Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:31, курс лекций

Краткое описание

Теория организации является комплексной междисциплинарной областью знания, применяемую в организации социальных систем и систем управления, в частности.
Жизнь каждого человека протекает в обществе и сопряжена с действиями тех или иных организаций. Ее значение особенно велико для установления общественного порядка, обеспечения организованности во всех подсистемах общества. Отсюда следует, что объектами организации как процесса могут и должны быть: государство, его социальные институты и органы власти, экономика, наука, здравоохранение, образование и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Весь материал (2).docx

— 2.21 Мб (Скачать файл)

 

 

Тема 3 Организационные структуры управления

 

Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной  системы, то есть способ организации  элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между  ними. Структура управления является формой, в рамках которой протекают  изменения, появляются предпосылки  для перехода системы в целом  в новое качество.

Международные структуры управления постоянно дополняются все новыми разновидностями, позволяя любому предприятию  выбрать для себя наиболее эффективную  структуру или их совокупность.

Актуальность выбора эффективной  структуры управления объясняется, прежде всего, тем, что для продуктивной работы компании и своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние  и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая структура, способная со временем видоизменяться и модернизироваться.

Особенно актуальна проблема выбора и применения управленческих структур в настоящее время для России. Это обусловлено несколькими  причинами. Во-первых, большинство российских предприятий нуждаются в существенной реструктуризации или, по меньшей мере, оздоровлении и совершенствовании  управления. Традиционные управленческие структуры, применяющиеся на предприятиях в течение нескольких десятков лет  без существенных изменений, в настоящее  время не в состоянии обеспечить эффективную работу и только усугубляют ситуацию, подталкивая предприятие  к кризису.

Во-вторых, российская экономика долгое время была изолирована от западного  опыта в области управления, и  сейчас российским компаниям трудно переходить на новые стандарты управления, внедрять управленческие структуры  новейшего типа из-за своей неподготовленности и отсутствия доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям. Тот путь, который западные компании проделывали в течение многих лет, постепенно видоизменяя и дополняя управленческие структуры, российские фирмы должны пройти за очень короткий период. Внедрение новых структур управления требует вложения немалых средств, часто данное обстоятельство делает невозможным применение дорогих и эффективных структур, и руководители предприятий вынуждены лишь частично модернизировать управление.

В-третьих, серьезной проблемой  для России является недостаток квалифицированных  менеджеров, способных наилучшим  образом осуществлять управление предприятием и максимизировать эффективность  управленческих структур.

Организационные структуры управления являются наиболее консервативными элементами системы  управления, так как их изменение  всегда затрагивает интересы целых  коллективов, и существуют определенные требования сохранения устойчивости системы. Вместе с тем, структура управления любого предприятия должна соответствовать требованиям рыночной ситуации, иначе деятельность предприятия может оказаться неэффективной. Таким образом, организационные структуры должны постоянно видоизменяться, дополняться и совершенствоваться соответственно деятельности компании, рыночным требованиям и мировому техническому прогрессу. История развития менеджмента свидетельствует о том, что в ХХ веке он претерпел значительную эволюцию.

Организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, распределением полномочий между менеджерами. В рамках организационной структуры  управления протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управленческих решений), в котором участвуют  менеджеры всех уровней. В литературе по менеджменту приводится множество  трактовок ОСУ, которые отражают сложность и многозначность этой категории.

Организационная структура управления (ОСУ) - это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и  развитие организации как единого  целого.

В саморазвивающихся системах структура  непрерывно меняется. В период процесса организации структура упорядочивается, усложняется, включаются новые связи, оптимизируется пространственное расположение элементов, развиваются групповые  связи. В период процесса дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность  системы нарушается.

Многозначность понятия ОСУ  позволяет использовать его не только применительно к организации  как целому. В любой организации  могут быть выделены несколько структур в зависимости от того, о связях какого типа идет речь: связи между  основными элементами, через которые  проходят финансовые потоки, дадут  нам финансовую структуру; связи  между функциональными штабами - функциональную; можно говорить о  структуре кадров, производства и  т.д.

Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур.

Элементы. Элементами являются как  отдельные работники (руководители, специалисты, служащие, выполняющие  определенную функцию управления), так и органы управления - отделы и службы, выполняющие определенные функциональные обязанности. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого разделены функции и задачи управления. С этих позиций ОСУ - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение цели.

