Теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:35, лекция

Краткое описание

Теория организации - это теория построения и функционирования управления крупными коммерческими организациями, компаниями, фирмами, основанная на их рассмотрении структуры и функции механизмов принятия решений с учетом поведенческого подхода.
Организация может рассматриваться как процесс и как явление.
1)процесс - это совокупность действий ведущих к образованию и совершенствованию, взаимосвязи между частями целого.
2)явление-физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели.

Вложенные файлы: 1 файл

TEORORGANIZATsIYa.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

Лекция 0. Теория организации.

Организация- 1)строение, устройство системы.

2)составляющая процесса управления, суть которой заключается в  координации действий  отдельных  элементов системы, достижение  взаимного соответствия функционирования  ее частей. 3)форма объединения  людей для их совместной деятельности  в рамках определенной структуры , система заданная выполнить определенные функции , решать определенный круг задач.

Теория организации - это теория построения и функционирования  управления крупными коммерческими организациями, компаниями, фирмами, основанная на их рассмотрении структуры и функции механизмов принятия решений с учетом поведенческого подхода.

Организация может рассматриваться как процесс и как явление.

1)процесс - это совокупность действий ведущих к образованию и совершенствованию, взаимосвязи между частями целого.

2)явление-физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели.

В основе Т.О. лежит  теория систем

Система – это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности (совокупность взаимосвязанных действий элементов.

Подсистема-это набор элементов  представляющих  автономную внутри системы область(экономич., правовая…)

Свойства систем:

1)это свойство связности(действовать вместе- эффективно)

2)свойство эмерджентности – потенц.  Большой, равный или меньший суммы потенциала сост. Его элементов.

3)свойство сохранения - система сохр. Своюстр-ру  неизменной при наличии негативных внешних воздействий.

4) сво-во организационные  ценности- с. Имеет потребность  в организации и управлении.

Основные типы организационных отношений:

  • Формальные и неформальные
  • Легитимные и противоправные
  • Свободные и административные
  • Равенство и неравенство
  • Зависимые и независимые
  • Последовательные и параллельные
  • Устойчивые и неустойчивые
  • Дискретные и непрерывные
  • Жесткие и мягкие
  • Притяжение и отталкивание
  • Центростремительные и центробежные
  • Совместимые и несовместимые
  • Эквивалентные и неравнозначные
  • Детерминированные (определенные) и стохастические (неопределенные)
  • Вертикальные и горизонтальные
  • Диффузные и локализованные
  • Аддитивные и альтернативные
  • Симметричные и асимметричные
  • Централизованные и децентрализованные

Основной является управление в 3-х подсистемах

  1. Техническая (станки оборудование)
  2. Биологическая (флора фауна)
  3. Социальные или общественные (наличие человека в качестве субъекта)

Предмет теории организации – это  организационные отношения, между работниками или компаниями, как по горизонтали, так и по вертикале, этот предмет рассматривает структурные, процессорные организационные отношения при создании функционировании реорганизации и прекращение деятельности организационных объектов.

Теор. организация изучает принципы и законы, а также закономерности для организации и управления компаниями персоналом и др. ресурсами общественного образования.

Теория организация одна из тех  управленческих наук основой, которой  служит – теория управления. Она  обязательно опирается на правовую базу.

Основные направления  развития теор. организации:

Организация как объект рассматривается:

    • Менеджментом
    • Экономикой
    • Психологией
    • Политологией и др.
  • Менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процессом управления, коммуникациями, организация взаимодействия и полномочий, построение организаций,динамикой групп.
  • Экономика изучает элементы организации и оплаты труда организации, экономические законы развития.
  • Психология изучает психическое отражение человека, различных аспектов организационных отношений.
  • Политология рассматривает политическое отношение к организации. Проблемы внутренней и внешней политики.

