Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет ТГиП- это основные закономерности государства и права, их сущность, назначение и развитие. Особенности предметаТГиП: 1)теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом, обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития; 2)содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности государства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни; 3)государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолированно они не могут.

  Государство  издает и охраняет нормы права,  без его правотворческой и  властной деятельности они не  могут приобрести официальную  форму регулятора общественных отношений. В то же время в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

  Структуру ТгиП образуют две относительно самостоятельные теории: теория государства и теория права. От того как соотносятся государство и право зависит содержание науки. Структура ТгиП зависит от функций, а функции производны от целей. Функции: познавательная, политическая, воспитательная, координирующая, прогностическая. 

2. Методология ТгиП представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т.е. приемов, способов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

  Под методом изучения ТгиП понимается совокупность правил, требований, приемов научной деятельности, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений. Три основных вида методов: всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

  Наиболее распространенными всеобщими методами исследования являются: 1)метафизика;  2)диалектика. При метафизическом методе государство и право воспринимаются как институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека. При диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии. Разновидностями диалектики являются: 1)идеализм (и право воспринимаются как продукт воли: Божественных Сил, Мирового Разума (объективный идеализм); человека (субъективный идеализм)); 2)материалистическая диалектика (государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов).

  Основными общенаучными методами являются: 1)анализ - разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям; 2)синтез - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого; 3)системный подход - восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе; 4)функциональный подход - определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния.

  К частнонаучным методам при изучении теории государства и права относятся: 1)формально-юридический, с помощью данного метода изучаются основные понятия юриспруденции: даются определения понятиям; толкование их смысла; классификация понятий; вычленяются их признаки; осуществляется иное их исследование; 2)сравнительно-правовой, при данном методе происходит сопоставление законов, иных нормативно-правовых актов правовых систем в целом, определение общих закономерностей и особенностей; 3)статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации; 4)конкретно-социологический - выяснение мнения общества по вопросам государства и права: тестирование, интервьюирование, телефонные опросы и др; 5)кибернетический - - изучение государства и права с использованием современных технических достижений: математические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т. д. Данные методы не являются исчерпывающими при исследовании теории государства и права.

3. ТГП относится к группе общественных (гуманитарных) наук и учебных дисциплин. Все науки делятся на: 1)Естественные науки. 2)Общественные науки (гуманитарные).

  В  зависимости от предмета и  метода теория государства и  права относится к общественным  наукам, т.к. имеет в качестве  предмета общество и социальные  подсистемы. Теория государства  и права имеет свои особенности,  поскольку государственно-правовые явления рассматриваются в неразрывной связи друг с другом. Методы, которые использует ТГП, имеют много общего и с гуманитарными, и с естественными науками. Теория государства и права сформировалась как наука на основе достижений всех гуманитарных и естественных наук и внесла вклад в их развитие.

  Наиболее тесно с ТГП связаны следующие науки: 1)Философия, т.к. она дает основные понятия (человек, государство, власть и др.). Теория в свою очередь дополняет общие сведения философии. 2)Экономика, т.к. имеет большое значение, чтобы государственно-правовые явления функционировали с пользой для людей. Теория государства и права является механизмом в экономической теории. 3)Политология. Она долго не признавалась как наука, и только в 1992 г. была признана Высшей комиссией в России. 4)Социология. 

  В  группе гуманитарных наук мы  выделяем систему юридических  наук и дисциплин. Система взаимосвязанных  структурных образований включает  четыре структурных подразделения: 1)Теоретико-исторические науки и учебные дисциплины. (ТГП, история государства и права зарубежных стран, России, история политических и правовых учений). 2)Отраслевые юридические науки и учебные дисциплины. (Государственное право, трудовое право, уголовное, административное, гражданское, процессуальное право). 3)Межотраслевые юридические науки и учебные дисциплины, т.е. те, которые исследуют предмет, связанный с различными отраслями. Например, природоохранное право, водное, лесное, право, международное право и др. 4)Специальные юридические науки и учебные дисциплины. (Криминология, юридическая антропология, криминалистика, баллистика, судебная медицина и др.).

4. Под функцией - понимается обнаружение сущности, необходимых фундаментальных характ-к изучаемого объекта. Гносеологичнская (гносеология-теория познания). Выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. ТГиП не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание. Онтологическая - суть этой функции в нахождении и исследовании материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, изучение и анализ. Эвристическая - эта функция связана с развитием науки. ТГиП не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывая динамику ее развития. Прогностическая функция, именуемая также социальной или прикладной, призвана определить, что произойдет с этим явлением в будущем, как оно трансформируется, какое воздействие будет оказывать на другие социальные явления. Другими словами, ТгиП не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. Степень сделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-целостного видения государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всех наук. Идеологическая функция есть лишь признание того факта, что государство и право играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция; признает большую и растушую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения, осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.

5. Формац подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Формация –это исторический тип общества, основанный на определенном способе произ-ва. Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный и др.). Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве.  

  Выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первой стадией которой является социализм). Каждый тип государства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной), охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Т,О,, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

  Главные недостатки этого подхода: 1)базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории. 2)этот подход характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии — первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

6. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.

  Цивилиз подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу. Этапы цивилизации: 1)локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов; 2)особенные цивилизации (китайская, исламская и др.); 3)всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо.

  Выделяются государства первичной и вторичной цивилизаций. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, японскую и др. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую и др.

  Достоинство цивилиз подхода состоит в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другими,, но и как самостоятельную ценность для общества. С позиций  этого подхода государство предназначено служить одним из важных факторов духовного развития общества, выражения интересов людей.

7. Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"