Связи. Отношения между элементами поддерживаются с помощью связей. В любой организационной структуре  работают горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми, вторые - это связи подчинения (властные отношения внутри организации), необходимость  в них возникает при наличии  различных уровней управления, на каждом из которых - свои цели. При двухуровневой  структуре создаются верхние  звенья управления и нижние (руководство  организации в целом - менеджеры, непосредственно руководящие работой  исполнителей). При трех и более  уровнях формируется средний  слой, который, в свою очередь, может  состоять из нескольких ступеней.

Принципы формирования организационной  структуры. Понятие организационной  структуры тесно связано с  такими понятиями, как соотношение  ответственности и полномочий, централизация  и децентрализация, ответственность  и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных  структур. Организационная структура  управления опирается на основные принципы управления:

- принцип иерархичности уровней  управления - каждый нижестоящий  уровень контролируется вышестоящим  и подчиняется ему;

- принцип целеполагания - ОСУ  должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;

- принцип соответствия - в ОСУ  должен реализовываться принцип  соответствия полномочий и ответственности  работников, с одной стороны, и  квалификации и уровня культуры - с другой (именно с помощью  ОСУ реализуется система ответственности  и полномочий);

- принцип разделения труда - ОСУ должна обеспечить оптималь-ное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;

- принцип ограничения полномочий - полномочия руководителей ограничиваются  миссией и целями организации,  факторами внешней среды, уровнем  культуры, традициями и нормами;

- принцип адаптации - ОСУ должна  быть достаточно гибкой и реагировать  на внешние и внутренние изменения;  ОСУ должна быть адекватна  социально-культурной среде организации.

Итак, с помощью ОСУ решаются наиболее значимые задачи управления: ОСУ обеспечивает координацию всех функций менеджмента; ОСУ определяет права и обязанности исполнителей; качество ОСУ предопределяет ее способность  к выживанию и процветанию; ОСУ  определяет поведение сотрудников  и стиль управления.

В структуре управления организации  различаются линейные и функциональные связи. Первые - связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или структурными подразделениями, отвечающими за деятельность организации. Функциональные связи  сопряжены с теми или иными  функциями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг  и др.

Не может быть двух одинаковых структур, так как совокупность внешних  и внутренних факторов организации  всегда уникальна. Поэтому попытки  слепо копировать структуры управления успешно функционирующих организаций  не дают желаемого результата.

Таким образом, организационная структура  управления - это внутреннее строение любой производственно - хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. ОСУ является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем ОСУ является консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения ОСУ затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы. В ХХ веке ОСУ претерпели значительную эволюцию. Анализ эволюции ОСУ предусматривает определенную типизацию. При всем многообразии подходов к решению этого вопроса рассмотрим следующую классификацию (рис. 1)

Механистическая (бюрократическая) структура  выступает как жесткая иерархия, как пирамида управления. Механистические  структуры функционируют подобно  хорошо работающей машине, механизму.

 

 

Рисунок 1. Классификация типов организационных  структур управления

 

Механистическая (бюрократическая) структура  выступает как жесткая иерархия, как пирамида управления. Механистические  структуры функционируют подобно  хорошо работающей машине, механизму.

Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. В больших организациях многоуровневые ОСУ по признаку дифференциации и выделяют: "стратифицированные" и "совмещенные" структуры управления.

Часть деловой организации, реализующая  функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и  представляет собой управляющую  систему, обеспечивающую в рамках организации  выполнение ряда специфических функций. Напомним, что термин организация  предусматривает определение порядка  взаимодействия отдельных элементов, входящих в состав организационной  системы.

На сегодняшний день основным принципом  построения любых организационных  систем - биологических, технологических, социальных - является иерархия. Термин "иерархия" в буквальном переводе с греческого - священная власть был введен в употребление полтора тысячелетия назад, в V веке нашей эры и применялся для характеристики организации христианской общины. По мере общественного развития употребление данного термина и трактовка его смысла претерпели определенные изменения. Рассмотрим применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям.

В современной теории организации  понятие "иерархия" применяется, в основном, для отражения вертикального  подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение. С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение  ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации.

В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали. Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так, например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.

Впервые модель четкой иерархической  структуры управления была разработана  в начале ХХ века немецким ученым М. Вебером в теории бюрократии, как  наиболее эффективной для того времени  системы управления организациями  и обществом. Основным принципиальным положением теории было четкое разделение труда, из которого вытекали следующие  требования к системе управления:

  • использование квалифицированных специалистов на всех уровнях исполнения;
  • соблюдение иерархии управления, т.е. нижестоящий уровень дол-жен подчиняться вышестоящему уровню;
  • наличие формальных правил и норм для выполнения персоналом своих задач;
  • разработка квалификационных требований для каждого должностного лица.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"