Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ
Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.
Классификация:
Виды НПА:
1. по особенностям правового
положения субъекта
2.по сфере действия:
3. по сроку действия:
4. по юр. силе (система НПА):
5. по способу издания (по субъектам законотворчества):
6. по предмету правового регулирования (конституц-е, админ., гражд., угол.);
7. по характеру (текущие и чрезвычайные);
8. по сферам действия (общефед. и регион.);
9. по содержанию (экон., бюдж., соц., полит.);
10. по значимости содержащихся в них норм (конст-ые и обыкн-ые);
11 по объему регулирования (общие и спец.).
Виды законов:
1. Конституция – это осн. закон, определяющий прав. основу гос-ва. форму правления, форму гос. устр-ва. полит. режимов, права и свободу гр-н, сис-му правосудия и др.
Различают факт. и юр. конституции. Факт. конституция — это реал. отн-я в общ-ве. Юр.конституция - это прав. оформление этих отн-й.
2. Конституц. законы издаются в соотв. с Конституцией (закон о референдуме, О президенте, О прав-ве РФ, О суд. системе РФ).
3. Обык. законы – это акты тек. закон-ва, посвященные разл. сторонам: экон., полит., соц, духов. жизни общества.
Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем норм.обобщений и призванные комплексно регулировать опред. сферу общ-ой жизни. Н-р: Основы закон-ва и кодексы по разл. отраслям закон-ва.
Чрезвычайные (искл.) законы принимаются при тех или иных Ч.О., вызванных природными, эколог., соц. и иными причинами, носят врем. хар-р
Среди законов также выделяют:
– федеральные – прин-ся высшим законодат. органом страны – Фед. собранием, распростр-ся на всю тер-рию РФ;
– Законы субъектов Федерации - принимаются законодат. органом субъекта Федерации и распростр-ся только на их тер-рии.
19. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ
Правотворчество - это Де гос. органов по создании, принятию, изменению и отмене нор. актов.
Субъекты: гос. органы, негос. структуры (ОМС, профсоюзы), наделенные соотв. полномочиями, а также гр-не при принятии законов на референдумах.
Сущность правотв-ва: возведение гос. воли в нормы права, т.е. в форму юр. предписаний, имеющих общеобяз. хар-р.
Основные принципы правотв-ва:
1. демократизм (обяз-ть выявлять и выражать в з-нах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравств. здоровьем);
2. законность (з-ны д. приниматься строго в пределах компетенции законодат. органа, в устан. порядке соотв-ть конституции и актам вышестоящей юр. силы)
3. гуманизм (обеспечение и защита достоинства ч-ка, прав и свобод личности, на max полное удовлетворение ее духовных и мат. потребностей);
4. исполнимость (д. учитываться весь набор фин., кадровых, организационных, юр. условий)
5. профессионализм (участие в разработке новых правотворческих решений квалиф. специалистов соотв-х отраслей общественной жизни, имеющих проф.подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.)
6. научность (научная проработка законов, учет научных знаний о необх-ти принятия закона, а также соц.данных)
7. гласность
Классификация:
1. от субъектов:
-непосредственное правотв-во народа - референдум (всенародное голосование по наиболее важным вопросам гос. и общест. жизни);
-правотв-во гос. органов (парламента, правительства);
-правотв-во отдельных должн.лиц (президента, министра);
-правотв-во ОМС;
-локальное правотв-во (на предприятии, в учреждении и организации);
-правотв-во общ-ых орган-ий (профсоюзов).
2. от значимости правотв-во:
-законотв-во – правотв-во высших представительных органов;
-делегированное правотв-во - нормотворческая Де органов исп.власти, прежде всего Правит-ва, осуществляемая по поручению парламента;
-подзаконное
правотв-во - нормы права принимаются
и вводятся в действие
Своеобразие правотв-ва субъектов РФ. Конституция РФ и представляет субъектам РФ право вне пределов ведения РФ, совмест. ведения РФ и ее субъектов осущ-лять собств. правовое регулирование, вкл. принятие законов и иных норм. актов. Такое регул-ние м.б. осуществлено в сф. принятия и изменения конституций респ. (уставов краев и областей), тер-ного устройства субъектов РФ, гос. (на уровне субъектов РФ) и муниц. службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.
