Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп-1-59.docx

— 148.25 Кб (Скачать файл)

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который  в этой связи занимает особое положение  в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и  гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет  в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право  материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление  права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают  в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская  правовая семья прошла четыре главных  этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания  Англии) - отсутствие общего для  всех права; основным источником  права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания  Англии до установления власти  династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего  права и его упадка; нормы общего  права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа  1832 г. в Англии, в результате  которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

Вопрос 49. Религиозно-традиционные правовые системы: особенности, разновидности.

К семье религиозного права относятся  правовые системы таких мусульманских  стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи  можно выделить следующие:

главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические  предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических  положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное  и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном  смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет  место в романо-германской и англосаксонской  правовых семьях).

К семье традиционного права  относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи  являются следующие:

доминирующее место в системе  источников права занимают обычаи и  традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

обычаи и традиции регулируют отношения  в первую очередь групп или  сообществ, а не отдельных индивидов;

нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время  все больше и больше;

судебная практика (юридический  прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

судебная власть руководствуется  идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

архаичность многих ее обычаев и  традиций.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей  имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.

Вопрос 50. «Человек», «личность», «гражданин»: соотношение  понятий. Государство, право и личность: система взаимоотношений.

Личность — это прежде всего человек как существо биологическое с его психофизическими свойствами. Но человек как существо биологическое еще не личность. Человек как личность складывается, формируется только в обществе. Биологическая сущность человека представляет собой основу его общественной сущности. Человек приходит в мир нагим, ничем не обремененным. Сама природа вынуждает его к общению с другими. Как нет общ-ва без человека, так и нет человека без общества. Только в процессе общ-ой жизни человек надевает соц-ую и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным, но и человеком общественным, личностью, деятельным, активным субъектом соц-ых, в том числе правовых, отношений. Правовой статус личности и в современных Г различен. Имеются в виду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, социальной группе и т. д., а из принадлежности личности к Г, из состояния его гражданства. Гражданин Г обладает большими правами и обязанностями, нежели личность, не являющаяся гражданином Г. В последнем случае за личностью не признаются политические права, а другие права могут ограничиваться, например трудовые, имущественные (право собственности на землю).

Человек как личность оказывается  включенным в разные социальные группы и в общ-во в целом, находится в неизбежной связи с Г. Взаимодействие отдельной личности и Г характеризуется их взаимными многочисленными связями, отношениями. Отношения личности и Г различны на разных этапах развития человечества. Характер отношений личности и Г в историческом развитии зависел от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим Г или подавляло личность, ограничивало ее свободу (рабов, крепостных), или предоставляло привилегии. Прошли  столетия, прежде чем гос-во стало относиться ко всем личностям как к равным. Связь личности и Г проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на Г проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общ-ва (партии, движения, общ-ые объединения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая по¬литическими правами, участвует в формировании путем выборов органов Г, контроле и критике деятельности Г в СМИ, обжаловании действий и решений должностных лиц в суд-ых органах. Здесь степень воздействия на Г зависит от политической, гражданской активности самой личности. Очевидно, что гос-во обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность — на гос-во. Здесь роль гос-ва может проявляться в признании и юр-ом закреплении прав и свобод личности, в их охране, возложении на нее определенных тягот (обязанностей). Демократическое правовое Г, исходя из принципа равенства, должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности. Г  призвано обеспечить не только правовую, но и социальную защищенность личности. Имеется в виду обеспечение хотя бы минимума социальных благ, необходимых для нормального существования личности. Последнее имеет место в так называемых социальных Г или в Г с рыночной, социально ориентированной экономикой. В этом случае речь идет об осуществлении Г социальной функции. Связь и соотношение личности и Г находят выражение в правовом статусе личности. 

Вопрос 51. Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация. Гарантии прав и свобод личности: понятие и виды

В России признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Основными правами и свободами  личности считаются те, перечень и  гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

  • естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Установленные Конституцией и другими  нормативными актами права и свободы  человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.

Основные права и свободы  человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.

Все люди равны перед  законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Наряду с правами Конституция  России устанавливает некоторые  важные обязанности граждан, в частности  обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Вопрос 52. Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.

Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Множество  признаков: максимальное обеспечение  прав и свобод человека; ответственность  государства перед гражданином  и гражданина перед государством; четкое разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо. Идея зародилась давно, древние философы задумывались над государством, которое осуществляет свою деятельность на основе закона и гармоничным сочетанием права и государственной власти. По их мнению справедливой государственностью была власть, которая признавала право и с другой стороны им же была ограничена. Древняя Греция и Рим оказали сильное влияние на развитие идеи правового государства. В период перехода от феодализма к капитализму возникли новые подходы к проблеме – это правовая организация государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или группы лиц, обеспечивающей равенство всех перед законом посредством права. Макиавелли видел идеальное государство в форме республики с возможностью свободного пользования имуществом для всех и обеспечение безопасности для каждого. В период буржуазных революций в понятие правового государства внесли вклад такие деятели, как Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтеське, Дидро и Джефферсон, один из авторов Декларации независимости США, в которой, кстати, провозглашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Большинство теорий сходится в одном – в правовом гос-ве законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"