Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Обучение фонетике 8

1.1. Общее понятие предмета фонетика 8

1.2. Понятие фонетического навыка 12

1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16

1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26

2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26

2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31

2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34

Выводы по II главе 38

Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39

3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39

3.2 Описание экспериментальной работы 52

3.3 Результаты экспериментальной работы 61

Выводы по третьей главе 63

Заключение 64

Список литературы 66

Вложенные файлы: 1 файл

Департамент образования Тульской области.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

     Цель  анкеты состояла в том, чтобы подтвердить  гипотезу данной дипломной работы и  выделить преимущества данного метода над другими.

     В анкетировании принимало участие 6 учителей, трое из которых преподают  в школе №17, а трое других –  в других школах. По результатам  анкетирования мы можем сделать  вывод об использовании песен  вообще.

     По  результатам анкетирования видно, что песни являются одним из главных  средств повышения мотивации  детей. Однако учителя в современных  школах не так часто используют песенный материал на уроках АЯ и в основном работают с песнями, содержащимися  в УМК. Предпочтительным является использование  детских и рождественских песен. Иногда учителя разрабатывают свои собственные упражнения  для самостоятельно подобранного песенного материала. Что касается применения информационных технологий при работе с песней, то тут мнения расходятся, кто то использует магнитофон в работе, а  кто то компьютер, все зависит  от оснащения классов.

     Проведенное нами на начальном уровне тестирование послужило для нас основой  к построению экспериментальной  работы, т. е.  разработке заданий  с использованием песен с применением  информационных технологий при обучении фонетике с их последующим пилотированием.

     2. Формирующий этап

     Учащиеся  занимаются по учебнику Ю.Е. Ваулина, Д. Дули  «Английский в фокусе. Spotlight 5 класс». Во время проведения эксперимента, изучались разделы: «С утра до вечера», «В любую погоду», каждый из которых содержит по 9 уроков. Использование песен для формирования фонетического навыка в данном учебнике не предусматривается, поэтому во время проведения эксперимента нами был использован самостоятельно подобранный песенный материал с разработанными к нему заданиями.

     И в одном, и в другом классе у  учеников проводится по 3 часа АЯ в неделю (четверг, пятница, суббота). Стоит отметить, что в школе не имеется в достаточном количестве современного оборудования, что, естественно, создавало определенные сложности для проведения нашего эксперимента. Но поскольку наш эксперимент предполагает работу не только с песнями, но и информационными технологиями, было использовано собственное техническое оборудование, в данном случае ноутбук, для демонстрации видеозаписей и флеш-мультов.

     Мы  разработали и ввели в обучение АЯ следующие упражнения:

     Первое  упражнение “Weather song” (Приложение 2) разработано по теме «Погода» и может применяться на уроках АЯ в 5 классе. Целью является формирование артикуляционных и ритмико-интонационных навыков, в частности правильности воспроизведения вопроса: “What’s the weather?”. В данном упражнении используется флеш-мульт “Weather song” [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 10 минут.

  1. Pre-listening (перед прослушиванием) – учитель обращает внимание на правильность артикуляции звуков [ð], [w] и демонстрирует правильность их произношения. Учащиеся повторяют за учителем.
  2. While-listening (во время прослушивания) – учащиеся прослушивают песню и смотрят флеш-мульт. Затем учитель просит прочитать текст нескольких учащихся.
  3. Post-listening (после прослушивания) – на данном этапе ребята самостоятельно исполняют песню. Учитель предлагает исполнять слова песни в парах, и так по очереди, сначала одна пара затем вторая и т.д.

         Второе упражнение “Once I caught a fish alive” (Приложение 3) - данная песня используется для речевой зарядки в начале урока. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка, а так же настроить слуховой и речевой аппарат на иностранный язык. В данной песне тренируются звуки: [t], [n], [l], [ŋ], [θ].

     Для данного упражнения используется флеш-мульт [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 5-6 минут.

