Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

  При  помощи государственных органов  осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим возможна следующая классификация государственных органов.

  Должностные лица - представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

  Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства, чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

16. Понятие «социальное государство» впервые  употреблено в Конституции РФ 1993 г. В ней закреплено, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

  Признаками социального государства являются: 1)высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников; 2)социально ориентированная структура экономики; 3)формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики; 4)разработка государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации; 5)утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности; 6)развитое социальное законодательство; 7)социальная ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества друг перед другом и перед всем сообществом граждан, т.е. их долг содействовать социальному обеспечению, отвечать за коллективную взаимопомощь, исполнять обязанности, вытекающие из права собственности, и др.

  Социальное государство выполняет следующие функции: 1)поддержки социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов и др.); 2)охраны труда и здоровья людей; 3)поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; 3)поощрения благотворительной деятельности (с помощью разнообразных льгот); 4)борьбы с безработицей (выплата пособий по безработице); 5)обеспечения компромисса в обществе, устранения социальной напряженности и конфликтов;

17.  Принцип разделения властей направлен против опасности концентрации власти в руках высших руководителей государства. Поэтому принцип разделения властей предполагает закрепление за высшими государственными органами строго определенного объема правомочий и строго определенного предмета ведения, чтобы ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могли бы самостоятельно выступать от имени государства как целого.

  В  демократическом обществе правомочия  отдельных ветвей власти определены конституционно и не могут быть пересмотрены главой государства. Существует две основные модели конституционного разделения властей: деконцентрация и децентрализация власти, или, в популярном обозначении, разделение «по горизонтали» и «по вертикали». Модель деконцентрации определяет разграничение высших органов государственной власти и сама существует в двух основных вариантах: как разделение властей в материальном смысле и как разделение властей в формальном (процедурном) смысле. Первый вариант модели отвечает на вопрос «что делится?», т.е. как распределяются предметы ведения между государственными органами, а второй отвечает на вопрос «как делится?», т.е. определяет порядок распределения предметов ведения.

  У каждой ветви власти есть основная компетенция (набор прав и обязанностей по реализации профильной формы исполнения государственных функций) и субсидиарная компетенция (набор прав и обязанностей по реализации непрофильной формы). Конституция РФ, как и большинства государств, провозглашает принцип разделения властей в формальном смысле. Исполнительная власть (в лице правительства и президента) осуществляет управленческо - распорядительную деятельность как профильный для себя способ (форму) реализаций функций государства. Здесь же она обладает основной компетенций. Наряду с этим исполнительная власть располагает правотворческим способом действия государства и квазисудебным (правом объявления помилования президентом и правом привлечения к административной ответственности у ряда государственных органов). Если эти полномочия будут реализованы исполнительной властью, то с меньшей и подчиненной (субсидиарной) компетенцией, чем компетенция законодательной и судебной ветвей.

  В  аналогичном положении находится  и законодательная ветвь. Если  она выходит за пределы своей основной компетенции и реализует формы, присущие иным ветвям власти, то ее субсидиарная компетенция будет значительно меньше.

18. Разделение властей в формальном смысле имеет также неофициальное название системы «сдержек и противовесов». Ветви власти реализуют пересекающиеся предметы ведения, однако реализация пересекающихся функций и форм их осуществления происходит для разных ветвей власти в порядке различной компетенции: объем правомочий ветвей власти неодинаков в этом случае. Если ветвь власти реализует непрофильные для нее формы осуществления функции государства, то ее компетенция в этой области будет меньше, чем у ветви власти, для которой эта форма будет профильной (основной). Профильная форма дает и название ветви власти. Например, ветвь власти называется исполнительной не потому, что она реализует функции государства только в форме велений индивидуального характера, а потому, что эта форма является для нее главной, основной, хотя и не единственной. Это же справедливо и для других ветвей власти.

