Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 296.06 Кб (Скачать файл)

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

Как уже отмечалось, система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

Основным элементом системы права является отрасль права. Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все разнообразие определенного вида общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль, не порывая системной связи, обладает относительной автономией: способна к самостоятельному функционированию в общей системе права.

Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни. Отрасль права — это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характерными особенностями различных отношений определенного вида. Правовой институт — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием. Правовой институт — первичное самостоятельное структурное подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не непосредственно, а через институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Так, отрасль конституционного права включает “институт гражданства”, “институт избирательного права” и другие. В составе отрасли гражданского права имеются правовые институты “купли-продажи”, “найма жилого помещения”, “комиссии”, “дарения”. Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, “обязательственное право” в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, государственного страхования и другие). Подотраслью уголовного права является военно-уголовное право, которое объединяет нормы, предусматривающие ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие уголовно-правовые институты: “преступления против порядков подчиненности”, “преступления против порядка прохождения воинской службы” и другие.

Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.

 

  1. Принципы права: понятие и классификация. Принципы права и правовые принципы.

Под принципами права обычно понимают закрепленные в праве руководящие идеи, исходные положения, которые составляют главное содержание права и выступают в качестве основополагающих начал правового регулирования тех или иных общественных отношений. Принципы права — это, как принято считать, тоже элементы системы права, поскольку они содержатся в праве и вне права не существуют. Вместе с тем их не следует считать самостоятельными структурными подразделениями системы права, поскольку принципы права всегда так или иначе выражены в нормах права и сами выступают в качестве основных, исходных норм при регулировании тех или иных общественных отношений. Не случайно слово «принцип» определяется в отдельных словарях не только как руководящая идея, но и как основное правило поведения. Поэтому принципы права — это тоже правовые нормы, но это основные, исходные нормы, составляющие основу правового регулирования как общественных отношений в целом, так и отдельных их видов. Если обобщить имеющиеся в научной и учебной литературе высказывания относительно принципов права, то можно отметить следующее. Во-первых, принципы права — это определенные правовые идеи, которые формируются в сфере правосознания (господствующей правовой идеологии) и затем получают свое выражение в праве, в правовых нормах. Это идеи о том, какими должны быть позитивное право и осуществляемое им правовое регулирование общественных отношений. Формирование данных идей может происходить как стихийно, спонтанно, так и под влиянием юридической науки и практики, а на их содержание могут оказывать воздействие экономические, политические, идеологические и прочие факторы. Во-вторых, принципы права — это не просто правовые идеи, а правовые идеи, нашедшие отражение в действующем позитивном праве, так или иначе закрепленные в нем. Идеи, не получившие закрепление в позитивном праве, так и остаются идеями правосознания и принципами права не являются. Закрепление правовых идей в позитивном праве может осуществляться двояко: одни правовые идеи могут быть сформулированы в виде конкретных норм права, которые называют нормами-принципами, другие же как бы растворяются в содержании различных правовых норм и «извлечь» их можно лишь в результате теоретического анализа целых институтов и даже отраслей права. В-третьих, принципы права — это не любые правовые идеи, получившие закрепление в праве, а лишь основополагающие идеи, идеи, которые составляют главное содержание права и выступают в качестве своеобразных несущих конструкций как всей системы права, так и отдельных её подразделений — институтов, отраслей и т.