Организация, самоорганизация и системология организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации, самоорганизации и системологии организаций.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и признаки организации;
2) выявить самоорганизацию в процессе управления;
3) рассмотреть понятие системологии и ее классификацию;
4) изучить структуру организации ОАО «Газпром»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, САМООРГАНИЗАЦИИ, СИСТЕМОЛОГИИ КАК ПРОЦЕССОВ……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и признаки организации…………………………………..5
1.2. Самоорганизация в процессе управления………………………...12
1.3. Понятие системологии и ее классификация……………………...20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………..30
2.1. Общая характеристика организации ОАО «Газпром»…………….30
2.2. Самоорганизация и системология
в организации ОАО «Газпром»……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...42
ПРИЛОЖЕНИЯ...……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТО.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Курсовая работа

 

По предмету: «Теория организации»

 

На тему: Организация, самоорганизация и системология организаций

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, САМООРГАНИЗАЦИИ, СИСТЕМОЛОГИИ КАК ПРОЦЕССОВ……………………………………………………………………...5

1.1.          Понятие и признаки организации…………………………………..5

1.2.          Самоорганизация в процессе управления………………………...12

1.3.          Понятие системологии и ее классификация……………………...20

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………..30

              2.1. Общая характеристика организации ОАО «Газпром»…………….30

              2.2. Самоорганизация и системология

                     в организации ОАО «Газпром»……………………………………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...42

ПРИЛОЖЕНИЯ...………………………………………………………………..44


ВВЕДЕНИЕ

              Актуальность данной темы обусловлена расширением рыночных отношений, ведущим к увеличению числа социальных организаций и усилению их роли в жизни общества.

              По мнению некоторых исследователей, физические и биологические недостатки побуждают людей объединяться в организации. В них люди дополняют друг друга, объединяют свои способности, что обеспечивает им выживание.

              Каждый член организации занимает в ней определенное место и выполняет функцию, направленную на достижение общей целей.

              Изучение теоретических аспектов организации как социальные системы имеют большое практическое значение. Так как понимание процессов протекающих в организации позволяют более эффективно достигать поставленных целей в организации.

              Большую роль в процессе организации играет самоорганизация.  Изначально самоорганизация возникает спонтанно, а затем постепенно формируется самоуправление и, наконец, профессиональное управление, которое создает организационные функции и структуру правления.

              Переход к самоорганизации позволяет превратить организационную систему в более эффективную структуру. Социальная самоорганизация реализуется за счет самообучения, самовоспитания и самоконтроля.

              Понимание закономерностей процессов самоорганизации позволяет эффективно влиять на них для достижения целей организации.

              Объединение элементов, частей организации ведет к образованию систем. Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.

              Таким образом, система состоит из отдельных частей — элементов, причем эти элементы взаимосвязаны.

              Знание и понимание, свойств систем и их характеристик помогает решить проблемы, возникающие в ходе функционирования систем и эффективно достигать цели.

              Целью данной работы является изучение организации, самоорганизации и системологии организаций.

              В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие и признаки организации;

2) выявить самоорганизацию в процессе управления;

3) рассмотреть понятие системологии и ее классификацию;

4) изучить структуру организации ОАО «Газпром»;

5) выявить самоорганизацию и системолгию в ОАО «Газпром».

              Объектом исследования в работе выступает организация.

              Предметом исследования является системология, самоорганизация, организация.

              Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка используемой литературы.

              Введение посвящено изучению актуальности темы, поставлена основная цель, на основе которой выделены соответствующие задачи, а также рассмотрена методологическая база.

              Целью первой главы является изучение теоретического материала, где рассмотрены такие вопросы, как:  понятие организации, признаки организации, общие характеристики организации, понятие самоорганизации, основные элементы самоорганизации, виды самоорганизации, схемы коммуникаций при самоорганизации, общие понятия систем, классификация систем. Значимость второй главы курсовой работы обуславливается рассмотрением принципов построение организации, самоорганизации и ситемологии на примере организации ОАО «Газпром»

              В данной работе были использованы следующие книги: Иванова Т. Ю., Казначевская, Г. Б., Латфуллин Г.Р., Райченко А.В., Смирнов, Э А., Карпичев, В С., Весни, В. Р.


