Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:31, курс лекций

Краткое описание

Теория организации является комплексной междисциплинарной областью знания, применяемую в организации социальных систем и систем управления, в частности.
Жизнь каждого человека протекает в обществе и сопряжена с действиями тех или иных организаций. Ее значение особенно велико для установления общественного порядка, обеспечения организованности во всех подсистемах общества. Отсюда следует, что объектами организации как процесса могут и должны быть: государство, его социальные институты и органы власти, экономика, наука, здравоохранение, образование и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Весь материал (2).docx

— 2.21 Мб (Скачать файл)

В свою очередь, экономические  системы, рассматриваемые не в масштабах отдельного предприятия, а в пределах всего социума, трактуются как формы организации хозяйственной жизни общества. Предприятие (производящее) может рассматриваться и как техническая система, образованная технологически скомпонованными (например, в поточную линию) единицами оборудования — машин, станков, аппаратов и приборов. Предприятие есть также информационная система, ибо в нем постоянно, как кровь и лимфа или как импульсы в нейронной сети живого организма, циркулируют потоки сведений, имеется собственная память (канцелярия, архив, электронные банки данных) и профессиональные знания персонала.

Помимо всего вышеназванного, предприятие безусловно является также и организационной системой, которая устанавливает соотношения между всеми элементами, а также порядок их сочленения. Создание организационной системы предприятия со структурированием всего производственного процесса на основе организации труда относится к числу важнейших задач менеджмента. Оно включает в себя разделение глобальных задач на отдельные элементы, которые делегируются инстанциям, отделам, производственным единицам, а также определение меры ответственности и прав подразделениям за выполнение этих задач.

Приведенная характеристика организационной системы ориентирована на динамику, но есть и дефиниции, ориентированные на статику (социальную). Так, организационными мы называем системы, обеспечивающие функционирование коллектива для достижения определенных целей. Поведение людей в организационной системе определяется целым рядом факторов престижного, морального, социального, экономического, политического и прочего характера. Всесторонний учет этих факторов на формальных моделях является не решенной на настоящее время проблемой теории организации. И подобно тому, как живой организм состоит из костно-мышечной, нервной, пищеварительной, эндокринной, кожно-волосяной и других подсистем, так и предприятие — этот хозяйственный и обладающий системной целостностью организм — образуется из социальной, экономической, технической, информационной и организационной подсистем.

 

 

 

Тема 2. Законы организации

 

  1. Понятия о зависимостях и законах организации

 

Деятельность каждой организации  основана на зависимостях, законах  и закономерностях.

Закон — отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении. Эти связи могут носить всеобщий или частный, количественный или качественный характер, относиться к законам функционирования или законам развития, законам динамическим или законам статическим.

Близким, но не аналогичным  понятию закон является понятие закономерность, отражающее логику и последовательность в явлениях, которые относятся к определенному месту и времени. В основе закономерностей лежат количественные и качественные зависимости междуними.

Зависимость — отношение одного явления к другому как отношение следствия к причине. Зависимости делятся на объективные (формируется независимо от воли и сознания людей) и субъективные (вырабатываются руководителем или специалистами на какое-то ограниченное время для реализации корпоративных целей). Зависимости могут быть кратковременными (например, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника от его личной производительности). Зависимость – основа формирования закона, показывающая связь между входным воздействием и результатом его преобразования  права человека). Иногда зависимости подразделяют на общие и частные, детерминированные и вероятностные.

Также зависимости можно  разделить на моральные (связаны  с соблюдением в обществе норм поведения) и аморальные (связаны  с обычаями, которые нарушают международные  права человека).

Понятие закона вытекает из понятия зависимости. Условия перерастания зависимости в закон: 1) фиксация зависимости в законодательных  документах; 2) приобретение зависимостью статуса общепринятой для большого количества организации; 3) признание  и поддержка зависимости учеными.

Закон – это устойчивая объективная связь явлений или  событий, которая присуща достаточно большому числу организаций и  обладает повторяемостью в сходных  условиях.

Социальные законы определяют отношения между работниками  и группами и проявляются в  процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями  и людьми, работающими в этих организациях. В отличие от законов материального  мира действие одного и того же социального  закона может обладать различной  степенью интенсивности в однотипных ситуациях, что вынуждает рассматривать  его не как постоянную характеристику, а как некоторую тенденцию, имеющую  определенную степень достоверности. Проявление действия законов социальных организаций всегда содержит элемент  неопределенности, так как развитие организации связано с деятельностью людей. Типы неопределенностей: неизвестность (для вновь созданной организации изменения в политической ситуации: обвал цен, войны), случайность (факторы, подчиняющиеся социальным законам) и расплывчатость (формулировка закона, допускающая неоднозначность толкования). Неопределенность характеризуется понятием «риск». Менеджмент – это управление рисками, которое невозможно без знания законов, регламентирующих функционирование социальных организаций.

Законы имеют большое  значение для деятельности организации, так как формируют теоретический  фундамент теории организации, способствуют переходу от эмпирического подхода  к профессиональному, позволяют  оценивать возникающие ситуации, позволяют анализировать накопленный  опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компаниях. Законы, также  как и закономерности, можно разделить  на объективные (законы организации) и  субъективные (законы для организаций).

Зависимость – основа формирования закона, показывающая связь между  входным воздействием и результатом  его преобразования. Иногда зависимости  подразделяют на общие и частные, детерминированные и вероятностные.

Законы и закономерности имеют механизм действия (формирование зависимости выходных параметров от входных) и механизм использования (набор правил и норм для работника, реализующего механизм действия). Для  эффективной деятельности организации  необходимо, чтобы данные механизмы  были согласованы между собой.

 

2. Классификация  законов организации

 

Существуют различные  точки зрения на классификацию законов  организации, которые близки по своему назначению, но имеют разночтения  в названиях (например, классификация  Э.А. Смирнова и классификация А.А. Беляева и Э.М. Короткова) (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Классификация законов  организации

 

 

Итак, законы организации  бывают общие (основные – действуют  во всех организациях), специфические (действуют в социальных организациях) и частные (действуют в конкретных ситуациях и видах деятельности) (рис. 2).

Кроме этого ученые выделяют:

– Законы строения организаций: целостности, пропорциональности и  композиции, иерархичности.

– Законы функционирования и развития организаций: необходимого разнообразия, самоорганизации, самосохранения, синергии, информированности-упорядоченности, развития.

– Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций: социальной гармонии, оптимальной загрузки, эффективного восприятия и осмысления, установки, устойчивости и доходчивости информации и др.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Законы, действующие  в организации

 

3. Общие законы  организации

 

– Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

 

Синергия – процесс  существенного изменения потенциала, который происходит пропорционально  привлечению ресурсов либо скачкообразно. Смысл эффекта синергии заключается  в том, что привлекаемые ресурсы  либо усиливают, либо ослабляют друг друга, и в связи с этим общий  потенциал организации становится больше или меньше суммы потенциалов  всех используемых в деятельности ресурсов:

 

1) повышенный потенциал  организации (формула 1)

Р1 = Пк – (П1 + П2 + П3), (1)

 

2) пониженный потенциал  организации (формула 2)

Р1= (П1 + П2 + П3) – Пк, (2)

 

где Пк – общий потенциал компании,

П1, П2, П3 – потенциалы 1, 2 и 3-го ресурсов.

 

Благоприятным закон синергии будет, если руководитель и подчиненные  знают о нем. Признаки достижения синергии в организации: благоприятный  климат в коллективе, сокращение технологического цикла, активное приобретение акций  своего предприятия, пониженная усталость  работников, постоянный спрос на продукцию  или услуги, благотворительная деятельность.