Теория управления изучает следующие  проблемы, касающиеся организации:

  • Производство как система
  • Типы отношений управлений
  • Формирование субъектов и объектов управления
  • Цели и функции управления
  • Организационную структуру управления
  • Линейные и функциональные связи
  • Организационно-распорядительные методы управления
  • Организация процесса управления
  • Организация управленческого труда

 

Три пути развития т.о.1 сегодня:

  1. Создание общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся менеджменте, экономике, социологии и др. относительно разработанных науках. Научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследование.
  2. Выделения своей локальной области исследования части организации и развитие ее.
  3. Формирование трехступеной  системы развития

 

Создание локальной области исследования и доведения теор. орг. до уровня – экономике, психологии и других сопутствующих наук

   
 

Объединение усилий сопутствующих наук по системному развитию т.о.

 
   

Выделение сопутствующих наук и развитие своего собственного предмета исследования


 

Трудность для развитие т.о. заключается в следующем:

Проблема количественного измерения  организационных параметров, но в  настоящее время оперируют качественными  измерениями:

  • Хороший - плохой
  • Высокий – средний
  • Низкий большой - маленький
  • Эффективный – неэффективный

Из эффективных методов исследования используется:

  • Дедукция (от общего к частному) и индукция (от частного к общему)

Т.о. формирует систему научных  знаний в области анализа и  синтеза, социальных организаций и  социальных  отношений.

Развитие т.о.  включает этапы (их 7)

  1. Сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных  сведений , легенд, мифов о существовании и функционировании организаций как явления, особенностях организаций как процесса.
  2. Систематизация информации и составление типологий (по времени, эффективности, характеру)
  3. Создание понятийного аппарата ( категории, термины, из взаимосвязь, синонимы)
  4. Нахождение зависимости между параметрами отношений, категорий, формирование законов и закономерностей.
  5. Привлечение научного багажа др. наук для понимания собств. Проблем.
  6. Практическое апробирование (использование на практике, опыте) разработанных теорий и методик.
  7. Обобщение теоретических разработок и практич. результатов, применение отдельных отношений т.о., накопление статистических данных.

Лекция 1. Организация и теория организации.

  1. Определение организации.

Организация представляет собой социальные целостности, которые преследуют определённые цели, являются определенным образом структурированными, координированными активными системами связанные с окружающей средой.

Организация существует, потому что  люди работают вместе.

Ричард Дафт выделяет семь причин в силу, в которых орг. важны для общества в целом для человека. Он считает что орг. Существует для того что бы:

    1. объединять ресурсы для достижения желаемых целей и результатов
    2. эффективно производить товары и услуги
    3. содействовать инновациям
    4. использовать современные производственные и информационные технологии
    5. адаптироваться к изменению среды и влиять на нее
    6. приносить пользу владельцам, потребителям и работникам
    7. приспосабливаться к новым требованиям по разнообразию рабочей силы и этических норм, а также по мотивированию сотрудников и координации их деятельности

Два способа пути производства и  распространения товара и услуг:

  • компьютерные производственные технологии
  • электронный бизнес

 

Повысить эффективность можно  так же путем изменения организационной  структуры и практики менеджмента. Организации нужно быстро приспосабливаться  к имению окружающей среде.

Глобализация – сплетение  экономик

Согласно теории систем каждая система  состоит из субсистем.

Основой любой организации является

  • Люди
  • Группы или подразделение (объединения людей и решение групповых задач)
  • Объединение организаций, сообществ.

Т.О. отличается от концепции организационного поведения.

Организационное поведение – это подход  к организации на микроуровне. Говоря об организационном поведении, исследуются такие понятия как:

    • Мотивация
    • Стиль руководства
    • Личность
    • Рассматриваются когнитивные2 и эмоциональные особенности людей в организации

Т.О. рассматривает организацию  на макроуровне.

Анализирует организацию полностью

Рассматривает людей объединённых в подразделения и организации.

Различие в их структуре и  поведение. При этом осуществляется анализ структурной организации. Но ученые выделяют новый подход к исследованию организации – (какой то метод хз) – это интеграция микро и макро уровня. Т.е. индивиды и группы влияют на организацию.

