Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка
1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".
3. Комплексное законодательство
включает нормы нескольких
Военное законодательство, как комплексная отрасль законодательства, включает в себя нормы государственного, административного, финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военного строительства, специфическую жизнедеятельность вооруженных сил государства. Оно призвано обеспечивать и охранятъ высокую боевую готовность войск, порядок несения военной службы, законные интересы и права военнослужащих и их семей.
Военное законодательство является частью единого законодательства, действующего в государстве. Оно отражает основные черты общественного и государственного строя, закрепляет принципиальные положения военной доктрины, принятой данным государством.
Юридическую базу военного законодательства составляет конституция государства, которая утверждает правовые основы его оборонной политики, устанавливает общий порядок прохождения военной службы, определяет компетенцию органов государства в области строительства вооруженных сил.
Изданные на основе конституции акты военного законодательства регулируют самые разнообразные отношения, которые складываются в специфических условиях вооруженных сил. Важнейшими из них являются законы об обороне, о прохождении военной службы различными категориями военнослужащих, о правовом статусе военнослужащих, о вооруженных силах и другие.
Нормы военного законодательства определяют устройство вооруженных сил, организацию и полномочия органов военного управления, порядок комплектования кадров и запаса вооруженных сил личным составом, порядок прохождения военной службы, правовое положение военнослужащих и военнообязанных, организацию и ведение войскового хозяйства, правила материального и финансового обеспечения военнослужащих, права военных властей в местностях, объявленных на военном положении, основы мобилизации вооруженных сил. Военное законодательство учитывает особенности армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы и основанной в силу этого на строжайшей воинской дисциплине, единоначалии, беспрекословном повиновении, последовательном централизме в управлении войсками. В то же время оно закрепляет принцип политического и гражданского равноправия военнослужащих, содержит твердые гарантии законности в военном управлении.
Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.
В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:
- отраслевое законодательство,
т. е. одноименное с отраслями
права, совпадающее с ними по
предмету правового
- комплексное законодательство,
т.е. такое, которое содержит нормы
различных отраслей права: уголовного,
административного, гражданского, например,
экологическое
- общефедеральное
- законодательство автономии
(если высший представительный
орган автономии вправе
- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).
Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.
Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):
-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);
-иерархическая («вертикальная»)
- законы и подзаконные акты, т.е.
в системе законодательства
Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.
Систематизация законодательства - это деятельность по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов данного государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему.
Виды систематизации:
а) внутренняя систематизация;
б) внешняя систематизация.
Цель внутренней систематизации - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве.
Цель внешней систематизации - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.
Функции систематизации:
позволяет обозреть весь массив действующего законодательства;
выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства);
повышает эффективность законодательства;
делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы);
способствует изучению, исследованию законодательства;
способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.
Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.
Гражданское общество можно определить также как совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.
В современном представлении гражданское
общество – это:
1. Совокупность неполитических отношений
людей, социальных общностей, находящихся
вне государственных структур и фиксирующих
частные, групповые интересы.
2. Социальное взаимодействие населения
данной территории в экономической и социально-бытовой
областях на принципах саморегуляции,
самоуправления, основанное на личном
равенстве и нормах традиционного общежития,
Государственная регламентация действует
здесь только в порядке контроля за антисоциальными
действиями.
3. Высшая современная стадия и форма человеческой
общности, включающая в качестве структурных
элементов добровольно сформировавшиеся
первичные общности людей: семьи, общественные
организации, кооперации, ассоциации,
профессиональные, творческие, спортивные
объединения, исключая государственные
и политические структуры.
Основополагающими признаками гражданского
общества являются:
1. Наличие собственности в распоряжении
людей (индивидуальное или коллективное
владение). Это – базисное условие свободы
личности.
2. Наличие в обществе развитой, многообразной
социальной структуры, отражающей все
богатство и многообразие интересов различных
групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии.
3. Высокий уровень интеллектуального,
психологического развития членов общества,
их способности к самодеятельности при
включенности в тот или иной институт
гражданского общества, законообеспеченность
населения, т.е. функционирование правового
государства.
Исторически сложившееся словосочетание
«гражданское общество», обозначающее
общество (неполитическое сообщество
людей) в его различении и соотношении
с государством (политическим сообществом),
явно не соответствует выражаемому им
смыслу. Ведь гражданское общество — это
не общество граждан (политических субъектов),
а, напротив, сообщество частных (неполитических)
лиц — носителей частных целей и интересов.
Сообщество же граждан — это политическое
сообщество, т.е. государство (политическое
государство) в его отличии от общества
(гражданского общества). Кстати говоря,
ведь и «гражданское право» (как отрасль
права) — это право не граждан, а частных
лиц.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"