Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:31, курс лекций
Теория организации является комплексной междисциплинарной областью знания, применяемую в организации социальных систем и систем управления, в частности.
Жизнь каждого человека протекает в обществе и сопряжена с действиями тех или иных организаций. Ее значение особенно велико для установления общественного порядка, обеспечения организованности во всех подсистемах общества. Отсюда следует, что объектами организации как процесса могут и должны быть: государство, его социальные институты и органы власти, экономика, наука, здравоохранение, образование и т.д.
Со временем понятие "бюрократия"
превратилось в нарицательный термин.
Бюрократическая система
В стратифицированных структурах на одном уровне управления применяется один признак, а на более низком - другой. В отличие от этого в совмещенных структурах на одном и том же уровне применяется по два и более признака дифференциации, что порождает двойное и более подчинение и приводит к матричной организации.
В первой половине ХХ века доминирующими были сначала линейные и функциональные ОСУ, а затем их комбинации. Во второй половине крупные западные корпорации стали практически повсеместно переходить к дивизиональным структурам.
В условиях рыночной
К гибким структурам можно отнести
проектные и матричные
Несмотря на то, что иерархические структуры управления в настоящее время признаны во всем мире наиболее эффективными, они обладают рядом существенных недостатков, а именно:
Наличие в любой иерархической
системе указанных недостатков
ведет к тому, что со временем
в работе деловой организации
накапливается влияние
Преобладание в деятельности лиц,
принимающих решение, мотивов приобретения,
их стремление к собственному обогащению
в сочетании с возможностью выбирать
те решения, которые приносят им личную
выгоду, ведут к развитию взяточничества
и коррупции. Этот вид патологии
поражает организации независимо от
их размера и вида деятельности.
Он встречается в органах
Стремление менеджера деловой
организации к излишнему
Основная сложность борьбы с
указанными недостатками заключается
в том, что они носят объективный
характер и присущи любой иерархической
системе управления. Тем не менее,
за многие годы удалось выделить основные
направления преодоления
Среди них можно выделить два
главных направления
Очевидно, что эффективное воздействие
органов государственной власти
на деловые организации возможно
только в том случае, если государственная
система построена на принципах,
препятствующих развитию негативных тенденций
в системе управления самого государственного
аппарата. Подобные государственные
системы принято
Исполнительная власть в демократических системах построена на основе строгой иерархии, но контроль за ее деятельностью возлагается на демократические институты управления, которые используют коллективные принципы управления. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.
В качестве примера использования в структурах управления деловых организаций приемов, характерных для общественных организаций, можно привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и предусмотрена выборность руководителя.
Характеризуя воздействие
При устранении недостатков иерархических
структур особое значение приобретает
разработка методов выявления отклонений
от нормы в работе деловых организаций
уже на начальном этапе их развития
(диагностика заболевания по аналогии
с выявлением болезней человека) и
реорганизация системы
Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур и остаются пока основными и доминирующими формами. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты иерархических структур. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.
Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. При их формировании главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции.
К иерархическим относятся линейные и функциональные организационные структуры управления. Эти виды структур, как самостоятельные, не используются ни одним крупным предприятием ни у нас в России, ни за рубежом. И только новые компании, в самом их зачаточном состоянии, вынуждены в очень укороченный исторический период проходить тот путь, который пройден большинством зарубежных фирм почти столетие назад.
Линейная структура управления
очень проста по своей сути: основным
принципом построения линейной структуры
является вертикальная иерархия, то есть
соподчиненность звеньев
Рисунок 2. Линейная структура управления
Линейная организационная
В небольших организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение структуры в виде кольца, звезды и колеса.
Рисунок 3. Линейная структура управления: кольцо
Р - руководитель;
И - исполнитель
Рисунок 4. Линейная структура управления: звезда
Рисунок 5. Линейная структура управления: колесо
Для функциональной структуры управления
характерно создание структурных подразделений,
каждое из которых имеет свою четко
определенную, конкретную задачу и
обязанности. Следовательно, в условиях
данной структуры каждый орган управления,
а также исполнитель
Рисунок 6. Функциональная структура управления
В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений.
Линейно-функциональная структура управления предусматривает функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней и сочетание линейного и функционального принципов управления. Данная структура была самой распространенной управленческой структурой в СССР. В настоящее время она применяется в России на крупных и государственных предприятиях, за рубежом - в соединении с другими структурами. В качестве преимуществ линейно-функциональных структур, как правило, отмечают:
Несмотря на самое широкое распространение линейно-функциональных структур управления, приведем целый перечень их недостатков: