Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Знания учащихся по машиноведению широко используются при изучении обработки материалов на станках, и, наоборот, при формировании понятий по машиноведению учитель опирается на знания учащихся по обработке материалов на станках. Поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в чередовании учебного материала, чтобы избежать относительного опережения или отставания. Это достигается лишь в том случае, если учитель систематизирует учебный материал. Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин.

Содержание

Введение
Глава I. Анализ взаимосвязи технологического образования и элементов машиноведения
1.1 Сущность понятий технология и технологическое образование
1.2 Методика обучения школьников элементам машиноведения
Глава II. Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии
2.1 Методы обучения и их классификация
2.2 Развернутые сценарии уроков
2.3 План - конспекты уроков
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Методика обучения элементам машиноведения на уроках технологии.docx

— 109.13 Кб (Скачать файл)

2. Научиться пользоваться  инструментами, необходимыми для  соединения деталей;

3. Научиться подбирать  шурупы, необходимые для соединения  деталей изготавливаемого изделия;

4. Уметь соединять детали  при помощи отвертки..

Воспитательные цели уроков:

1. Воспитывать находчивость

2. Воспитывать уважение  к труду;

3. Воспитывать аккуратность  при работе;

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: беседа

Оборудование: шуруп, шлиц, отвертка.

Литература:

Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса /под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.

Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

1. Организационный момент;

2. Мотивационный момент;

3. Сообщение темы и цели  урока;

4. Подготовка к выполнению  трудового задания;

5. Организация и подготовка  рабочего места;

6. Самостоятельное выполнение  учащимися трудового задания;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание.

Урок №6

Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения

Тема: Выпиливание лобзиком.

Класс: 6

Время: 45 мин.

Образовательные цели уроков:

1. Дать понятие о лобзике;

2. Ознакомить с последовательностью  выпиливания лобзиком внутреннего  контура;

3. Дать понятие о надфиле;

4. Ознакомить с техникой  безопасности.

Развивающие цели урока:

1. Уметь создавать знания  о лобзике и его составных  частях;

2. Научиться пользоваться  лобзиком;

3. Научиться выпиливать  внутренние контуры;

4. Уметь вычищать внутренний  выпиленный контур надфилем.

Воспитательные цели уроков:

1. Воспитывать эстетические  качества;

2. Воспитывать уважение  к труда;

3. Воспитывать аккуратность  при работе;

4. Развивать силу воли.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: беседа

Оборудование: лобзик, пилка, выпиловочный столик.

Литература:

Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса /под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.

Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

1. Организационный момент;

2. Мотивационный момент;

3. Сообщение темы и цели  урока;

4. Подготовка к выполнению  трудового задания;

5. Организация и подготовка  рабочего места;

6. Самостоятельное выполнение  учащимися трудового задания;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание.

Урок №7

Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения

Тема: Лакирование изделий.

Класс: 6

Время: 45 мин.

Образовательные цели уроков:

1. Дать понятие лакирования  и его назначение;

2. Ознакомить с процессом  лакирования;

3. Ознакомить учащихся  с техникой безопасности.

Развивающие цели урока:

1. Получить знания о  процессе лакирования;

2. Научиться подготавливать  поверхности под лакирование;

3. Знать инструменты, необходимые  для лакирования;

4. Уметь создавать знания  о мерах безопасности перед  лакированием.

Воспитательные цели уроков:

1. Развитие художественного  вкуса;

2. Привитие любви к красоте  изделия;

3. Воспитывать аккуратность  при работе;

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: беседа

Оборудование: Лак, морилка, кисточки, томпоны.

Литература:

Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса /под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.

Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

1. Организационный момент;

2. Мотивационный момент;

3. Сообщение темы и цели  урока;

4. Подготовка к выполнению  трудового задания;

5. Организация и подготовка  рабочего места;

6. Самостоятельное выполнение  учащимися трудового задания;

7. Подведение итогов урока;

8. Домашнее задание.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлась определение значения технологической подготовки элементам машиноведения на уроках технологии учащихся в системе технологического образования.

Современный этап научно-технического прогресса, да и любые другие исторические этап характеризующиеся серьёзными изменениями, происходящими в технике, технологии и организации производства, требуют от человека любой профессии мобильности трудовых функций, способности адаптироваться к новой, современной технике и технологии. Этого требует время, это необходимо для того, чтобы решить проблему социальной незащищённости выпускников школ и вузов.

Задачами курсовой работы являлись:

Обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы;

Дать понять учащимся о понятии технология и технологическое образование;

Разработать план - конспекты уроков по проблеме исследования.

Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являлись:

Теоретический анализ научно-методической литературы.

Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

Реализация уроков технологической подготовки учащихся.

На основе проведенного исследования сформулируем следующие выводы: в результате данной работы нами разработано методическое пособие для обучения учащихся 6 класса элементам машиноведения на уроках технологии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.

2. Артоболевский С.И. Теория  механизмов и машин. - М.: «Высшая  школа», 2005.

3. Ахияров К.Ш., Атутов П.Р., Тагариев Р.З. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов. - М., 1990.

4. Выбор методов обучения  в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 2001.

5. Занятия по трудовому  обучению: 6 - 7 кл.: Пособие для учителя / Г.Б. Волошин и др.; Под ред. Д.А.Тхоржевского. - М., 2000.

6. Кириллова Г.Д. Теория  и практика развивающего обучения. - М., 2002.

7. Кочетов А.И. Трудовое  воспитание школьников. - Минск, 1991.

8. Краткий автомобильный  справочник. НИИАТ. М.: Машиностроение, 2007.

9. Кругликов Г.И. Теоретические  основы методики преподавания  технологии. - Курск, 1998.

10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2001.

11. Машиностроение: Энциклопедия  в 40 т. / Ред.- сост.В.Ф. Платонов, М.: Машиностроение, 1997. - Стр 97.

12. Методика обучения учащихся  технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. - Брянск; Ишим, 1998.

13. Пожидаева С.П. Курсовые  и выпускные квалификационные  работы на факультете технологии  и предпринимательства (методические  рекомендации). - Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006.

14. Самородский П. С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - Стр. 256.

15. Самородский П.С. Дидактическая система конструкторско-технологической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000 - Стр. 230.

16. Самородский П. С., Симоненко В. Д. Технология обработки конструкционных материалов: Учебное пособие для студентов индустриально-педагогических, технолого-экономических факультетов пединститутов и учителей труда.- Брянск: Издательство БГПИ, 1994.- Стр. 280.

17. Самородский П. С., Симоненко В. Д. Теория механизмов и машин: Учебное пособие для студентов педвузов специальностей «Технология и предпринимательство» и «Инженер-педагог». - Брянск: Издательство БГПУ, 2001. - Стр. 80.

18. Самородский П. С. Основы разработки творческих проектов: Краткий курс лекций по машиноведению для студентов технолого-экономических факультетов педвузов. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999.

19. Симоненко В. Д., Овечкин  В. П. Основы технологии. - Брянск: Издательство  БГПУ, 1999. - Стр. 180.

20. Симоненко В. Д., Ретивых  М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - Стр. 230.

21. Соловьянюк В.Г. Основные понятия технологического образования. - Бирск, 2005.

22. Соловьянюк В.Г. Педагогические аспекты технологий обучения - БирГПИ, 2004.

23. Соловьянюк В.Г. Подготовка учителя технологии. - Бирск, 2005.

24. Тагариев Р.З. Технологическое образование. - М.: Изд-во РАЕ, 2002.

25. Технология 5. Под ред. Симоненко  В.Д. - Брянск, 2002.

26. Технология 6. Под ред. Симоненко  В.Д. - Брянск, 2002.

27. Тхоржевский А.Д. Методика  трудового обучения с практикумом. - М., 2001.

1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ  ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

 

Технология – это определенная последовательность производственных операций, действий, обеспечивающих изготовление какой – либо продукции заданных параметров, качеств.

Технология занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью изучения и использования наиболее эффективных и экономных процессов.

Таким образом, технология – наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации по плану и в интересах человека, включая необходимые для этого методы и средства.

XXI век ознаменован становлением  новой парадигмы образования, нацеленной  на развитие личности в динамично  изменяющемся мире [3].

Кардинальные изменения социально – экономических ориентиров общества в сфере духовных и материальных ценностей, необходимость подготовки выпускников школы к жизни в условиях самостоятельного преодоления сложностей рыночной экономики ставят проблему совершенствования системы технологической подготовки на качественно новый уровень учащихся. Установлено, что процесс подготовки к труду должен не просто соответствовать требованиям уровня развития техники и технологий, но и гибко реагировать на возможную схему избираемых обществ, альтернатив.

Технологическое обучение – это процесс подготовки учащихся и молодежи к практической деятельности на основе формирования в их сознании технологической картины мира как важнейшего элемента мировоззрения и развития таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности.

Технологическое образование представляет собой прогрессивную линию движения человека, процесс развития талантов и способностей личности, стремление к совершенствованию интеллекта через реализацию собственных умений и навыков, способность приобретать и систематизировать знания, и как результат – адаптацию к социальным и технологическим изменениям.

Реализация образовательных, развивающих возможностей образовательной области «Технология» представляет собой многостороннее взаимодействие учащихся как активных субъектов деятельности с окружающей социально – экономической, производственной, природно-социальной средой, в процессе, которого они формируются как личности – представители экосистемы «Человек – Природа – Общество» [10].

 

Введение

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.

Ученые предсказывают, что ХХI век станет веком науки и наукоемких технологий во всех областях человеческого бытия. Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно - научное просвещение. Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:

сформировать у учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;

помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;

стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.1

Решение данных задач напрямую зависит от компетентности преподавателя, от его грамотности при подборе компонентов учебно-воспитательного процесса: методов, форм и, конечно же одного из важнейших - средств обучения, так как они обеспечивают доступность учебного материала, позволяют максимально развить познавательную деятельность учащихся, повысить ее темп, высвободить время для развития творческих способностей личности в решении поставленных задач.

В связи с этим тема курсовой работы сформулирована следующим образом: Методика преподавания раздела «Элементы машиноведения».

Цель работы: разработать методику преподавания технологии на примере раздела «Элементы машиноведения» 7 класс, вариант для мальчиков.

В соответствии с поставленной целью в ходе работы будут решаться следующие задачи:

Информация о работе Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии