Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка
Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.
В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на Г вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от Г, упразднились все формы союза церкви и Г.
В настоящее время в России конституцией
каждому гражданину гарантируется
свобода вероисповедования, включая
право не исповедовать никакой. Закон
«О свободе вероисповедования» реализует
право на реализацию убеждений, религиозные
объединения и религиозную
Светские Г: в светских Г все виды религиозных организаций отделены от Г, не вправе выполнять ни политич ни юридич функций, не могут вмешиваться в дела Г. Г охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. Статус светского Г закрепили РФ, Германия, Франция, все Г СНГ и др.
В некоторых Г монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократические (Саудовская Аравия).
Вопрос 39. Основные функции и тенденции развития политической системы российского общества.
В процессе радикальных реформ произошел распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы, осуществляется переход к плюралистической демократии.
Необходимо отметить, что демократический политический процесс в России развивается неравномерно. Общество учится демократии. Но обучение демократии - достаточно длительный исторический процесс. Демократия - не каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая необходимость. Важно понять, что демократический режим не сводится к различного рода правам и свободам. Посттоталитарный политический режим имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, сложившихся в России.
Политическая система
Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации. Политическая власть становится не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека. Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для него. Главным элементом демократической политической системы является человек как политический субъект. Интерес человека - это основной политический капитал» и политический рынок обязан его учитывать.
Вопрос 40. Понятие права. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.
Термин «право» - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на регулирование общественных отношений (объективное или позитивное право). Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении.
Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:
1. классовый, в рамках которого
право определяется как
Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».
2. общесоциальный, в рамках которого
право рассматривается как
Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Вопрос 41. Право как явление цивилизации и культуры, его социальная ценность.
Возникнув как институт цивилизации в соответствии с ее требованиями, как один из ее первых «блоков», право стало носителем этих требований, механизмом претворения их в жизнь, обеспечивающим «самоподдержание» общества.
В эпоху цивилизации общество в
значительной степени оторвалось от
жесткого «слепого», безвариантного диктата
природы и, опираясь на собственную
основу, на культуру как на область
возрастающего и
Социальная ценность права имеет вполне конкретные проявления. Среди них можно выделить следующие.
Во-первых, право обладает таким важным свойством, как придание отношениям между людьми и их объединениями необходимой согласованности, организованности. Посредством этого право обеспечивает устойчивый порядок в общественных отношениях. Без этого само нормальное функционирование и развитие государственно организованного общества невозможно.
Во-вторых, право - важный и объективный критерий оценки поведения отдельных людей и их общностей. С одной стороны, оно выступает реальным определителем меры усмотрения, свободы отдельных лиц и их объединений во взаимоотношениях друг с другом. Именно оно устанавливает то, где заканчивается свобода одних и начинается свобода других лиц. Соответственно переход этой грани и есть произвол, правонарушение.
В-третьих, право - средство как согласования интересов и воли отдельных лиц и их объединений, так и разрешения противоречий между ними. Это и понятно, ибо право, с одной стороны, определенный баланс интересов и воль, взаимодействующих в обществе. А с другой, важный элемент - как определитель должного поведения - механизма решения споров (в суде и т.д.). Поэтому о праве говорят, как об эффективном средстве обеспечения мира и согласия в обществе.
В-четвертых, право может быть важным
рычагом прогрессивных
Вопрос 42. Основные концепции правопонимания. Поиск интегративного подхода.
Право - сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы всех без исключения участников общественных отношений, индивидуальных и коллективных. Вокруг него всегда шли и сейчас идут постоянные научные споры. Существует множество различных трактовок данного феномена, сложились целые школы, направления, доктрины, так или иначе объясняющие сущность, природу, назначение права, его роль в жизни общества (естественно-правовая, историческая, социологическая, психологическая, нормативистская и др.).
В данном же случае обращается внимание
на современные подходы к
1. Право есть фактический
2. Право - это не законы, принимаемые
демократически избранными
3. Следует различать право
4. Необоснованный и
ИНТЕГРАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как единстве правовых идей, норм и отношений (действий), в которых идеи и нормы реализуются и воспроизводят себя. Это право, выраженное в принципах (идеях), получивших законодательное признание и подтверждение (осуществление) в правовой деятельности. Опасность одностороннего подхода к праву — узконормативного или широкого — сейчас очевидна. И ныне, каких бы взглядов на право ученые-юристы не придерживались, все — против такой односторонности. Господствующая тенденция современного развития правоведения — углубление представлений о праве (правовых идеях, принципах, нормах, отношениях, действиях) как едином целом. Задача заключается в том, чтобы восстановить на более широкой теоретической основе расчлененное анализом единство всех сторон права, с помощью синтеза (интеграции) представить его как целое, показав суть и взаимодействие отмеченных сторон, место и меру каждой из них. Этой задаче отвечает интегративный подход, способ теоретического познания и практического освоения социально-правовой действительности, позволяющий «собрать» воедино, объединить на общей основе все компоненты права — идеи, нормы, правовые представления и чувства, отношения (действия), отобразив тем самым естественно-правовую природу права, его нормативность, обязательность, восприимчивость индивидуальным и массовым правосознанием и его деятельностный характер. C позиции интегративного подхода в праве все в одинаковой мере важно. Право, с этой точки зрения, есть правовая идея, воплощенная в норме (законе), интериоризированная сознанием и реализующаяся (экстериоризированная) в фактических правомерных действиях и отношениях — в правовом порядке. В таком аспекте право предстает системой общественного порядка, реальной силой общества, противостоящей произволу и беспорядку.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"