д. Составляя главное содержание права, принципы права образуют основу системы права и её структурных подразделений, обеспечивая внутреннее единство и согласованность правовых норм, стабильность всей системы права. В-четвертых, принципы права — это такие закрепленные в праве правовые идеи, которые выступают в качестве исходных, основополагающих начал правового регулирования общественных отношений. Принципы права — это основные нормы, выражающие наиболее общие требования, которые лежат в основе правового регулирования общественных отношений в целом или их отдельных видов и в соответствии с которыми формируются все остальные нормы права. Принципы права как закрепленные в праве исходные положения, руководящие идеи, составляющие главное содержание права и выступающие в качестве основополагающих начал правового регулирования общественных отношений, не следует отождествлять с правовыми принципами, хотя такое отождествление встречается сплошь и рядом. Многие авторы не видят никакого различия между принципами права и правовыми принципами, считая эти понятия идентичными. В то же время не все правовые идеи, рассматривающиеся в качестве правовых принципов, являются принципами права. Так, например, выделяемые в научной литературе принципы правосознания едва ли правильно называть принципами права, хотя они, безусловно, являются правовыми принципами. На наш взгляд, понятие «правовой принцип» шире, чем понятие «принцип права», вследствие чего принципы права нужно рассматривать как разновидность, часть правовых принципов. Принципы права как элементы системы права носят разноуровневый характер. В литературе принято выделять общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые принципы права. Общие — это принципы, присущие всей системе права. Они выступают в качестве наиболее общих начал, на которых основаны право и правовое регулирование в данном конкретном государстве. Чаще всего к таким принципам относят присущие многим современным правовым системам принципы демократизма, гуманизма, справедливости, равенства всех перед законом, единства юридических прав и обязанностей и некоторые другие. Межотраслевые — это принципы, выступающие в качестве основных начал сразу нескольких отраслей права (двух и более). Например, межотраслевым можно считать принцип гласности судопроизводства, поскольку он характерен как для уголовно-процессуального, так и для гражданского процессуального права — двух важнейших отраслей права. Наконец, отраслевые — это принципы отдельных отраслей права: конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и т.д. Ничего не имея против данной классификации принципов права (она признается подавляющим большинством исследователей), считаю целесообразным расширить их перечень. Следует согласиться с мнением тех исследователей, которые выделяют не только общие, межотраслевые и отраслевые принципы права, но также принципы подотраслей, институтов и субинститутов права. Кроме того, заслуживают внимания высказывания о существовании принципов правовых общностей (например, принципов публичного и принципов частного права). И хотя эти разновидности принципов права изучены еще сравнительно слабо, тем не менее, принципы права представляется возможным подразделить на общие, принципы правовых общностей, межотраслевые, отраслевые, принципы подотраслей права, принципы институтов и принципы субинститутов права. Не вполне вписываются в эту классификацию предлагаемые некоторыми авторами принципы международного права. Принципы международного права — это в общем-то принципы другой, межгосударственной, наднациональной системы права. Они могут стать принципами национального права, т. е. права конкретного государства, если нормы международного права будут интегрированы в структуру национального права. Но в этом случае принципы международного права правильнее будет рассматривать как принципы соответствующей правовой общности — международного права (подробнее об этой правовой общности мы поговорим в последнем разделе темы).

 

  1. Понятие, признаки и структура норм права.

Нормы права (они же — правовые, юридические нормы) являются, как уже отмечалось, первичными элементами системы права, её, можно сказать, «элементарными частицами». Это вытекает из того, что право состоит из норм, является их системой. В отечественной теории государства и права под нормами права обычно понимают установленные или санкционированные государством, а также охраняемые им, правила поведения, которые носят общеобязательный характер и направлены на регулирование общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить следующие признаки правовых норм. Во-первых, нормы права — это правила поведения, т.е. правила, определяющие поведение людей, их коллективов, организаций в той или иной жизненной ситуации (слово «норма» в переводе с латинского означает «образец», «правило поведения»). Во-вторых, нормы права — это правила поведения общего характера. Они адресуются не конкретным лицам, а как бы любому и каждому и рассчитаны на неопределенное множество типичных жизненных ситуаций. В-третьих, нормы права — это общеобязательные правила поведения. Они обязательны для любого, кто окажется в сфере действия той или иной правовой нормы. В-четвертых, нормы права — это правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. В современном праве подавляющее большинство составляют нормы, устанавливаемые непосредственно государством, его органами. Особенно это характерно для романо-германской и англосаксонской правовых систем, которые утвердились в большинстве стран мира. В то же время практически во всех странах имеет место санкционирование. Оно выражается в том, что государство либо придает юридическую силу тем или иным неюридическим нормам (например, обычаям), либо разрешает устанавливать нормы права негосударственным органам и организациям. В-пятых, нормы права — это правила поведения, которые охраняются государством, обеспечиваются его принудительной силой. Государство, установив или санкционировав нормы права, берет их под свою защиту, охраняет различными мерами принуждения, вплоть до самых суровых (например, за отдельные противоправные деяния устанавливает смертную казнь). В-шестых, нормы права — это правила поведения, которые направлены на регулирование общественных отношений. В этом состоит назначение правовых норм. Государство устанавливает или санкционирует нормы для того, чтобы урегулировать, упорядочить соответствующим образом определенные общественные отношения. Таковы, на наш взгляд, основные признаки правовых норм, которые во многом совпадают с признаками самого права. Вместе с тем в учебниках по теории государства и права выделяются и некоторые другие признаки. Например, очень часто  в качестве основных выделяются такие признаки, как формальная определенность, системность и предоставительно-обязывающий характер. Что можно сказать по поводу данных признаков? Формальная определенность действительно очень важный признак, присущий большинству правовых норм. Но этим признаком обладают не все нормы права. Так, правовые обычаи не обладают формальной определенностью, поскольку нигде письменно не закреплены и не имеют четко выраженного содержания. Что же касается системности и предоставительно-обязывающего характера, то эти признаки присущи, как представляется, нормам права в целом, но не каждой норме в отдельности. Системность говорит о том, что нормы права регулируют общественные отношения не каждая сама по себе, не изолированно друг от друга, а в системе, во взаимосвязи. Но это совсем не означает, что каждая отдельная норма права обладает системностью. То же самое можно сказать и о предоставительно-обязывающем характере правовых норм, который заключается в том, что нормы права, регулируя общественные отношения, предоставляют их участникам определенные юридические права и возлагают на них соответствующие юридические обязанности. Здесь действует принцип единства юридических прав и обязанностей (нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав). Однако это опять-таки не означает, что каждая правовая норма устанавливает как права, так и обязанности. Некоторые нормы права, в чем мы убедимся дальше, вообще не содержат указаний относительно юридических прав и обязанностей, другие же нормы могут закреплять либо только права, либо только обязанности.

. Поговорим о структуре правовых норм, т.е. их внутреннем строении. Здесь сразу  же необходимо подчеркнуть, что данный вопрос в отечественной юридической науке относится к числу дискуссионных. Большинство исследователей полагает, что каждая правовая норма состоит обязательно из трех частей (элементов) — гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотезой (от греч. «hypothesis» — основание, предположение) принято называть ту часть правовой нормы, где говорится об условиях, обстоятельствах, фактах, при наличии или отсутствии которых, норма права будет действовать, применяться. Диспозицией (от лат. «dispositio» — расположение) считается само правило поведения, т.е. это та часть правовой нормы, где указывается на юридические права и обязанности участников регулируемого нормой права общественного отношения.  Санкцией же (от лат. «sanctio» — строжайшее постановление) именуется та часть правовой нормы, где говорится о мерах юридической ответственности и других неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения правила поведения, т.е. диспозиции. По мнению сторонников данной точки зрения схематично норма права выглядит так: «если.., то.., иначе», где «если» — это гипотеза, «то» — диспозиция, «иначе» — санкция.  Надо сказать, что при всей распространенности и определенной привлекательности данный взгляд на структуру правовой нормы носит все же умозрительный, отвлеченный характер. Дело в том, что ни в одном официальном источнике, содержащем нормы права (по крайней мере в современном), мы не найдем норм, сформулированных подобным образом, т.е. содержащих и гипотезу, и диспозицию, и санкцию одновременно. В действующем законодательстве (как российском, так и зарубежном) мы можем встретить нормы, содержащие гипотезу и диспозицию, гипотезу и санкцию, нормы, констатирующие те или иные факты, нормы, содержащие определения понятий, но мы не найдем норм, сконструированных по вышеотмеченной схеме. Это, однако, не смущает сторонников трехэлементной структуры правовой нормы. Они исходят из того, что нормы права и статьи нормативных правовых актов, в которых, как правило, закрепляются нормы права, — явления не совпадающие. В статьях, по их мнению, закрепляются не столько нормы права, сколько различные нормативные предписания, которые являются определенными частями, элементами правовых норм. Сами же нормы права, как взятые в единстве гипотеза, диспозиция и санкция, закрепляются или в разных частях одной статьи нормативного правового акта, или в разных статьях нормативного правового акта (например, гипотеза и диспозиция в одной статье, а санкция в другой), или в статьях разных нормативных правовых актов. Поэтому норму права можно отыскать лишь в результате теоретического анализа различных статей одного или нескольких нормативных правовых актов. На наш взгляд, нормы права — это не сконструированные теоретическим путем из различных нормативно-правовых предписаний правила поведения, состоящие из гипотезы, диспозиции и санкции, а закрепленные в статьях нормативных правовых актов предписания, установления, которые хотя и не всегда выглядят как правила поведения, но таковыми считаются. Не случайно в справочной литературе, в частности в словарях, слово «норма» толкуется не только как правило, образец, но и как узаконенное установление, обязательный порядок. Поэтому любое установление, содержащееся в статьях нормативных правовых актов, должно расцениваться как норма права независимо от того, из каких частей оно состоит. В противном случае все нормы окажутся «на одно лицо» и мы не сможем классифицировать их по целому ряду оснований (например, с учетом их роли в правовом регулировании). Нормы права как правила, состоящие из гипотезы, диспозиции и санкции, есть не что иное, как теоретическая абстракция, модель правовой нормы, которая может оказаться полезной при конструировании нормативных правовых актов в процессе правотворчества. Сами же реально существующие правовые нормы, нормы-предписания, не имеют строго определенной структуры. Так, например, в конститутивных, дефинитивных и оперативных нормах практически не существует ни гипотез, ни диспозиций, ни санкций. То есть такие нормы не имеют четко выраженной структуры и не состоят из каких-либо элементов. По два элемента содержат регулятивные, охранительные и коллизионные нормы. В регулятивных нормах — это гипотеза и диспозиция, в охранительных  — гипотеза и санкция, в коллизионных — объем и привязка, где объемом именуется та часть коллизионной нормы, которая указывает на коллидирующие нормы (она во многом напоминает гипотезу), а привязкой — часть, определяющая закон, подлежащий применению при наличии коллизии, указанной в объеме (некоторые авторы называют привязку коллизионной нормы диспозицией, а объем — гипотезой). Говоря о структуре правовых норм, нельзя не отметить точку зрения представителей науки уголовного права, многие из которых считают, что нормы Особенной части Уголовного кодекса (это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за конкретные виды преступлений) состоят из двух элементов: диспозиции и санкции. При этом диспозицией называется та часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание соответствующего вида преступления. По мнению сторонников данной точки зрения в нормах Особенной части Уголовного кодекса гипотеза и диспозиция сливаются, поскольку указание на тот или иной вид преступления свидетельствует о том, что такого рода деяния запрещаются. Думается, что подобная точка зрения вносит лишь путаницу в вопрос о структуре правовых норм. В теории государства и права та часть правовой нормы, где дается описание условий, обстоятельств, фактов, при которых норма будет действовать, применяться, традиционно именуется гипотезой. Поэтому едва ли правильно именовать диспозицией ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание преступления. К тому же о запрете преступлений говорят не столько гипотезы, сколько санкции уголовно-правовых норм, устанавливая за совершение преступлений соответствующие меры ответственности. А так как нормы Особенной части Уголовного кодекса — это охранительные нормы, то они состоят не из диспозиции и санкции, а из гипотезы и санкции.

 

  1. Классификация норм права, их виды.

Нормы права, как правила поведения и регуляторы общественных отношений, весьма и весьма разнообразны. В связи с этим возникает необходимость в их классификации. В отечественной теории государства и права вопрос о классификации правовых норм не имеет однозначного решения и является довольно запутанным. Чуть ли не каждый автор предлагает свой вариант классификации, хотя нередко и основания классификации, и выделяемые в соответствии с ними виды правовых норм у разных авторов совпадают. Не вдаваясь в анализ существующих по данному вопросу позиций и не преследуя цели рассмотреть как можно больше классификаций правовых норм (что, кстати, часто имеет место), остановимся только на некоторых, как представляется, наиболее важных классификациях. Прежде всего, нормы права необходимо классифицировать с учетом той роли, которую они играют в процессе регулирования общественных отношений, принимая во внимание их «специализацию» как регуляторов общественных отношений. По данному основанию можно выделить конститутивные, регулятивные, охранительные и вспомогательные нормы. Конститутивные — это нормы, закрепляющие в наиболее общем виде систему общественных отношений и основные начала правового регулирования. Конститутивные нормы, в свою очередь, могут быть подразделены на общеустановительные (общезакрепительные) и декларативные. К общеустановительным (по терминологии некоторых авторов — общезакрепительным) относятся правовые нормы, закрепляющие основы государственного и общественного строя (форму правления, форму государственного устройства, политический режим и т.д.) и другие исходные положения (например, действие нормативных правовых актов во времени и в пространстве). К декларативным относятся нормы, закрепляющие принципы права, а также цели и задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений. Регулятивные — это нормы, устанавливающие юридические права и обязанности участников общественных отношений, регулируемых правом. Эти нормы определяют, как могут или должны вести себя участники общественных отношений в той или иной ситуации. Регулятивные нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на управомочивающие, обязывающее и запрещающие. К управомочивающим относятся нормы, устанавливающие юридические права. Эти нормы говорят о том, какие действия могут совершать участники общественных отношений, что им дозволено, разрешено. Управомочивающие нормы обычно содержат следующие слова: «вправе», «имеет право», «может», «разрешено», «дозволено». К обязывающим относятся нормы, устанавливающие так называемые позитивные юридические обязанности, т.е. обязанности совершить те или иные действия (выполнить работу, уплатить долг, передать вещь и т. п.). В содержании таких норм присутствуют слова «должен» или «обязан». Запрещающие— это нормы, устанавливающие юридические запреты. Запреты — это тоже обязанности, но обязанности воздерживаться от совершения тех или иных действий. В запрещающих нормах можно встретить слова «запрещено», «нельзя», «не вправе», «не имеет права», «не может», «не дозволено», «не разрешено», «не должен». Охранительные (некоторые авторы называют их правоохранительными) — это нормы, направленные на обеспечение действия конститутивных и регулятивных норм. Они предусматривают меры государственного принуждения, иные неблагоприятные последствия, которые может повлечь за собой нарушение конститутивных и регулятивных норм. Охранительные нормы могут быть подразделены на карательные (наказательные) и правовостановительные. Карательные нормы предусматривают различные меры наказания (лишение свободы, штраф, лишение каких-либо прав и т.д.), которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний. Правовостановительные нормы предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т. д.). Вспомогательные — это нормы, так или иначе обеспечивающие действие и конститутивных, и регулятивных, и охранительных норм. К ним следует отнести дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы. Дефинитивные нормы — это нормы-определения, т. е. нормы, содержащие определения тех или иных понятий (дефиниция в переводе с латинского означает краткое определение, толкование слова). Законодатель устанавливает подобные нормы в целях единообразного понимания тех или иных терминов, понятий, встречающихся в законодательстве. При этом данные термины, понятия при решении юридических вопросов не могут определяться иначе, чем это установлено дефинитивной нормой. Коллизионные — это нормы, призванные устранять противоречия, которые могут возникнуть между другими, чаще всего регулятивными, нормами права (коллизия в переводе с латинского означает столкновение). Например, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Оперативные — это нормы, с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие, либо отменяются, либо пролонгируются (продлеваются в своем действии), либо распространяются на новый круг общественных отношений. По принадлежности к той или иной отрасли права правовые нормы подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. д. В этой классификации выделяется столько видов правовых норм, сколько выделяется отраслей права. По степени обязательности правовые нормы обычно подразделяют на императивные, диспозитивные и рекомендательные. К императивным относят нормы, содержащие категорические предписания, предписания, которые не могут быть изменены участниками общественных отношений по своему усмотрению. Позитивное право состоит преимущественно из императивных норм, поскольку нормы позитивного права — это в подавляющем своем большинстве приказ государства. Вместе с тем в позитивном праве встречается диспозитивные и рекомендательные нормы. К диспозитивным принято относить нормы, которые предоставляют участникам общественных отношений возможность самостоятельно определить свои юридические права и обязанности договором или соглашением. Вместе с тем такие нормы содержат и императивное предписание, которое действует только в том случае, если участники общественных отношений не воспользовались предоставленной им возможностью и самостоятельно не определили в договоре или соглашении свои юридические права и обязанности.  Диспозитивные нормы чаще всего встречаются в гражданском праве и, как правило, содержат слова: «если иное не предусмотрено договором (соглашением)». К рекомендательным относят нормы, исполнение которых не обязательно, но желательно. Наибольшее распространение, как принято считать, такие нормы имеют в международном праве, но встречаются они и в национальных правовых системах (например, в российском праве). В данной классификации нередко выделяются также поощрительные нормы — нормы, устанавливающие определенные поощрения, льготы за те или иные действия. Однако в этом случае в качестве основания классификации используется не степень обязательности правовых норм, а метод правового регулирования. С учетом объема регулирующего действия нормы права принято подразделять на общие и специальные. Общие — это нормы, охватывающие, как правило, все институты той или иной отрасли права и регулирующие определенный род общественных отношений. Специальные — это нормы, относящиеся к какому-либо институту права и регулирующие соответствующий вид общественных отношений. Некоторые авторы в этой классификации выделяют также исключительные нормы, относя к ним нормы, устанавливающие исключения из общих и специальных норм.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"