Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 10:36, курсовая работа
Поэтому актуальность данной работы очень велика. Цель курсовой работы – изучить и уметь применять на практике основные положения дисциплины, получить навыки разработки организационной структуры. Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
Дать основные определения понятию «система»;
Рассмотреть классификацию систем и их свойства;
Рассмотреть иерархию систем и критерии оценки эффективности системы;
изучить основные организационные структуры и знания применить в практической части.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...........3
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………………4
1.1. Понятия, определяющие структуру системы………………………..4
1.2. Понятие системы управления…………………………………………9
1.3. Иерархия систем………………………………………………………..12
1.4. Классификация систем………………………………………………...13
1.5. Оценка эффективности управления системой……………………..20
ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ САЛОНА КРАСОТЫ «ЛЕДИ»…………………...23
2.1. Структурная схема……………………………………………………...23
2.2. Процесс обслуживания в студии красоты «Леди»………………….23
2.3. Поведения элементов системы при изменении факторов внутренней и внешней среды………………………………………………24
2.4. Внешняя среда системы………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..27
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………….29
Пусть система S образована из элементов 1—9 {х1,х2,...,х9}, связанных между собой. Один из возможных вариантов разбиения системы S на три подсистемы P1; P2, Р3 показан на рис. 1.4.
Очевидно, подмножество элементов {х1,х2,х3,х4}, образующих подсистему Р1 можно рассматривать как систему, тогда Р2, Р3 будут элементами внешней среды.
Рис. 1.4 Разделение системы на подсистемы.
Предположим, что исследователя не интересуют свойства элементов и структура подсистем P1; P2, Р3, так как решаемая задача допускает рассмотрение свойств и связей систем Р1 Р2, Р3. В этом случае система упростится,( рис. 1.5) т.е. подсистемы P1 P2, Р3 будут рассматриваться как
элементы системы S.
Таким
образом, каждая система может
рассматриваться либо как
Рис. 1. 5 Повышение уровня рассмотрения системы
Например, промышленное предприятие можно представить как систему, элементами которой являются цехи. Цех может быть представлен как совокупность производственных участков и т. д. Выбрав в качестве исходного уровня рассмотрения предприятие, исследователь может расширять представления о системе не только «вниз», как показано на рис. 1.4, но и «вверх» (рис. 1.5). Иными словами, переопределяя выделенную систему (в данном случае предприятие) как подсистему или элемент более крупной системы (например, объединения или отрасли промышленности).
[ 2, с. 21-22]
1.4. Классификация систем управления и их свойства
По природе элементов системы делятся на реальные и абстрактные.
Реальными (физическими) системами являются объекты, состоящие из материальных элементов.
Среди них обычно выделяют механические, электрические (электронные), биологические, социальные и другие подклассы систем и их комбинации.
Абстрактные же системы составляют элементы, не имеющие прямых аналогов в реальном мире. Они создаются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств и (или) связей предметов и образуются в результате творческой деятельности человека. Иными словами, это продукт его мышления. Примером абстрактных систем являются системы уравнений, системы счисления, идеи, планы, гипотезы, теории и т.п.
В зависимости от происхождения выделяют естественные и искусственные системы.
Естественные системы, будучи продуктом развития природы, возникли без вмешательства человека. К ним можно отнести, например, климат, почву, живые организмы, солнечную 30 систему и другие системы. Появление новой естественной системы — большая редкость.
Искусственные системы — это результат созидательной деятельности человека, а, следовательно, со временем их количество увеличивается.
По длительности существования системы подразделяются на постоянные и временные. К постоянным обычно относятся естественные системы, хотя с точки зрения диалектики все существующие системы являются временными.
К постоянным относятся искусственные системы, которые в процессе заданного времени функционирования сохраняют существенные свойства, определяемые предназначением этих систем.
В зависимости от степени изменчивости свойств системы делятся на статические и динамические.
К статическим относятся системы, при исследовании которых можно пренебречь изменениями во времени характеристик их существенных свойств.
Статическая система
— это система с одним
В зависимости от степени сложности системы делятся на простые, сложные, большие.
Простые системы с достаточной степенью точности могут быть описаны известными математическими соотношениями. Особенность простых систем — в практически взаимной независимости от свойств, позволяющей исследовать каждое из них в отдельности в условиях классического лабораторного эксперимента и описать методами традиционных технических дисциплин (электротехника, радиотехника, прикладная механика и др.). Простые системы — отдельные детали, элементы электронных схем и т.п.
Сложная система — система, которая состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы (подсистемы).
Сложные системы характеризуются многомерностью (большим числом составленных элементов), многообразием связей, разнородностью структуры, многообразием природы элементов.
Считается, что сложной называется система, обладающая по крайней мере одним из нижеперечисленных признаков:
1. система допускает разбиение на подсистемы, изучать каждую из которых можно самостоятельно;
2. система функционирует в условиях существенной неопределенности и воздействия среды на нее, обусловливает случайный характер изменения ее показателей;
3. система осуществляет целенаправленный выбор своего поведения.
Сложные системы обладают свойствами, которыми не обладает ни один из составляющих элементов. Сложные системы — организм или человек, ЭВМ и т.д. Особенность сложных систем заключается в существенной взаимосвязи их свойств.
Большие системы — это сложные пространственно—распределенные системы, в которых подсистемы (ее составные части) относятся к категориям сложных. Дополнительными особенностями, характеризующими большую систему, являются:
Большие системы — автоматизированные системы управления, воинские части, системы связи, промышленные предприятия, отрасли промышленности и т.п.
В статической физике системы делятся на изолированные, закрытые, открытые равновесные и открытые диссипатив- ные.
Изолированные системы не обмениваются со средой энергией и веществом. Процессы самоорганизации в них невозможны. Энтропия изолированной системы стремится к своему максимуму.
Закрытые системы не обмениваются с окружающей средой веществом, но обмениваются энергией. Они способны к фазовым переходам в равновесное упорядоченное состояние. При достаточно низкой температуре в закрытой системе возникает кристаллический порядок.
Открытые системы обмениваются с окружающей средой энергией и веществом.
К открытым равновесным системам относятся также системы, которые при отклонении от стационарного состояния возвращаются в него экспоненциально, без осцилляций.
Изолированных и закрытых систем фактически в природе не существует. Можно проанализировать пример любой из таких систем и убедиться, что нет экранов сразу от всех форм материи или энергии, что любая система быстрее — медленнее развивается или стареет. В вечности понятия «быстро» и «медленно» смысла не имеют, поэтому, строго говоря, существуют только открытые диссипативные системы, близкие к равновесию, условно названные открытыми равновесными системами. Изолированные и закрытые системы — заведомо упрощенные схемы открытых систем, полезные при приближенном решении частных задач.
В зависимости от реакции на возмущение воздействия выделяют активные и пассивные системы.
Активные системы способны противостоять воздействиям среды (противника, конкурента и т.д.) и сами могут воздействовать на нее. У пассивные систем это свойство отсутствует.
По характеру поведения
все системы подразделяются на системы
с управлением и без
Класс систем с управлением образуют системы, в которых реализуется процесс целеполагания и целеосуществления.
Примером системы без управления может служить Солнечная система, в которой траектории движения планет определяются законами механики.
В зависимости от степени
участия человека в реализации управляющих
воздействий системы
К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Как правило, ими являются системы автоматического управления (регулирования), представляющие собой комплексы устройств для автоматического изменения, например, координат объекта управления, с целью поддержания желаемого режима его работы. Такие системы реализуют процесс технологического управления. Они могут быть как адаптивными, т.е. приспосабливающимися с изменению внешних и внутренних условий в процессе работы путем изменения своих параметров или структуры для достижения требуемого качества функционирования, так и неадаптивными.
Примерами человеко-машинных (эргатических) систем могут служить автоматизированные системы управления различного назначения. Их характерной особенностью является то, что человека сопряжен с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек (ЛПР), а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения.
К организационным системам относятся социальные системы-группы, коллективы людей, общество в целом.[1, с. 30-35]
Важно отметить, что системы обладают рядом весьма специфических свойств, что все эти свойства всегда проявляются комплексно, одновременно. В зависимости от целей анализа на передний план могут выступать те или иные свойства.
Условно свойства систем могут быть разделены на 2 ряда.
Свойства 1-го ряда, имеющие непосредственное системное происхождение:
Целостность — система — это организационное сложное целое.
( Это означает, что
если она может быть разделена
на элементы, то свойства и
функции элементов, поскольку
они находятся в системе,
Делимость — система может, а иногда и должна быть разделена, можно делить систему на подсистемы.
Множественность — система состоит из множества элементов, уровней, иерархий
Целеустремленность — каждый элемент системы должен стремиться к общесистемной цели.
Свойства 2-го ряда, обеспечивающие работоспособность системы:
Гомогенность — каждый элемент системы имеет хотя бы одно общее свойство с другими элементами.
Гетерогенность — система — это множество разнородных элементов.
Самоорганизованность — функционирующая система не должна разрушаться.
Централизованность — в системе всегда должно быть центральное звено, стоящее над всеми уровнями.
Эмерджентность — свойства системы в целом отличны от свойств ее отдельных элементов.[7] ( Эмерджентность - несводимость свойств системы к свойствам ее элементов; иными словами эмерджентностью называют наличие новых качеств целого, отсутствующих у его составных частей. Таким образом, свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.)
Эквифинальность – одно из наимение изученных свойств системы, характеризующее предельные возможности систем определенного класса сложности. Идея эквифинальности заключается в изучении параметров, определяющих некоторый предельный уровень организации.
Организация, будучи целостным образованием, всегда стремится воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление в частности внешней среды. Это свойство организации называется гомеостазом.[3, с.32]
1.5. Оценка эффективности управления системой
Критериями оценки эффективного управления
является множественность показателей,
характеризующих результативнос
Экономические - прибыль, рентабельность, доход.
Комплексные - производительность труда, производительность работы системы управления.
Экономические показатели эффективности являются наиболее понятными и активно применяются там, где можно четко измерить деятельность в денежном выражении. Обычно это производственная деятельность, где есть нормы расходования материалов, труда, времени, денежных средств. Однако весь результат деятельности было бы слишком упрощенно сводить только к экономическим показателям. В условиях современного бизнеса предпочтительнее использовать комплексные показатели производительности.