Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:49, шпаргалка
Вопрос 1. Предмет ТГП
Вопрос 2. Место теории государства и права в системах общественных и юридических наук.
Вопрос 3. Функции теории государства и права
Вопрос 4. Понятие методологии теории государства и права
Вопрос 5. Основные принципы общетеоретического исследования государственно-правовых явлений
...
Вопрос 59. Способы изложения норм в статьях нормативно-правовых актов.
ведущая роль в формировании права
(правотворчестве) отводится суду, который
в этой связи занимает особое положение
в системе государственных
на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;
главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
нет кодифицированных отраслей права;
отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.
В своем становлении
1) до 1066 г. (нормандского завоевания
Англии) - отсутствие общего для
всех права; основным
2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;
3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего
права и его упадка; нормы общего
права стали отставать от
4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа
1832 г. в Англии, в результате
которой судьи получили
Вопрос 49. Религиозно-традиционные правовые системы: особенности, разновидности.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
особое место в системе
отсутствует деление права на частное и публичное;
нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Признаками данной правовой семьи являются следующие:
доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;
судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
архаичность многих ее обычаев и традиций.
Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.
Вопрос 50. «Человек», «личность», «гражданин»: соотношение понятий. Государство, право и личность: система взаимоотношений.
Личность — это прежде всего человек как существо биологическое с его психофизическими свойствами. Но человек как существо биологическое еще не личность. Человек как личность складывается, формируется только в обществе. Биологическая сущность человека представляет собой основу его общественной сущности. Человек приходит в мир нагим, ничем не обремененным. Сама природа вынуждает его к общению с другими. Как нет общ-ва без человека, так и нет человека без общества. Только в процессе общ-ой жизни человек надевает соц-ую и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным, но и человеком общественным, личностью, деятельным, активным субъектом соц-ых, в том числе правовых, отношений. Правовой статус личности и в современных Г различен. Имеются в виду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, социальной группе и т. д., а из принадлежности личности к Г, из состояния его гражданства. Гражданин Г обладает большими правами и обязанностями, нежели личность, не являющаяся гражданином Г. В последнем случае за личностью не признаются политические права, а другие права могут ограничиваться, например трудовые, имущественные (право собственности на землю).
Человек как личность оказывается включенным в разные социальные группы и в общ-во в целом, находится в неизбежной связи с Г. Взаимодействие отдельной личности и Г характеризуется их взаимными многочисленными связями, отношениями. Отношения личности и Г различны на разных этапах развития человечества. Характер отношений личности и Г в историческом развитии зависел от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим Г или подавляло личность, ограничивало ее свободу (рабов, крепостных), или предоставляло привилегии. Прошли столетия, прежде чем гос-во стало относиться ко всем личностям как к равным. Связь личности и Г проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на Г проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общ-ва (партии, движения, общ-ые объединения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая по¬литическими правами, участвует в формировании путем выборов органов Г, контроле и критике деятельности Г в СМИ, обжаловании действий и решений должностных лиц в суд-ых органах. Здесь степень воздействия на Г зависит от политической, гражданской активности самой личности. Очевидно, что гос-во обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность — на гос-во. Здесь роль гос-ва может проявляться в признании и юр-ом закреплении прав и свобод личности, в их охране, возложении на нее определенных тягот (обязанностей). Демократическое правовое Г, исходя из принципа равенства, должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности. Г призвано обеспечить не только правовую, но и социальную защищенность личности. Имеется в виду обеспечение хотя бы минимума социальных благ, необходимых для нормального существования личности. Последнее имеет место в так называемых социальных Г или в Г с рыночной, социально ориентированной экономикой. В этом случае речь идет об осуществлении Г социальной функции. Связь и соотношение личности и Г находят выражение в правовом статусе личности.
Вопрос 51. Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация. Гарантии прав и свобод личности: понятие и виды
В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Основными из них являются:
Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.
Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.
Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.
Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:
Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.
Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.
Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.
Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.
Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.
Вопрос 52. Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.
Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Множество признаков: максимальное обеспечение прав и свобод человека; ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо. Идея зародилась давно, древние философы задумывались над государством, которое осуществляет свою деятельность на основе закона и гармоничным сочетанием права и государственной власти. По их мнению справедливой государственностью была власть, которая признавала право и с другой стороны им же была ограничена. Древняя Греция и Рим оказали сильное влияние на развитие идеи правового государства. В период перехода от феодализма к капитализму возникли новые подходы к проблеме – это правовая организация государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или группы лиц, обеспечивающей равенство всех перед законом посредством права. Макиавелли видел идеальное государство в форме республики с возможностью свободного пользования имуществом для всех и обеспечение безопасности для каждого. В период буржуазных революций в понятие правового государства внесли вклад такие деятели, как Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтеське, Дидро и Джефферсон, один из авторов Декларации независимости США, в которой, кстати, провозглашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Большинство теорий сходится в одном – в правовом гос-ве законодатель так же подзаконен, как и гражданин.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"