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, САМООРГАНИЗАЦИИ, СИСТЕМОЛОГИИ  КАК ПРОЦЕССОВ.

 

1.1. Понятие и признаки организации

              Организацию можно рассматривать как процесс и как явление. Термин «организация» происходит от лат. Organizo - сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация- это объединение элементов для реализации программы или цели, действующие на основании определенных правил и процедур. [5, стр. 269]              

              Из многообразия определения понятий "организация" можно выделить следующие:

              1) Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

              2) Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

              3)  Организация как группа людей с общими целями.

              Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим основным требованиям:

1)     наличие не менее 2 людей, которые считают себя частью этой группы;

2)     наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

3)     наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

              Таким образом, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей).

              Цели организации – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться ее коллектив. Целей может быть несколько - стратегические, индивидуальные, оперативные, тактические.

              На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми. Процесс претворения организацией целей в жизнь представлен на рис. 1.1. [11, стр. 395]

 

Рис. 1.1. Процесс претворения организацией своих целей в жизнь

 

              Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается  наличие цели.

              Другим признаком организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен и заборов или идеальными (запреты, нормы, права, предписания и проч.)

              Третий признак организации - системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т.д.

              Четвертым признаком организации можно считать саморегулирование, позволяющее ей в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

              В качестве еще одного признака организации следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм, поведения и проч., которые во многом определяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.

              Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т.е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно более высокое состояние.

              Еще одной особенностью современных организаций является их сложность. Она обусловлена их масштабами, количеством и автономностью элементов, разнообразием функций и свойств организаций, связей между ними. [5, стр. 269]

              Задача – это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

              С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации (рис. 1.2.). [11, стр. 395]

 

Рис. 1.2.. Взаимосвязь должностей, структуры и целей

             

              Типология – классификация объектов по общности признаков. Потребность в типологии организации возникает, когда накопление исследовательских данных и представление их в организации делают необходимым формирование ее единой картины. [15, стр. 416]

              Типология организации позволяет:

1.      систематизировать объект, сосредоточиться на особенностях, сходствах и различиях организаций по разным параметрам (цели, структура, функции и т.д.);

2.      установить общность проблем и типизировать их для разных организаций, чтобы одни организации могли пользоваться методами решения проблем, применяемыми в других;

3.      дать характеристику общества с организационной точки зрения, которая может использоваться при анализе возможных изменений в структуре общества. 

              Новый Гражданский кодекс РФ (далее ГК) внес существенные изменения в перечень форм построения юридических лиц и в условиях их функционирования. В современном виде типология организаций может быть представлена схемой (см. приложения 1).

              Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание зависит от внешнего мира. Она описывается такими основными характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал.

              Структура организации, т.е. упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных элементов, бывает технической, социальной, социотехнической, нормативно-правовой. [8, стр. 384]

              Основу технической структуры составляют материальные объекты и процессы (помещения и их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергия и проч.) Поскольку ее элементы неизменны, такую структуру относят к категории жестких. На производственном предприятии техническая структура во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, характер и содержание трудовых операций, создает основу функциональных связей между людьми и в значительной мере влияет на их межличностные отношения.

              Социальная структура организации, которую первым проанализировал Э. Мейо, образуется совокупностью участников и их связей в рамках совместной деятельности. Она включает формальные и неформальные группы, ценности, интересы, полномочия, каналы их распределения и т.д. Все эти элементы организационной структуры являются «мягкими».

              Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, который складывается из нескольких элементов.

1.) потенциал общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понимания ситуации, умением выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях, готовностью к риску и проч.);

2.) психологического потенциала (отражает состояние морально-психологического климата, стабильность отношений);

3.) творческого потенциала (отражает способность коллектива реагировать на изменения, предлагать альтернативы, стремление к поиску, предприимчивость, использование прогрессивных методах работы). [8, стр. 384]

              Социотехническая структура - это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

Информация о работе Организация, самоорганизация и системология организаций