Менеджер видит усиление эффекта  за счет разделения и кооперации труда. Психолог подчеркивает, что уже самый  обыкновенный контакт работников вызывает соревнование, запускает волевые  механизмы самоутверждения, что в конечном счете может приводить к повышению производительности труда. Физиолог указывает, что соединение двух сил позволяет преодолевать препятствия, каждую из них в отдельности превышающие. Основательность закона синергии определяется тем, что действие других законов организации в конечном счете направлено на достижение более высоких значений синергетического эффекта.

– Закон самосохранения: каждая организация стремится сохранить себя и для этого использует весь своей потенциал. Закон в аналитическом виде (формула 3)

 

 

где R1i, R2i – внутренние и  внешние созидательные факторы  организации, V1, V2 – внутренние и  внешние разрушительные факторы,

i – область, в которой  расположен определенный фактор.

 

При этом сумма потенциалов  созидания должна быть больше суммы  потенциалов разрушения.

 

Важный показатель для  анализа положения организации  – уровень самосохранения – Сс – разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания (формула 4)

 

Сс = (С – Р / С )×100 %. (4)

 

Различают три типа устойчивости организации: внешний, внутренний, унаследованный.

Первый достигается благодаря  внешнему управлению, т. е. государственному воздействию на факторы внешней  среды — рыночные, географические и др. В условиях плановой системы  хозяйствования устойчивость производственно-экономических  структур достигалась в основном за счет внешних факторов, т. е. любые  дестабилизационные процессы гасились извне. Механизмы приведения системы в стабильное состояние могли быть самыми различными: дополнительная экономическая поддержка, корректировка планов и т.п.

Следовательно, существовала проблема устойчивости организации, хотя она и перемещалась на более высокий  уровень (отраслевой, региональный, государственный). Устойчивость организации обеспечивалась уничтожением любых несанкционированных  отклонений в системе благодаря  включению механизмов государственного управления экономикой.

В нынешних условиях требуются, помимо внешних, внутренние механизмы  обеспечения устойчивости организации. Речь идет о функционировании самоорганизующихся систем, когда управление организацией происходит на основе анализа ее действий в рамках данной окружающей среды. Внутренняя устойчивость организации определяется ее своевременным и рациональным реагированием на изменения внешней среды. Теоретические аспекты понятия внутреннего устойчивого равновесия организации на практике обычно проявляются в оценке финансовой устойчивости, определяемой в первую очередь сбалансированностью денежных потоков.

Устойчивость организации  достигается, наконец, за счет «унаследованного управления», т. е. формирования, сохранения и развития ее внутренней прочности, внутреннего потенциала.

Действительная же устойчивость системы зависит не только от количества сконцентрированных в ней активностей, но и от способа их сочетания, характера  их организационной связи. Поэтому  говорят о структурной устойчивости, которая всегда может быть выражена количественно. Так, сравнивая две  разные социально-экономические системы, можно обнаружить, что одна из них  по своему строению более приспособлена  к окружающей среде, чем другая, т. е. структурно более устойчива. Например, экономический кризис, разрушая множество  наиболее слабых или наименее целесообразных организаций, для других организаций  оборачивается сокращением объема работ. В результате с завершением  кризиса экономические системы  могут оказаться «оздоровленными». При этом очевидны и негативные моменты  кризиса: рост безработицы, крах предприятий  и т. п. Поэтому говорят об относительном  характере динамической устойчивости.

Суммарная устойчивость системы  определяется как сложный результат  частных устойчивостей разных ее частей по отношению к направленным на них воздействиям. При этом, как  известно, устойчивость системы зависит  от наименьших относительных сопротивлений  всех ее частей во всякий момент. Это  показывает взаимосвязь законов  организации.

 

– Закон развития: каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла:

где Rj – потенциал системы на j-м этапе развития,

Rij – потенциал системы в I области и на j-м этапе,

Rmax – запланированные результаты по конкретным видам деятельности.

– Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем выше вероятность ее успешного функционирования (формула 5)

 

 

где k1 k2 k3 k4 k5   – коэффициенты пропорциональности влияния уровней характеристик информации друг на друга,

Информация о работе Лекции по "Теории организации"