Шпаргалка по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»

Вложенные файлы: 1 файл

k_zachetu.docx

— 161.64 Кб (Скачать файл)

Система преступлений выглядит следующим образом:

• государственные преступления: «крамола» — измена князю, государству; заговор; мятеж и призыв к восстанию;

• должностные преступления и преступления против порядка управления и суда: взятка, казнокрадство, фальшивомонетничество, вынесение заведомо несправедливого решения, нарушение установленного порядка судопроизводства, дача ложных показаний;

• преступления против личности: убийство, убийство господина, оскорбления действием и словом;

• имущественные преступления: грабеж, разбой, кража, похищение людей.

Судебники 1497 и 1550 гг. усложнили  систему наказаний и выработали новые цели наказания — устрашение и изоляция преступника.

Высшей мерой наказания  являлась смертная казнь, но она могла  быть отменена помилованием государя.

Другим тяжким наказанием была торговая казнь — битье кнутом на торгу. Широко применялись членовредительные и телесные наказания.

В качестве дополнительных наказаний  применялись штрафы и денежные взыскания. Размер штрафа зависел от тяжести поступка и социального статуса потерпевшего.

Судебник 1497 г. вводил две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам. Для этой формы судебного процесса характерны следующие положения: в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, существовало понятие исковой давности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой.

В качестве доказательств  выступали: собственное признание, присяга, свидетельские показания, письменные документы (грамоты, договоры и т. п.).

Развивается система обжалования  судебных решений. Решения местных судов можно было обжаловать в приказы, Боярскую думу или великому князю.

За подачу иска в суд, получение  судебного решения, розыск ответчика и т. д. Судебником устанавливались высокие судебные пошлины, вследствие этого для низших слоев населения обращение в суд было малодоступным делом.

Вторая форма судебного  процесса — розыскная. Розыск применялся по государственным и другим тяжким преступлениям, по делам «лихих людей». Дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание, для получения которого могла применяться пытка. Судоговорение не велось, основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки.

 

21. Судебники XV—XVI вв.: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательств.

В судебном процессе различаются две формы. Первая (состязательный процесс) используется при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел. Здесь широко использовались свидетельские показания, присяга, ордалий (в форме судебного поединка). Вторая процессуальная форма (розыскной процесс) применялась в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.), причем их круг постепенно расширялся. Сущность розыскного ("инквизиционного") процесса заключалась в следующем: дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица, в ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства как поимка с поличным или собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве другой новой процессуальной меры использовался "повальный обыск", т.е. массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру "облихования".

В состязательном судебном процессе использовался широкий набор  процессуальных документов: вызов в  суд осуществлялся посредством "челобитной", "приставной" или "срочной" грамоты. В судебном заседании стороны  подавали "ставочные челобитные", заявляя о своем присутствии. По решенному делу суд выдавал "правовую грамоту", с выдачей которой  иск прекращался.

В розыскном процессе дело начиналось с издания "зазывной грамоты" или "погонной грамоты", в которых  содержалось предписание властям  задержать и доставить в суд  обвиняемого. Судоговорение здесь  было свернуто, основными формами  розыска стали: допросы, очные ставки, пытка. По приговору суда "облихованный", но не признавший своей вины преступник, мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок.

Решенное дело не могло  вторично рассматриваться в том  же суде. В высшую инстанцию дело переходило "по докладу" или "по жалобе", допускался только апелляционный  характер пересмотра (т.е. дело рассматривалось  заново). Судебная система состояла из ряда инстанций: 1) суд наместников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской думы или великого князя.

Параллельно действовали  церковные и вотчинные суды, сохранялась  практика "смешанных" судов

 

22.  Сословный строй России в XV—XVII вв.: феодальная аристократия; служилые сословия; правовые категории' крестьянства; холопство и его правовая эволюция.

Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое сословие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй — поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи. Помещики, получавшие землю на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину  с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы.

Консолидация феодального  сословия сопровождалась укреплением  его привилегий: монопольного права  владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование "посадские  люди".

Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и  светским феодалам, освобождаясь от государственного "тягла" (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и  др.) и называлась "белыми слободами". Они представляли серьезную конкуренцию  посаду, переманивая, из "черных слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили  вопрос о возвращении в посад  ушедших людей и заложенных "белолистцами" городских имуществ.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный  холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса  холопов крепостными.

Холопы и кабальные  люди по своему положению все более  приближались к крестьянам. Наиболее тяжелым было положение полных холопов, находившихся в беспредельном распоряжении хозяина. Кабальное холопство, получившее широкое распространение в XV-XVI веках, постепенно превращалось в пожизненное, Судебник 1550 года запретил давать на себя кабалу свыше 15 руб., но указ 1586 года установил практически пожизненность кабального холопства.

Сословный строй в России в XV-XVII вв.: феодальная аристократия, служилые сословия, правовые категории крестьянства.

Правящий класс четко  разделился на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие –  дворян.

Великий князь – крупнейший феодал, владевший дворцовыми и черносошными землями. Крестьяне дворцовых земель несли оброк или барщину. Крестьяне черносошных земель несли тягло, повинности.

Бояре -  крупные землевладельцы, вотчинники. Они стали основной категорией господствующего класса феодалов. Они имели большие права на землю и живших на ней крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали, меняли. В их руках находился сбор податей. Они имели право поменять сюзерена-господина. Они входили в состав феодального совета при князе, занимали важнейшие должности в системе управления государством, имели привилегии в суде.

Служилые люди – владели землей на поместном праве, т.е. за службу и на время службы. Они не могли отчуждать земли, передавать их по наследству, не входили в Боярскую думу, не получали высшие чины.

Крестьяне подразделялись на: черносошные (государевы), дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие.

Черносошные платили подати, несли натуральные повинности. Они  вместе с землей передавались, жаловались феодалам.

Частновладельческие имели  от своих феодалов земельный надел, за что собственники земли получали ренту, либо оброк.

 

23. Государственной строй сословно-представительной монархии. Власть паря. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы.

1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе учреждена "Избранная дума" ("Избранная рада") из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.

Особое место в системе  государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с  середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв  объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, "Освященный собор" (церковные иерархии) и  выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу царского войска и  бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посадского населения была главным  источником денежных доходов для  казны. Этими основными функциями  объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между  ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы  обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.

Боярская дума и Земские  соборы

Монарх в руководстве  страной опирался прежде всего на Боярскую думу — высший совет из первенствующих членов. В XVlI в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин — боярский — царь жаловал представителям более чем двух десятков наиболее знатных родов, из Рюриковичей, Гедиминовичей (все они — князья, подчас, до 4/5 членов Думы), старомосковских боярских родов.

Следующий чин — окольничий; до половины из них — князья, остальные  — потомки московских бояр. Среди  думных дворян князей не было. В основном они — из рядовых дворян; как  правило, выбивались в люди благодаря  личным заслугам, верной и долгой службе государю. Думные дворяне — своего рода дворянско-“демократический” элемент Боярской думы. Как и думные дьяки, составляющие четвертый думный чин. Обычно они — выходцы из дьяков, подьячих; ими становились те же дворяне, но иногда и представители низших сословий.

Дума заседала в столице  или вне ее (когда царь ездил  по подмосковным имениям или монастырям). Она разбирала наиболее важные вопросы  жизни страны — войны и мира. Принятия нового закона и введения новых налогов и др.; но нередко  и менее важные: спорные вопросы  из приказов и жалобы отдельных лиц (например, местнические споры). Председательствовали в Думе царь или, по его поручению, кто-либо из знатных бояр. Решения (приговоры) Думы имели характер закона, его  разъяснения или распоряжения по конкретному вопросу.

Наряду с “большой”  Боярской думой существовала Дума малая, “ближняя”, “тайная”, “комнатная”  — группа из наиболее доверенных лиц  царя. Вместе с думцами в нее  могли входить и не члены Думы; все зависело от воли государя. Роль ее возрастала; “большой” же Думы, наоборот, падала.

Еще быстрее сходят с исторической авансцены Земские соборы. Правда, после Смуты их роль сильно возросла. В условиях разрухи правительство  молодого Романова вынуждено было искать опору у “всей земли”.

Характерная черта Земских  соборов после Смутного времени, почти всей первой половины XVII столетия — сильно выросшее представительство  низших сословий. Соборные депутаты получали от избирателей “полные и крепкие  достаточные приказы”, т.е. наказы, представляли интересы своих сословий, своего “мира” и могли говорить об их нуждах “вольно и бесстрашно”. В начале правления царя Михаила  Земские соборы, по существу, превратились в орган распорядительной власти, в котором большую, даже решающую роль играли представители дворянства и посадских людей. Впрочем, Собор  свои функции, такие важные и нужные для страны, выполнял с соизволения  и по указаниям верховной власти, которая была сильно озабочена тем, чтобы после страшного разорения  побыстрее “земля устроить”.

Земский собор с самого начала был обречен на прозябание, на роль послушного орудия в руках  самодержавия. Во-первых, большая часть  крестьянства (крепостного) была отстранена от представительства на Соборах. Во-вторых, созывались они, лишь когда в них нуждалась верховная власть.

Земские соборы в России как  орган сословного представительства  не стали законодательным учреждением  в полном смысле слова. Лишь иногда Земский собор составлял приговор, который имел силу закона, и только в том случае, если в его работе принимала участие Боярская дума во главе с царем.

Приказы

В области управления правительство  шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала  гораздо более разветвленной  и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной  жизни число центральных ведомств быстро росло. В XVII в. существовало до 80—90 приказов, но постоянных — вдвое  меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год —  другой, исчезали.

Между приказами отсутствовало  четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Чересполосица, запутанность в приказном  управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись  царю и Боярской думе, не имели никакой  самостоятельности в решении  дел; с другой — давили, как пресс, на органы местного, в том числе  и особенно выборного управления.

Ряд приказов имел общегосударственную  компетенцию. Это в первую очередь  группа административных учреждений. Первое место среди них принадлежало Разрядному приказу, или Разряду. Он разряжал, или наряжал, т.е. распределял, назначал служилых людей по отечеству  — дворян и детей боярских —  на службу по военному, гражданскому и  придворному ведомствам. Поместный  приказ ведал поместными и вотчинными землями центра Европейской России, где располагались земельные  владения феодалов. Он наделял дворян землей, в соответствии с “окладом”, назначенным Разрядом. Ямской приказ обеспечивал организацию ямской гоньбы — почтовой связи для нужд государства.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»