  1. Pre-listening (перед прослушиванием) – учитель объясняет и показывает артикуляцию звуков [t], [n], [l], [ŋ], [θ], записывая транскрипционные знаки на доске. Учащиеся повторяют за учителем слова,  которые встречаются в тексте песни.
  2. While-listening (во время прослушивания) – учитель раздает текст песни. Учащиеся слушают песню 2 раза, зачем зачитывают текст вслух по очереди. Во время третьего прослушивания дети не только слушают, но и поют песню вместе.
  3. Post-listening (после прослушивания) – на данном этапе учитель предлагает учащимся написать транскрипцию выделенных слов в тексте.

              Третье задание “ What are you wearing ” (Приложение 4)- соответствует на теме «Одевайся правильно», к учебнику «Английский в фокусе. Spotlight-5» Ю.Е. Ваулина, Д. Дули. Цель упражнения - постановка правильного произношения звука [ŋ] в грамматической конструкции Present Continuous, а так же фонетической отработке лексики по данной теме.

     Для данного упражнения используется аудиозапись [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 6 минут.

  1. Pre-listening (перед прослушиванием) – учитель объясняет что буквосочетание -ng дает носовой звук [ŋ] и демонстрирует его правильное произношение. Учащиеся многократно повторяют артикуляцию звука.
  2. While-listening (во время прослушивания) – во время первого прослушивания дети знакомятся с песней. Затем учащиеся читают хором по две строчки из песни. Во время третьего прослушивания дети поют песню все вместе.
  3. Post-listening (после прослушивания) – на данном этапе предлагается привести примеры слов, где присутствует звук [ŋ].           

              Четвертое задание “ Johnny Works with One Hammer”- (Приложение 5) направлено на закрепление правил чтения: [s] - после глухих согласных и [z] -  после гласных звуков. Для данного упражнения используется видеозапись [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 4-5 минут.

  1. Pre-listening (перед прослушиванием) – учитель спрашивает у учащихся правила чтения [s] - после глухих согласных и [z] -  после гласных звуков и еще обращает внимание на правильную артикуляцию этих звуков и правила их чтения.
  2. While-listening (во время прослушивания) – во время первого предъявления видеозаписи дети прослушивают песню. Во время второго показа видеозаписи учителю следует направить ребят на то, чтобы они более внимательно слушали запись и обращали внимание на правильность произнесения звуков.
  3. Post-listening (после прослушивания) – учащиеся поют песню дважды. Учитель просит учеников написать транскрипцию выделенных слов в тексте песни.

               Пятое задание “Polly, Put the Kettle on ” (Приложение 6) – разработано с целью тренировки звуков [p], [t], а так же определения значений выражений “put on”, “take off”.

     Для данного упражнения используется видеозапись[ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 5-6 минут.

  1. Pre-listening (перед прослушиванием) – учащимся с помощью программы “Professor Higgins”, объясняется артикуляция звуков [p], [t], и предлагается прочитать список слов с этими звуками.
  2.   While-listening (во время прослушивания) – во время первого предъявления видеозаписи дети прослушивают песню, вслушиваются в произношение звуков и стараются понять смысл песни с помощью наглядного сопровождения.
  3. Post-listening (после прослушивания) –учащиеся поют песню совместно с видеозаписью.

              Шестое задание “Build snowman ” (Приложение 7). Данное упражнение предназначено для тренировки гласных звуков [æ], [a:], [o:], [au], [əu]. Для данного упражнения используется видеозапись [ ]. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 6-7 минут:

    1. Pre-listening (перед прослушиванием) – на доске вывешены слова где встречаются звуки [æ], [a:], [o:], [əu], [au]. Задание состоит в том, чтобы сначала прочитать слова, а затем определить какой звук из предложенных встречается в каждом слове.
    2. While-listening (во время прослушивания) – во время первого предъявления видеозаписи дети знакомятся с песней. Затем читается текст песни.
    3. Post-listening (после прослушивания) –учащиеся воспроизводят песню.

              Седьмое задание “ Picking apples” (Приложение 8)- разработано для тренировки чтения буквы –i, в открытом и закрытом слоге. Для данного упражнения используется видеозапись [ ].Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на   минут.