  Разделение властей выражается разграничении компетенции, взаимном контроле в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. С одной стороны, правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования, с другой – правовое государство есть условие и основа для эффективного разделения властей. Разделение властей – это и результат, и сущностная хаоактеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государственной законности. Без разделения властей и эффективной системы сдержек и противовесов не м.б. правового государства и правовых законов. Препятствия для возникновения какой – либо неограниченной  власти состоит в распределении власти между органами государства. Т.О. ни одному из них не принадлежит вся гос. власть в полном объеме. Народ – единственный и первичный источник власти для государства,  и в этом смысле он суверенен и полновластен. Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна. Если судебная власть не разделена с законолательной и исполнительной, то свободы быть не может. Если она объединена с закондательной, жизнь и свобода субъектабудут подвержены произвольному контролю, судья превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью.

19. Права и свободы человека - мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом. Права и свободы человека в России классифицируются по трем главным основаниям: 1)личные; 2)политические; 3)социальные, экономические и культурные.

  Личные права определяют статус личности в РФ, то есть человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и живущего в обществе. Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества. Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе и создают условия его нормальной \    жизнедеятельности.

  Личные права: 1)на жизнь; 2)на достоинство; 3)на свободу и личную неприкосновенность; 4)на свободное определение национальности и языка; 5)на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства; 6)выезда из РФ и возвращения в РФ; 7)свободы совести и вероисповедания; 8)на неприкосновенность частной жизни и др.

  Основные политические права в РФ составляют: 1)право на объединение; 2)право на публичное выражение своего мнения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации); 3)право участвовать в управлении делами государства; 4)право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; 5)право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

  Экономическими правами человека в РФ являются: 1)право частной собственности (в том числе на землю); 2)право на предпринимательскую деятельность; 3)право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции; 4)запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда.

  Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать (в том числе материально) слабозащищенные категории граждан - инвалидов, сирот, пенсионеров, матерей с малолетними детьми и т. д. К ним относятся: 1)право на охрану здоровья и медицинскую помощь; 2)право на жилище (в том числе бесплатное); 3)право на благоприятную окружающую среду; 4)право на пенсионное обеспечение; 5)право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, установленных законом.

  Права человека в области культуры и образования включают в себя: 1)право на образование (в том числе бесплатное); 2)право на участие в культурной жизни; 3)право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и др.

20. Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осуществляют политическую власть, а также политического сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность.

  Структуру политической системы составляют: 1)государство; 2)политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и др.; 3)политические отношения между элементами системы; 4)политическое сознание (идеологическая, психологическая обстановка в обществе); 5)традиции политической жизни, политические нормы; 6)политическая деятельность; 7)правовые нормы, обеспечивающие функционирование политической системы.

  Государство - основной элемент политической системы, роль которого в том, что оно: 1)представляет собой организацию всех граждан; 2)обладает внешним и внутренним суверенитетом; 3)является собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества; 4)издает правовые нормы; 5)осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; 6)обладает механизмом государственного принуждения; 7)является единственной полновластной организацией для всего общества; 8)определяет основы внешней и внутренней политики страны.

  Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования). Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в обладании государственной властью. Более всего к этой цели стремятся политические партии - организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп. В любом случае власть осуществляется через государство - сложную систему, включающую механизм управления делами общества - центральный элемент политической системы.

21. Экономическая система - совокупность всех видов хозяйственной деятельности человека, осуществляющаяся в определенных формах экономических отношений и социальных иститутах. Под социальными институтами понимают различные виды организации экономической жизни, различные формы согласованной деятельности людей (конкуренция, банки, фирмы) .

  Основные черты современной экономической системы: 1)социальная ориентация; 2)высокая эффективность; 3)современные технологии; 4)использование научных разработок на всех уровнях хозяйствования; 5)совершенствование отношений собственности и ее развитие; 6)экономическая свобода; 7)развитая система хозяйственного законодательства; 8)достижение макроэкономического равновесия; 9)активная роль государства; 10)позитивное воздействие рынка.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"