Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-1-59.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

В России эпизодические попытки  православной церкви усилить свое влияние  на Г вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы  управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от Г, упразднились все формы союза церкви и Г.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется  свобода вероисповедования, включая  право не исповедовать никакой. Закон  «О свободе вероисповедования» реализует  право на реализацию убеждений, религиозные  объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.

Светские  Г: в  светских  Г  все  виды  религиозных  организаций  отделены  от  Г,  не  вправе  выполнять  ни  политич  ни  юридич  функций,  не  могут вмешиваться в дела  Г.  Г охраняет  законную  деятельность  религиозных  объединений,  гарантирует  свободу  религии,  обеспечивает  равенство  всех  религиозных  организаций  перед  законом.  Статус  светского  Г  закрепили  РФ,  Германия,  Франция,  все  Г  СНГ  и  др. 

В некоторых Г монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной. Такие монархии носят название теократические (Саудовская Аравия).

Вопрос 39. Основные функции и тенденции развития политической системы российского  общества.

В процессе радикальных реформ произошел распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы, осуществляется переход к плюралистической демократии.

Необходимо отметить, что демократический  политический процесс в России развивается  неравномерно. Общество учится демократии. Но обучение демократии - достаточно длительный исторический процесс. Демократия - не каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая необходимость. Важно понять, что демократический режим не сводится к различного рода правам и свободам. Посттоталитарный политический режим имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, сложившихся в России.

Политическая система российского  общества на современном этапе характеризуется  переходным состоянием от тоталитаризма к демократии. Механизм эволюционной трансформации российской политичес­кой системы включает в себя смену концентрации власти принципом разделения властей, однопартийной системы ~ многопартийной, поли­тического и идеологического монополизма - политическим плюрализ­мом, превращение подданного государства в самостоятельного незави­симого гражданина.

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии  центрального аппарата на власть, преодолению  отчуждения соци­альных общностей, личностей от политической власти, всех элементов поли­тической системы Российской Федерации. Политическая власть становится не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека. Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано га­рантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для него. Главным элементом демократической политической системы является человек как политический субъект. Интерес человека - это основной политичес­кий капитал» и политический рынок обязан его учитывать.

Вопрос 40. Понятие  права. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.

Термин «право» - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на   регулирование общественных отношений (объективное или позитивное право). Сущность права - это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении.

Можно выделить следующие подходы  к изучению сущности права:

1. классовый, в рамках которого  право определяется как система  гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная  в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

2. общесоциальный, в рамках которого  право рассматривается как выражение  компромисса между классами, группами, различными социальными слоями  общества (здесь право используется  в более широких целях, как  средство закрепления и реального  обеспечения прав человека и  гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный, и  национальный, и расовый, и иные подходы  к сущности права, в рамках которых  соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. 

Вопрос 41. Право  как явление цивилизации и  культуры, его социальная ценность.

Возникнув как институт цивилизации  в соответствии с ее требованиями, как один из ее первых «блоков», право стало носителем этих требований, механизмом претворения их в жизнь, обеспечивающим «самоподдержание» общества.

В эпоху цивилизации общество в  значительной степени оторвалось от жесткого «слепого», безвариантного диктата  природы и, опираясь на собственную  основу, на культуру как на область  возрастающего и объективируемого творчества, само дерзко «двинулось вперед», наращивая темп развития, по сложным, неизведанным, непредсказуемым путям прогресса. Новые общественные силы, которые сложились в условиях цивилизации, — не только и не столько факторы и силы разрушения прошлого (хотя такое значение нельзя упускать из виду), сколько импульсы саморазвития, стимулы творческих созидательных начал, активности, наращивания самоценности человека, и главное — реализации и обеспечения свободы для высшего творения Природы — человека. Сообразно этому свобода и гуманизм, движение к ним стали выражением и главным показателем прогресса человечества.

Социальная ценность права имеет  вполне конкретные проявления. Среди них можно выделить следующие.

Во-первых, право обладает таким  важным свойством, как придание отношениям между людьми и их объединениями необходимой согласованности, организованности. Посредством этого право обеспечивает устойчивый порядок в общественных отношениях. Без этого само нормальное функционирование и развитие государственно организованного общества невозможно.

Во-вторых, право - важный и объективный  критерий оценки поведения отдельных  людей и их общностей. С одной  стороны, оно выступает реальным определителем меры усмотрения, свободы  отдельных лиц и их объединений во взаимоотношениях друг с другом. Именно оно устанавливает то, где заканчивается свобода одних и начинается свобода других лиц. Соответственно переход этой грани и есть произвол, правонарушение.

В-третьих, право - средство как согласования интересов и воли отдельных лиц  и их объединений, так и разрешения противоречий между ними. Это и понятно, ибо право, с одной стороны, определенный баланс интересов и воль, взаимодействующих в обществе. А с другой, важный элемент - как определитель должного поведения - механизма решения споров (в суде и т.д.). Поэтому о праве говорят, как об эффективном средстве обеспечения мира и согласия в обществе.

В-четвертых, право может быть важным рычагом прогрессивных общественных преобразований. Это проявляется, например, при переходе от тоталитарного общества к демократическому. На основе права формируются плюралистическая политическая система, рыночная экономика и т.д.

Вопрос 42. Основные концепции правопонимания. Поиск  интегративного подхода.

Право - сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы всех без исключения участников общественных отношений, индивидуальных и коллективных. Вокруг него всегда шли и сейчас идут постоянные научные споры. Существует множество различных трактовок данного феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества (естественно-правовая, историческая, социологическая, психологическая, нормативистская и др.).

В данном же случае обращается внимание на современные подходы к пониманию  права, на те аспекты, по которым ученые-правоведы ведут дискуссии и высказывают свои мнения относительно предмета полемики. Иными словами, существует плюрализм правопонимания. Укажем лишь на некоторые из выдвигаемых концепций и интерпретаций.

1. Право есть фактический порядок  отношений, охраняемый и защищаемый  государством. По сути - это возврат к известным юридическим воззрениям прошлого. По такой логике даже нелегитимное применение силы окажется "правом", но полицейским, "кулачным".

2. Право - это не законы, принимаемые  демократически избранными представительными  учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи ("неписаное право"), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль. Сегодня это особенно очевидно.

3. Следует различать право власти  и право гражданского общества (С.С. Алексеев). Автор соглашается  с тем, что "если право  выражено в законах и других  нормативных источниках, то оно  худо-бедно всегда содействует  какому-то порядку, помогает хоть  в чем-то противостоять хаосу  и беспределу. Писаное право - всегда некоторый плюс по сравнению с вакханалией разбойничьего своеволия и революционной целесообразности"

4. Необоснованный и гипертрофированный  разрыв естественного и позитивного  права по принципу: "или - или" (Л.В. Петрова). Ведь естественно-правовая  доктрина вовсе не отрицала  значения положительных законов,  не умаляла их роли и необходимости.  Она лишь выступала за приоритет  прирожденных, а потому неотъемлемых  прав человека и за полное  соответствие им всех юридических  установлений, принимаемых отдельными  государствами. Указанные два вида права должны не коллизировать между собой, а тесно взаимодействовать.

ИНТЕГРАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА  — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как  единстве правовых идей, норм и отношений (действий), в которых идеи и нормы  реализуются и воспроизводят себя. Это право, выраженное в принципах (идеях), получивших законодательное признание и подтверждение (осуществление) в правовой деятельности. Опасность одностороннего подхода к праву — узконормативного или широкого — сейчас очевидна. И ныне, каких бы взглядов на право ученые-юристы не придерживались, все — против такой односторонности. Господствующая тенденция современного развития правоведения — углубление представлений о праве (правовых идеях, принципах, нормах, отношениях, действиях) как едином целом. Задача заключается в том, чтобы восстановить на более широкой теоретической основе расчлененное анализом единство всех сторон права, с помощью синтеза (интеграции) представить его как целое, показав суть и взаимодействие отмеченных сторон, место и меру каждой из них. Этой задаче отвечает интегративный подход, способ теоретического познания и практического освоения социально-правовой действительности, позволяющий «собрать» воедино, объединить на общей основе все компоненты права — идеи, нормы, правовые представления и чувства, отношения (действия), отобразив тем самым естественно-правовую природу права, его нормативность, обязательность, восприимчивость индивидуальным и массовым правосознанием и его деятельностный характер. C позиции интегративного подхода в праве все в одинаковой мере важно. Право, с этой точки зрения, есть правовая идея, воплощенная в норме (законе), интериоризированная сознанием и реализующаяся (экстериоризированная) в фактических правомерных действиях и отношениях — в правовом порядке. В таком аспекте право предстает системой общественного порядка, реальной силой общества, противостоящей произволу и беспорядку.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"