  1. Pre-listening (перед прослушиванием) –учитель спрашивает у детей правило чтения –i, как в открытом слоге, так и в закрытом и предлагает привести примеры. Затем с помощью обучающей программы “Professor Higgins”, учитель показывает правильную артикуляцию и учащиеся многократно повторяют произношение звуков.
  2. While-listening (во время прослушивания) – во время первого прослушивания песни, дети слушают текст песни. Затем несколько учащихся читают текст. Во время второго, ребята поют песню все вместе, для того чтобы запомнить рифму.
  3. Post-listening (после прослушивания) – видеозапись предъявляется учащимся в третий раз, но уже без звука. Задача учащихся спеть песню с помощью наглядного сопровождения, тем самым учителю предоставляется возможность проконтролировать правильность произношения звуков и интонацию.

              Восьмое задание  “Humpty Dumpty” (Приложение 9)- данная «рифмовка», прекрасно подходит для речевой зарядки в начале урока, так же ей можно и завершить урок. Для данного упражнения используется аудиозапись []. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 4-5 минут.

    1. Pre-listening (перед прослушиванием) – учитель просит учащихся повторить за ним слова и словосочетания из текста рифмовки.
    2. While-listening (во время прослушивания) – во время первого прослушивания учащиеся следят за текстом и смотрят видео. Во время второго прослушивания, учащиеся слушают запись по частям и повторяют по нескольку раз.
    3. Post-listening (после прослушивания) –учитель просит воспроизвести нескольких учащихся рифмовку и следит за их произношением. Затем все дети вместе поют песню.

              Девятое задание “Rain rain go away” (Приложение 10) посвящено теме «Погода». Целью является формирование произносительных навыков у учащихся. Для данного упражнения используется видеозапись. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 5-6 минут.

  1. Pre-listening (перед прослушиванием) – при помощи обучающей программы “Professor Higgins”, учащиеся тренируют правильность произношения звуков [ei], [r], [n].
  2. While-listening (во время прослушивания) – вниманию учащихся предлагается веселая и ритмичная песенка. Песня прослушивается 2 раза, после чего дается задача воспроизвести текст песни.
  3. Post-listening (после прослушивания) – учащиеся исполняют песню. В первый раз совместно с видео, последующие разы под фонограмму. Песня воспроизводится 3 раза.

     Десятое задание  “Jobs song” (Приложение 11) посвящено темам «Профессии» и «Одежда». Для данного упражнения используется флеш-мульт. В упражнении осуществляется работа с лексикой, с целью улучшения произношения новых слов учащимися по данным темам. Работа с упражнением предполагает 3 этапа и рассчитана на 5-6 минут.

  1. Pre-listening (перед прослушиванием) – детям предлагается список лексики из текста песни. Учитель просит прочитать учащихся слова вслух и объясняет, какие звуки используются в этих словах.
  2. While-listening (во время прослушивания) – первый раз учащиеся слушают песню полностью, затем частями, и после каждого прослушанного фрагмента, воспроизводят все вместе.
  3. Post-listening (после прослушивания) – учащиеся поют песню. После исполнения песни, учитель показывает звук, а задача учащихся состоит в том, чтобы назвать слово из текста песни, где этот звук встречается.

     Семь  из разработанных нами упражнений были апробированы на практике в экспериментальной  группе 5 А класса (13 человек). Все  упражнения, направленные на формирование фонетических навыков, были основаны на работе с песней с применением  информационных технологий и выполнением  определенного ряда заданий в  экспериментальной группе, в то время  как во второй – контрольной группе песни не были использованы вовсе.  

     Наблюдалось, что во время выполнения всех семи заданий в экспериментальной  группе повысилась мотивация к изучению АЯ, обусловленная применением песен  на учебных занятиях. Созданная при  помощи песен атмосфера, положительно повлияла на заинтересованность и работоспособность  детей. У учащихся не было замечено особых трудностей при выполнении различного рода заданий. Учащиеся вели себя очень  активно и раскрепощено. В контрольной  группе, в которой песни не были использованы, мотивация не возросла. Учащиеся вели себя нейтрально, не проявляли  большой заинтересованности в выполнении заданий. Напряжение, при выполнении контрольного задания не позволило  учащимся показать высокие результаты.

     Таким образом, мы подтвердили, что использование  песен на уроке при обучении фонетике с применением информационных технологий, способствует формированию устойчивых фонетических навыков, а также повышению  мотивации и активности учащихся на уроке, что в свою очередь приводит к высоким результатам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий