Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 21:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 150 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
. Верховенство права над
произвольными решениями управляющих
обеспечивается:
разделениемвластей;
- высоким положением законодательной
власти;
- зависимостью законодательной власти
(через механизм выборов) от народа;
- равным и доступным для всех граждан
судом.
Конституция – это форма соглашения общества и государства
о разграничении сфер их деятельности: гражданское
общество – сфера индивидуальных свобод
и частных интересов; государство – сфера публичной власти
и общих интересов.
56 Возникновение и развитие
Истоки идеи
о правовом государстве следует искать
в тех временах, когда человеческая цивилизация
находилась в колыбели. Уже тогда человек
пытался уяснить и усовершенствовать
формы общения с себе подобными, понять
суть собственной и чужой свободы и несвободы,
добра и зла, справедливости и несправедливости,
порядка и хаоса. Постепенно осознавалась
необходимость ограничения своей свободы,
формировались социальные стереотипы
и общие для данного общества (рода, племени)
правила поведения (обычаи, традиции),
обеспеченные авторитетом и укладом самой
жизни
С возникновением государства,
Государство стало посредником между
индивидом и обществом и, используя гуманистические
начала права, сделало его основным инструментом
достижения своих целей. Человечество
вынуждено было снова искать оптимальные
формы соотношения уже между личностью,
государством и гражданским обществом,
пути разумного сочетания и удовлетворения
их потребностей и интересов, привлекая
для этого право.
Предпосылками учения о правовом государстве
можно считать идеи о незыблемости и верховенстве
закона, о его божественном и справедливом
содержании, о необходимости соответствия
закона праву..
Дальнейшее развитие идеи о разделении
властей, об обеспечении прав и свобод
граждан получили в работах Ш. Монтескье.
«Если,— писал он,— власть законодательная
и исполнительная будут соединены в одном
лице или учреждении, то свободы не будет,
так как можно опасаться, что этот монарх
или сенат станет создавать тиранические
законы для того, чтобы также тиранически
применять их.
Философское обоснование учения о правовом
государстве в его системном виде связывают
с именами Канта и Гегеля. Кант определял
государство как объединение множества
людей, подчиненных правовым законам
затем три этапа
развития немецкой идеи правового государства.
К концу XX столетия в ряде развитых стран
сложились такие типы правовых и политических
систем, принципы построения которых во
многом соответствуют идеям правовой
государственности. В конституциях и иных
законодательных актах ФРГ, США, Франции,
России, Англии, АвЬтрии, Греции, Болгарии
и других стран содержатся положения,
прямо или косвенно фиксирующие, что данное
государственное образование является
правовым. В планетарном масштабе распространению
и реализации этой идеи активно способствует
ООН через свои организационные структуры
и международно-правовые акты.
57 Понятие и принципы правового государства
Правовое Г- во — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти и недопущения злоупотреблений.
Основы для формирования правового государства:
Принципы правового государства:
58 теория и практика
В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но в полной мере оно правовым еще не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах. В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества (интеллигенция, квалифицированный рабочий класс, мелкие и средние предприниматели, фермеры и др.). Однако в действительности произошло размывание среднего класса. Общество распалось на очень богатых и бедных. В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т. д. В правовой сфере сделаны определенные шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т. д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено. В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве.
59. Становление современного Российского государства и проблемы его укрепления. Закономерности развития российской государственности
С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.
Напротив, усилились радикализм, революционность (решительность) методов проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией и реформой.Революция – это переворот, быстрое изменение политических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества, Реформа – изменение, преобразование, бережно воспринимающее от прошлого все истинно ценное и полезное, проводимое через компромиссы и общественное согласие, без разжигания конфликтов и противоречий..
Российские реформы были сориентированы на западные общественные ценности. Либерализация цен, приватизация и другие крутые меры вконец разбалансировали экономику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок, вызвали обнищание подавляющей части населения и невиданно бурную криминализацию общества.. В нашей стране приватизация обернулась разграблением, разбазариванием огромного состояния, созданного трудом многих поколений людей, неслыханным обогащением незначительной части общества, породила целый шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент государства оказался основательно подорванным, в обществе нарастали недовольство, напряженность, конфликты.
Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился острый конфликт, началась жесткая конфронтация законодательной и исполнительной ветвей власти. Российская государственность оказалась у опасной черты саморазрушения.
Для укрепления российской государственности необходимо, во-первых, вернуть государству, его органам доверие народа, во-вторых, выяснить и устранить причины, обусловившие ослабление государства, в-третьих, разработать научно обоснованную концепцию его развития и укрепления
Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства – столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.
60 Демократический режим как цель реформ в современном российском государстве
Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
61 социальное регулирование: понятие, функции и виды социальных норм.
СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - распределение ресурсов в социальной сфере, осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными неприбыльными организациями, частнохозяйственными субъектами.
три функции социальных норм.
Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).
По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.
По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.
62. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречие
Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Мораль (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:
1) единства;2) взаимодействия;3) различия;4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и
мораль являются
2) право и
мораль являются многомерными
образованиями, имеющими сложную
структуру, которая состоит из
одинаковых и
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
4) право и
мораль служат общей цели –
совершенствованию и
взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
4) взаимодействие
права и морали часто
5) право и
мораль поддерживают друг
6) правовые
нормы являются проводником
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"