Стадии правотв-ва:
1. законодат. инициатива (обладают: гос. органы, полит. партии, президент…)
2. обсужд-е з/проекта (обсуждается чтением (поправки, корректировки) в ГосДуме-нижн. палате парламента)
3. принятие з/проекта (обычно откр. головосоеанием, если есть необх-ть (гос.тайна), голосование м.б. тайным)
3 подстадии:
а) принятие закона ГД (ФЗ – больш-вом голосов =50% + 1 голос; ФКЗ - не менее 2/3 гол. от общ. числа депутатов);
б) одобрение закона СовФ
в) подписание Президентом РФ (14 дней)
4. утверждение з/проекта
З/проект, принятый нижней палатой парламента должен быть одобрен верх. палатой и подписан главой гос-ва, кот. имеет право наложить вето на закон. Вето м.б.:
– абсолютное - закон окончат-но отклоняется;
– отлагательное - отсрочивается законовступление в силу. При вторичном голос-ии м. преодолеть вето.
5. Опубликование (промульгация) принятого и утвержд-го закона в офиц. печатном органе.
В РФ офиц. источников явл-ся: Рос. газета и Собрание закон-ва РФ.
20. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА
Закон (З) - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юрид.силой и направл-ый на регулир-ие наиболее важных общ-ых отношений.
Право (П) - это система особых соц.норм, которые устанавливаются и защищаются гос-вом, формально определены и общеобязательные для всех.
Норма права не тождественная статье закона!
Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – форма его выражения.
В статье закона м. выражаться часть нормы права или часть ее эл-тов, поэтому норма права м. излагаться в ряде статей 1 з-на или даже нескольких НПА
Стремление отождествить П и З имеет опред. основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые, притязания трансформировать в субъективные права — "юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.
При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. "возведение его в закон", осуществляется гос-вом. Формула "Право создается обществом, а закон-гос-вом" наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол гос-ной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные гос-ва).
Существует 2 принципиальных подхода:
а) П есть творение гос-венной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) З, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
21.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
Законотворческий процесс-главная составная часть правотворческого процесса, данный процесс хар-зует -принятие законов.
Стадии Законодат. процесса:
1. законодат. инициатива (обладают: гос. органы, полит. партии, президент…)
2. обсужд-е з/проекта (обсуждается чтением (поправки, корректировки) в ГосДуме-нижн. палате парламента)
3. принятие з/проекта (обычно откр. головосоеанием, если есть необх-ть (гос.тайна), голосование м.б. тайным)
3 подстадии:
а) принятие закона ГД (ФЗ – больш-вом голосов =50% + 1 голос; ФКЗ - не менее 2/3 гол. от общ. числа депутатов);
б) одобрение закона СовФ
в) подписание Президентом РФ (14 дней)
4. утверждение з/проекта
З/проект, принятый нижней палатой парламента должен быть одобрен верх. палатой и подписан главой гос-ва, кот. имеет право наложить вето на закон. Вето м.б.:
– абсолютное - закон окончат-но отклоняется;
– отлагательное - отсрочивается законовступление в силу. При вторичном голос-ии м. преодолеть вето.
5. Опубликование (промульгация) принятого и утвержд-го закона в офиц. печатном органе.
В РФ офиц. источников явл-ся: Рос. газета и Собрание закон-ва РФ.
Основные принципы правотв-ва:
1. демократизм (обяз-ть выявлять и выражать в з-нах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравств. здоровьем);
2. законность (з-ны д. приниматься строго в пределах компетенции законодат. органа, в устан. порядке соотв-ть конституции и актам вышестоящей юр. силы)
3. гуманизм (обеспечение и защита достоинства ч-ка, прав и свобод личности, на max полное удовлетворение ее духовных и мат. потребностей);
4. исполнимость (д. учитываться весь набор фин., кадровых, организационных, юр. условий)
5. профессионализм (участие в разработке новых правотворческих решений квалиф. специалистов соотв-х отраслей общественной жизни, имеющих проф.подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.)
6. научность (научная проработка законов, учет научных знаний о необх-ти принятия закона, а также соц.данных)
7. гласность
С помощью правотв-ва осущ-ся устранение пробелов в праве.
22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юр. техники является текст правовых актов (содержание предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, не было неясностей, двусмысленности)
Юр.техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.
Техническими средствами являются юр. термины и юр. конструкции (какие-либо правовые режимы, юр.состав правонарушения).
К техническим правилам относятся:
1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
2) сочетание
лаконичности с необходимой
3) последовательность
в изложении юридической
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов).
Виды юр. техники:
-законодательная (правотворческая);
-систематизация нормативных актов;
-учет нормативных актов;
-правоприменительная.
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"