграничении предметов ведения между РФ и субъектами)
  2. О взаимодействии (межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве)

Международные:

  1. Нормоустанавливающие (договор о нераспространении ядерного оружия)
  2. Учредительные (соглашение о создании СНГ)

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными государственными органами, содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения) и направленный на регулирование общественных отношений.

Нормативно-правовой акт имеет ряд положительных  свойств, выгодно отличающих его  от иных источников права:

  1. точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
  2. может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.
  3. всегда обладает четкой внутренней структурой, включающей разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания.

 

55.  Нормативно-правовые  акты и их виды.

Среди различных  форм (источников) права важное место  занимают нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными государственными органами, содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения) и направленный на регулирование общественных отношений.

Можно выделить следующие отличительные признаки нормативно-правового акта:

- его издает уполномоченный  государственный орган;

- он обладает определенной юридической  силой;

- имеет конкретную сферу применения;

- охраняется от нарушений правоохранительными  органами государства;

- обладает реквизитами, придающими  документу индивидуально-правовую  характеристику.

В целом вся совокупность нормативных  актов государства, в конечном счете, устанавливает определенный правовой режим государства, его правопорядок.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям.

По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативных актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного регулирования.

              Первое место занимает Конституция,  затем – законы разного вида (ФКЗ, ФЗ), далее – подзаконные  акты (указы Президента, постановления  Правительства, акты министерств  и ведомств). Выделяются также  Конституции и уставы субъектов  и т.д.

              По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

- акты общего действия, охватывающие  всю совокупность отношений определенного  вида на данной территории;

- акты ограниченного действия  – распространяются только на  часть территории или на строго  определенный контингент лиц,  находящихся на данной территории;

- акты исключительного (чрезвычайного)  действия – реализуются лишь  при наступлении исключительных  обстоятельств, на которые рассчитан  акт (военных действий, стихийных  бедствий).

По  субъектам, издающим нормативно-правовые акты, последние можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти.

По  содержанию нормативно-правовые акты классифицируются на акты содержащие нормы одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство) и акты, имеющие комплексный характер, которые включают нормы различных отраслей права (муниципальное, хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"