Т.О. – применима непосредственно к менеджменту высшего и среднего уровня, но частично затрагивает уровень низшего руководства. Топ-менеджеры отвечают за организацию в целом, определяют ее цели, разрабатывают стратегию, интерпретируют окружающую среду, принимают решения касающиеся структуры организации, ее конкурирования. Менеджеры третьего звена отвечают за работу основных подразделений и принимают решения связанного за работу своего подразделения и организации в целом. Они должны добиваться согласованности рабочих, рассматривают вопросы власти  и политики, групповые конфликты, занимаются информационными схемами и осуществляют контроль. Менеджеры низшего уровня т.о. охватывает лишь частично.

  1. Перспективная организация.

Важным моментом в исследование орг. появления понятий открытой и закрытой систем. Считается, что  закрытая система в чистом виде существовать не может.

Главная задача менеджмента обеспечить эффективную функционирующую  организацию.

Открытая орг. могут быть очень сложными. Орг. должна получать ресурсы осознано и реагировать на изменения, сбывать свою продукцию, контролировать свою активность.

Что бы понять организацию в целом  мы ее рассматриваем как систему. Любая система нуждается в контакте с окр. средой.

Система - представляет собой набор взаимодействующих элементов, получающих ресурсы на входе из внешней окружающей среде, преобразующих их и выпускающих продукт на выходе во внешнею среду уже как результат.

Потребность поступления извне  и реализация продукции собственной  деятельности, отражает зависимость  системы от внешней среды.

Виды подсистем:

    • Производственная/сервисная подсистема – функциональная система, обеспечивающая производство определенной продукции: товаров или услуг.
    • Ограниченные подсистемы осуществляют связи с внешней средой
    • Эксплуатационные подсистемы обеспечивают постоянство  работы организации (бесперебойность) и наличие материальных и людских ресурсов.
    • Адаптационные подсистемы отвечают за изменение организации и ее приобщения к требованию внешней среды.

За работу всех систем отвечает - менеджмент.

Генри Минцберг считает, что каждая организация состоит из 5 частей

      1. Техническое ядро, включающее производство и сбыт
      2. Топ-менеджмента
      3. Менеджмент среднего уровня
      4. Техно структуры
      5. Вспомогательного персонала

К техническому ядру относятся люди, которые выполняют основную работу в организации. Поступление и  преобразование ресурсов, которые поступают  на входе, потом преобразовываются  и на выходе идет продукт 

Техно структуры заключаются в  помощи организации адаптироваться к окружению. Работники служб  – инженеры, исследователи они  изучают внешнюю среду, выявляют проблемы, возможности, новые технологии. Эта структура отвечает за внедрение  инноваций в производства, содействия изменения организации и ее адаптивности.

Функции вспомогательного персонала  заключается в обеспечении бесперебойной  работы и содержания организации, включая  ее материальное оснащение и персонала.

  1. Параметры организации

Параметры организации делят на структурные и контекстуальные. Структурные служат средством описания внутренней характеристики организации. Они составляют основу для оценки сравнений организаций между собой. Контекстуальные параметры характеризуют орг. в целом они описывают основную идею организации, от которых зависят ее структурные параметры и на которые она оказывает влияние.

Структурные параметры:

  1. Формализованность организации – это то, на сколько велик том о письменной  документации (описание технологий постановления и т.д.). Степень формализованности часто оценивается путем подсчета страниц внутренней документации.
  2. Специализация - степень, в которой решения задач организации распределяется между отдельными работниками. Если специализация работника высока, то каждый работник решает узкий круг задач и наоборот.
  3. Иерархия власти – она описывает, кто и перед кем должен отчитываться и так же сферу контроля каждого менеджера. Иерархия отражает объем контроля - это численность подчинённых  подотчетных руководителей.
  4. Централизация – то, на каком уровне в иерархии принимаются. Если принимаются неверхнем уровне то это централизованная. А если идет делегирование полномочий это децентрализованная.
  5. Профессионализм - степень формального образования и обученности сотрудников.  Профессионализм считается высоким, если на подготовку сотрудников было  потрачено продолжительное время.
  6. Структура штата – это то, каким образом люди распределены по функциям и подразделениям организации. Выражается численностью штата.

Информация о работе Теория организации