Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа
Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.
Введение 3
Глава 1. Обучение фонетике 8
1.1. Общее понятие предмета фонетика 8
1.2. Понятие фонетического навыка 12
1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16
1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26
2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26
2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31
2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34
Выводы по II главе 38
Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39
3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39
3.2 Описание экспериментальной работы 52
3.3 Результаты экспериментальной работы 61
Выводы по третьей главе 63
Заключение 64
Список литературы 66
Цель анкеты состояла в том, чтобы подтвердить гипотезу данной дипломной работы и выделить преимущества данного метода над другими.
В
анкетировании принимало
По
результатам анкетирования
Проведенное нами на начальном уровне тестирование послужило для нас основой к построению экспериментальной работы, т. е. разработке заданий с использованием песен с применением информационных технологий при обучении фонетике с их последующим пилотированием.
2. Формирующий этап
Учащиеся занимаются по учебнику Ю.Е. Ваулина, Д. Дули «Английский в фокусе. Spotlight 5 класс». Во время проведения эксперимента, изучались разделы: «С утра до вечера», «В любую погоду», каждый из которых содержит по 9 уроков. Использование песен для формирования фонетического навыка в данном учебнике не предусматривается, поэтому во время проведения эксперимента нами был использован самостоятельно подобранный песенный материал с разработанными к нему заданиями.
И в одном, и в другом классе у учеников проводится по 3 часа АЯ в неделю (четверг, пятница, суббота). Стоит отметить, что в школе не имеется в достаточном количестве современного оборудования, что, естественно, создавало определенные сложности для проведения нашего эксперимента. Но поскольку наш эксперимент предполагает работу не только с песнями, но и информационными технологиями, было использовано собственное техническое оборудование, в данном случае ноутбук, для демонстрации видеозаписей и флеш-мультов.
Мы разработали и ввели в обучение АЯ следующие упражнения:
Первое упражнение “Weather song” (Приложение 2) разработано по теме «Погода» и может применяться на уроках АЯ в 5 классе. Целью является формирование артикуляционных и ритмико-интонационных навыков, в частности правильности воспроизведения вопроса: “What’s the weather?”. В данном упражнении используется флеш-мульт “Weather song” [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 10 минут.
Второе упражнение “Once I caught a fish alive” (Приложение 3) - данная песня используется для речевой зарядки в начале урока. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка, а так же настроить слуховой и речевой аппарат на иностранный язык. В данной песне тренируются звуки: [t], [n], [l], [ŋ], [θ].
Для данного упражнения используется флеш-мульт [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 5-6 минут.
Третье задание “ What are you wearing ” (Приложение 4)- соответствует на теме «Одевайся правильно», к учебнику «Английский в фокусе. Spotlight-5» Ю.Е. Ваулина, Д. Дули. Цель упражнения - постановка правильного произношения звука [ŋ] в грамматической конструкции Present Continuous, а так же фонетической отработке лексики по данной теме.
Для данного упражнения используется аудиозапись [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 6 минут.
Четвертое задание “ Johnny Works with One Hammer”- (Приложение 5) направлено на закрепление правил чтения: [s] - после глухих согласных и [z] - после гласных звуков. Для данного упражнения используется видеозапись [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 4-5 минут.
Пятое задание “Polly, Put the Kettle on ” (Приложение 6) – разработано с целью тренировки звуков [p], [t], а так же определения значений выражений “put on”, “take off”.
Для данного упражнения используется видеозапись[ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 5-6 минут.
Шестое задание “Build a snowman ” (Приложение 7). Данное упражнение предназначено для тренировки гласных звуков [æ], [a:], [o:], [au], [əu]. Для данного упражнения используется видеозапись [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 6-7 минут:
Седьмое задание “ Picking apples” (Приложение 8)- разработано для тренировки чтения буквы –i, в открытом и закрытом слоге. Для данного упражнения используется видеозапись [ ].Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на минут.
Восьмое задание “Humpty Dumpty” (Приложение 9)- данная «рифмовка», прекрасно подходит для речевой зарядки в начале урока, так же ей можно и завершить урок. Для данного упражнения используется аудиозапись []. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 4-5 минут.
Девятое задание “Rain rain go away” (Приложение 10) посвящено теме «Погода». Целью является формирование произносительных навыков у учащихся. Для данного упражнения используется видеозапись. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 5-6 минут.
Десятое задание “Jobs song” (Приложение 11) посвящено темам «Профессии» и «Одежда». Для данного упражнения используется флеш-мульт. В упражнении осуществляется работа с лексикой, с целью улучшения произношения новых слов учащимися по данным темам. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 5-6 минут.
Семь из разработанных нами упражнений были апробированы на практике в экспериментальной группе 5 А класса (13 человек). Все упражнения, направленные на формирование фонетических навыков, были основаны на работе с песней с применением информационных технологий и выполнением определенного ряда заданий в экспериментальной группе, в то время как во второй – контрольной группе песни не были использованы вовсе.
Наблюдалось,
что во время выполнения всех семи
заданий в экспериментальной
группе повысилась мотивация к изучению
АЯ, обусловленная применением
Таким
образом, мы подтвердили, что использование
песен на уроке при обучении фонетике
с применением информационных технологий,
способствует формированию устойчивых
фонетических навыков, а также повышению
мотивации и активности учащихся
на уроке, что в свою очередь приводит
к высоким результатам.