Организация и теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения любой цели сначала следует изучить теорию вопроса и сформулировать принципы деятельности, а затем заниматься практическими вопросами. Именно поэтому тема курсовой работы «Современные направления в области теории организации» мне показалась наиболее актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

«Современные направления в области теории организации».doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (Рис 2. Приложение)

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный — может испортить информационную и техническую базу компьютера.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т. е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если...?

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений

Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую (Рис. 3 Приложение)

Системы могут быть:

  • искусственные и естественные,
  • открытые и закрытые,
  • детерминированные и стохастические,
  • жесткие и мягкие.

Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер, спутниковый комплекс.

Естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового существования.

Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее.

Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей.

Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото.

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.

Жесткие системы — это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации — это необходимое условие ее деятельности. Проанализируем далее, к чему может привести организацию отсутствие данных признаков системы (табл. 1 Приложение).

С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектом подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.

Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесообразно. Соответственно комплексный и аспектный подходы более дешевые, но увеличивается погрешность при обработке недостаточных данных и в результатах решения.

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

2.1  КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Организации многообразны, а потому их можно классифицировать по самым разным основаниям.

1. С точки зрения происхождения организации как и системы можно разделить на естественные и искусственные.

Естественные организации формируются стихийно, сами по себе; то же касается и отношений между их членами. Основная цель таких организаций состоит в решении внутренних и текущих проблем. Например, естественным является объединение, созданное любителями бальных танцев, которые раз в неделю собираются для совместного проведения времени. Цели, стоящие перед такой организацией (например, аренда помещения, организация поведения людей) решаются как бы сами собой, эту роль берут на себя люди, которые способны чем-то помочь.       

Естественные организации, как правило, не зависят от своих создателей. Состав такой организации может полностью смениться, однако организация не прекратит своего существования.

Искусственные организации создаются с совершенно конкретными целями путем целенаправленных действий, в соответствии с заранее составленными планами. Поэтому для искусственных организаций характерно наличие четкого распределения ролей, наличие должностей и подразделений. Они проявляют и большую зависимость от создателей. Во-первых, это происходит потому, что искусственные организации формируются в соответствии с планами, а планы всегда кем-то создаются. Во-вторых, нередко искусственные организации прекращают свое существование, когда лицо, их создавшее, решает, что дальнейшее существование организации нецелесообразно.

Естественные организации в силу своей стихийности обычно обладают более выраженными способностями к адаптации. Искусственные организации в своей деятельности гораздо менее гибки и адаптивны, поскольку подчиняются жестким правилам, отклонение от которых не поощряется.

2. С точки зрения механизма функционирования организации бывают формальными и неформальными. Это деление очень близко к предыдущему, однако не повторяет его полностью.

Неформальные организации формируются стихийно, в контексте неупорядоченных человеческих отношений. Как правило, во главе неформальных организаций стоит человек, который признан всеми или большинством членов как лидер. Впрочем, то, что данный человек является лидером, иногда может не осознаваться членами организации: они просто доверяют ему принятие решений, прислушиваются к его мнению, не задаваясь вопросом о том, какова природа отношений, существующих между ними и лидером.

Формальные организации — это организации, которые намеренно создаются людьми. В основе таких организаций лежит договоренность. Формальные организации имеют устав (или любой другой документ, который разграничивает обязанности членов организации).

Формальные организации принято делить на простые и сложные. Простыми называют организации, у которых имеется только одна, цель; при достижении этой цели организация может прекратить свое существование. Сложные организации соответственно обладают несколькими целями.

3. С точки зрения особенностей взаимодействия между участниками организации подразделяются на унитарные и плюралистические.

В унитарных организациях имеется совокупность целей, которая признается единой для всех их членов. Для унитарных организаций характерна отсутствие добровольности. Вступая в такую организацию, человек подчиняется правилам, действующим в данной организации, становится своего рода «винтиком» в механизме. Контроль, за поведением членов унитарной организации является жестким. Свобода и личные интересы противоречат целям унитарных организаций. Примером подобной организации является армия.                          

Плюралистические организации объединяют лиц, каждое из которых преследует свои собственные цели. Естественно, это не означает, что у членов такой организации нет общих целей. Однако эти общие цели формируются в результате взаимодействия между целями каждого из членов. Вследствие этого личные интересы признаются в таких организациях значимыми.

Плюралистические организации, в свою очередь, подразделяются на ассоциативные и корпоративные. Ассоциативные организации не имеют собственных целей, они создаются как открытое объединение людей, которые могут свободно покидать данную организацию. Все решения принимаются только в том случае, если с ним согласны все без исключения члены организации; если имеется хотя бы очень небольшое число членов, не согласных с решением, оно отклоняется. Обычно в ассоциативных организациях нет четко выраженного властного ядра. Это означает, что ни один член такой организации не обладает правом принимать решения, не согласовав его с другими членами.

Корпоративные организации характеризуются более жестким взаимодействием. Во-первых, членство в такой организации не может изменяться свободно, вступление и выход из организации подчиняется определенным процедурам. Другими словами, такие организации являются закрытыми. Во-вторых, между личными и общими целями устанавливается своего рода компромисс, при котором отдельные люди частично отказываются от своих личных интересов в пользу интересов организации. Корпоративной организацией являются все предприятия и фирмы. В них существует распорядок, которому подчиняется каждый член. Для корпоративных организаций характерно наличие достаточно четкого властного ядра, то есть лиц, имеющих преимущественное право принятия решений.

4. По особенностям структуры организации можно разделить на механистические и органические:

Механистические организации напоминают технические устройства. Каждый элемент такой организации (например, подразделение или отдельный член) выполняет строго заданную функцию, отдельные элементы связывает жесткая совокупность правил. Властные отношения в механистических организациях обычно являются вертикальными, то есть в них господствуют иерархические отношения. Границы таких организаций четко определены. Это означает, что членство в механистической организации является жестким.

Достоинством механистических организаций является то, что они действуют очень слаженно. В то же время их характеризует и один недостаток: в необычных условиях, а также в ситуации неопределенности они нередко дают сбой, так как их элементы не имеют возможности принимать решения свободно, без учета правил.

Органические организации характеризуются менее жесткими отношениями между элементами и относительно большей самостоятельностью каждого из них. Каждый из элементов обладает большей свободой, чем в организациях механистического типа; решения не ограничиваются такой же жесткой системой правил. Достоинством таких организаций является то, что они в большей степени способны приспосабливаться к меняющимся условиям.

 

2.2  ОРГАНИЗАЦИЯ С ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

С юридической точки зрения организация — это юридическое лицо.

Юридическим лицом признаются организации, которые обладают следующими признаками:

  • обладают определенным имуществом, которое принадлежит только им; могут самостоятельно осуществлять свои функции, то есть имеют организационную самостоятельность;
  • заключают договоры (вступают в правоотношения) от своего имени и несут ответственность своим имуществом по всем свои обязательствам и долгам.

Итак, юридическое лицо, будучи признано таковым, с точки зрения закона имеет определенное имущество и обладает правами и обязанностями, а также может выступать в суде в качестве истца или ответчика. Понятно, что всеми этими признаками обладает и любой индивидуальный предприниматель. Следовательно, юридическое лицо оказывается полноценным субъектом экономической деятельности. Что касается реального распределения функций, то оно определяется уставом и — иногда также учредительным договором. Участвуя в деятельности юридического лица, каждый работник организации выступает от ее имени (хотя, конечно, это не отменяет его персональной ответственности в случае, если он совершит правонарушение).

В Российской Федерации существует несколько разновидностей предпринимательских организаций. Основными среди них являются:

Информация о работе Организация и теория организации