Особенности изучения конъюнктуры мировых рынков машин и оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Изучение конкурентоспособности товара, по существу, является начальным этапом изучения конъюнктуры рынка конкретного вида оборудования, т.е. позволяет ответить на вопрос: какое место занимает или мог бы занять изучаемый товар в ряду подобных ему товаров конкурентов. Следующий этап - изучение самого рынка как такового, которое должно ответить на главный вопрос: что же предприятие может выиграть от каких-либо действий со своим товаром на этом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА 6
1.1. Особенности экономики машиностроения и формирования конъюнктуры 6
1.2. Масштабы мирового производства и международной торговли 14
1.3. Позиция России на мировом рынке машин и оборудования 17
2. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 20
2.1. Конкурентоспособность изделия 20
2.2. Конкурентоспособность фирмы 22
2.3. Конкурентоспособность страны 23
2.4. Конкурентоспособность российского машиностроения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

В целом к категории  наукоёмких отраслей, т.е. крупных производственных комплексов, расходующих в среднем  не менее 3% своей выручки на ИиР, относятся машиностроение и химическая индустрия. Рубеж в 3% почти соответствовал средней норме расходов на ИиР в обрабатывающей промышленности США в 1960-х годах (2,8-2,9%). После снижения до 2,3% во второй половине 1970-х и начале 1980-х годов, данный показатель обрабатывающей промышленности повысился до 3,3% во второй половине 1980-х и до 4.2% в конце 1990-х. В странах ОЭСР доля расходов на ИиР относительно валовой выручки обрабатывающей промышленности составляла примерно 2,6% в конце 1990-х годов.

Наукоёмкие отрасли: общее, электротехническое, транспортное машиностроение и приборостроение, а также химическая промышленность США фактически тратили  не менее 3,0-3,5% своей выручки в  начале 1960-х годов. Максимальный показатель электротехнической промышленности достигал 10,8% в 1960-ом, авиакосмической - 30.3% в 1964 году. Расходы на ИиР в авиакосмической промышленности в основном формировались за счёт ассигнований федерального правительства. В 1960-х годах они были особо щедрыми в связи подготовкой и осуществлением программы полётов американских астронавтов на луну. Задача состояла в том, чтобы опередить СССР в космической гонке.

В 1987 г. Доля расходов на ИиР в процентах от валового выручки  от продаж равнялся в секторе общего машиностроения США 5,4, электротехнического – 7,4, авиакосмической промышленности – 16,6, автомобилестроительной – 5,1, приборостроении – 9,2 и химической промышленности – 4,7. Последние три показателя оказались максимальными для соответствующих отраслей за всё время наблюдений до 1988 г.

В 1990-х годах интенсивность  ИиР в обрабатывающей промышленности США возрастала. В 1997 г. расходы на ИиР в процентах от стоимости  реализации продукции достигли 4,2, согласно данным по 500-ам корпорациям – лидерам  в области ассигнований на ИиР. Ассигнования на ИиР 500-а корпораций на общую сумму 111,4 млрд. долл. составили около 83,4 % от общей суммы освоенной предприятиями в США в 1997 г., составившей 133,6 млрд. долл. В то же время предпринимательские ассигнования составили 54% общих расходов страны на ИиР.

Распределение ресурсов в области ИиР между отраслями  обрабатывающей промышленности США  существенно изменилось в последнем  десятилетии 20-го века, равно как  и отраслевая классификация. На первое место как общей сумме ассигнований на ИиР 500-а корпораций США вышли создатели информационно-коммуникационной техники (41,15% в 1997 г.). Даже если исключить из этой группы, вошедшую в неё часть приборостроительной промышленности, её доля остаётся самой весомой – 36,62%.

Второе место заняли отрасли транспортного машиностроения, львиная доля ассигнований на ИиР в которых пришлась на автомобилестроение. Без предприятий по выпуску авиакосмической техники их доля в расходах на ИиР составила 16,5%. Расходы корпораций авиакосмической отрасли составили 4,2% общей суммы 500-а американских корпораций, выделенной на ИиР.

Финансирование ИиР  в фармацевтической промышленности составили 16,01% от общего по народному  хозяйству США итога, и ещё 6,13% пришлось на химическую промышленность без фармацевтики.

На долю приборостроения, включая медицинское оборудование, пришлось 6,3%. Далее следовала совокупность отраслей обрабатывающей промышленности, производящих материалы – 5,1%.

На предприятия общего (механического) машиностроения пришлось 3,56% общего итога, и на электротехнику, соответственно, - 2,76. Традиционно скромной была доля сырьевых отраслей, сельского хозяйства и добывающей промышленности. Даже с учётом нефтепереработки их совокупная доля составила всего 2,4%.

Средний показатель наукоёмкости информационно-коммуникационных производств (ассигнования на ИиР в процентах от выручки продукции) в 1997 г. был равен 7,0. В данной отрасли различия по интенсивности ИиР были существенны. В частности, у предприятий, производящих компьютеры, показатель наукоёмкости был равен 5,7, производителей электронных компонентов – 8,6, запоминающих устройств – 6,4, оборудования для сети Интернета – 12,6, у создателей операционных систем (программ для компьютеров) – 15,0, производителей оборудования проводной связи – 11,9 и беспроводной связи – 9,2.

У большинства отраслей машиностроения США (кроме информационно-электронных  производств) показатели интенсивности  ИиР в 1990-х годах существенно  снизились, в том числе и за счёт исключения электронных производств  из состава общего (механического) и электротехнического машиностроения в новой системе классификации. В 1997 г. показатель наукоёмкости производства общего машиностроения был равен 3,2, электротехнического - 2,4. Ассигнования 500-а крупнейших корпораций составили примерно 70% расходов всех предприятий названных двух отраслей страны. Однако последнее обстоятельство не могло существенно повлиять на оценку среднего показателя наукоёмкости, поскольку он представляет частное от деления затрат на ИиР на стоимость выпуска продукции.

Показатель авиакосмической отрасли снизился до 3,6. в 1997г. Для данной отрасли, однако, существенна разница между ассигнованными корпорациями суммами на ИиР и суммами, освоенными за счёт поступлений из других источников. С учётом ассигнований федерального правительства сумма средств, освоенных на ИиР корпорациями отрасли, могла составить в 1997 г. 10,3% от стоимости реализованной продукции. По этой же причине (с учётом федеральных ассигнований) показатель наукоёмкости в приборостроении в 1997 г. следовало бы повысить с 7,0 до 10,3%.

В автомобильной промышленности показатель наукоёмкости достиг 4,1%.в 1997 году. На самом деле он мог составить 3,2% (при сравнении с выпуском продукции  внутри США), так как внутри страны было освоено лишь 77% ассигнований. Остальная часть выделенных средств на ИиР была потрачена дочерними предприятиями американских корпораций за пределами США.

Весьма высокого показателя интенсивности достигла в 1997 г. химическая промышленность, около 7,0, но в основном за счёт её фармацевтической составляющей. У химической промышленности без фармацевтики он был равен 3,3. Показатель фармацевтической промышленности увеличился до 12,3. Однако сумма ассигнований на ИиР, освоенных фармацевтической промышленностью на территории США, составила лишь около 65% ассигнований на эти цели, выделенных ТНК, базирующихся в США. Значительная часть американских ассигнований пришлась на дочерние предприятия в других странах.

Начиная с 1991 г. ОЭСР отслеживает  изменения в наукоёмкости отраслей обрабатывающей промышленности в развитых странах на основании данных по 12 членам этой организации, в их числе традиционная большая семёрка, и ещё пять преимущественно малых стран: Дания, Финляндия, Ирландия, Швеция и Испания. Последняя страна, как и Италия, имеют относительно низкие нормы расходов на ИиР.

Отрасли подразделены на четыре группы: высокотехнологичные (расходы  на ИиР составляют не менее 6% от валовой  продукции), повышенной технологичности (расходы на ИиР - не менее 2% от валовой  продукции), средней технологичности (норма расходов на ИиР - от 0,5%) и низкой технологичности (норма расходов на ИиР - менее 0,5%). Почти все отрасли машиностроения принадлежат к группе высокотехнологичных или повышенной технологичности производств. Одна отрасль этого комплекса: судостроение возглавляет группу средней технологичности.

Неизменно лидируют по показателям  наукоёмкости авиакосмическая промышленность и отрасли, базирующиеся на электронной  технике. В числе лидеров также  химическая индустрия и, прежде всего, фармацевтическая промышленность.

В среднем показатели наукоёмкости продукции совокупности передовых стран были ниже соответствующих  характеристик промышленности США. В конце 1990-х в обрабатывающей промышленности в первом случае норма  наукоёмкости по валовой продукции  была равна 2,6, а во втором – 4,2%.

Трудоёмкость продукции  машиностроения не намного выше средней  нормы по обрабатывающей промышленности в развитых странах, несмотря на сложность  машинотехнических изделий. Прогресс в области механизации и автоматизации  производственных процессов существенно сократил затраты рабочего времени на единицу машиностроительной продукции. Вместе с тем, чем сложнее изделие, тем больше возможности повысить эффективность его производства за счёт углубления специализации и развития кооперации на всех стадиях воспроизводственного процесса. Имеет место концентрация усилий на узких направлениях создания новой техники; увеличение масштабов производства на специализированных предприятиях, поставляющих детали и узлы для множества изготовителей разнообразной конечной продукции, а также использование преимуществ международного разделения труда для переноса трудоёмких операций в страны с относительно низкой заработной платой.

В США, например, в 1993 г. доля машиностроения в обрабатывающей промышленности по числу занятых лишь на 0,3 процентного пункта превышала соответствующую долю в добавленной стоимости (доля в добавленной стоимости – 42,4% и в числе занятых – 42,7%). В Японии разница названных показателей была не намного больше, - 0,7 процентного пункта (соответственно, 46,2 и 46,9%). Большая разница отмечалась в Германии – 6,4 процентного пункта (соответственно, 48,2 и 54,6).

Капиталоёмкость производства в машиностроении в среднем заметно  ниже, чем в обрабатывающей промышленности в целом. Обрабатывающая промышленность, в свою очередь, в большинстве случаев отличается меньшей капиталоёмкостью, чем сырьевые отрасли - добывающая промышленность и сельское хозяйство развитых стран.

Весьма показательны в этом отношении данные по США  за 1997 г. Здесь вооруженность труда капиталом (в тысячах долларов в ценах 1992 г. в расчёте на одного рабочего) равнялась 65 в обрабатывающей промышленности, производящей товары длительного пользования. Этот показатель, отражающий в основном капиталовооружённость машиностроения, был на порядок меньше, чем у добывающей промышленности – 655 и в 1,5 с лишним раза меньше, чем сельского хозяйства – 101, он также был существенно ниже, чем в обрабатывающей промышленности, выпускающей товары краткого пользования, где он был равен 87.

Доля машиностроения (в обрабатывающей промышленности) по вложениям в основной капитал была в первой половине 1990-х ниже соответствующей доли в добавленной стоимости ведущих стран. В США разница долей составила - 4,1 процентного пункта (доля во вложениях в основной капитал - 38,3%), в Японии – 1,4 пункта (доля в капиталовложениях - 44,8%) и Германии – 5,8 пункта (доля во вложениях в основной капитал в обрабатывающей промышленности – 42,4%).

В США соотношение  затрат на ИиР и капиталовложений в конце 1950-х и начале 1960-х характеризовалось наиболее высокими показателями в процентах. В секторе общего машиностроения он был равен 1959 г. 91,4, а электротехнического – 328,0. В приборостроении соответствующий показатель был равен – 213,1; автомобилестроении – 69,1 и химической индустрии – 76,0. В авиакосмической промышленности 1961 г. ознаменовался достижением рекордного показателя – 1255,4. Ранее уже отмечалось, что особенно высокие показатели ассигнований на ИиР в тот период - были связаны с осуществлением федеральной программы пилотируемых полётов на луну. Самые высокие показатели в обрабатывающей промышленности в целом и в предпринимательском секторе экономики были достигнуты в 1963 г. Они равнялись, соответственно, 71,5 и 28,9.

В дальнейшем преобладала  тенденция к снижению названных показателей. Низшая точка для большинства отраслей была пройдена в 1980 г. Тогда в секторе общего машиностроения соотношение расходов на ИиР и капиталовложений выражалось (в процентах) 51,7; электротехнического – 93,9; в приборостроении 181,1; автомобилестроении – 56,7 и химической промышленности – 39,9. В авиакосмической, как и в другие годы, был самый высокий отраслевой показатель – 257,8. В обрабатывающей промышленности в целом и предпринимательском секторе средние показатели составили, соответственно, 38,0 и 15,7.

На протяжении 1980-х  годов доминировала тенденция опережающего роста расходов на ИиР по сравнению  с капиталовложениями. Для большинства  отраслей пик был пройден в 1987 г. Тогда в секторе общего машиностроения соотношение расходов на ИиР и капиталовложений в процентах достигло 83,6, электротехнического – 108,6, в приборостроении – 248,3, автомобилестроении - 84,3 и химической промышленности – 61,6. В авиакосмической промышленности соотношение переменных приблизилось к пятикратному, (что типично для большинства лет за весь период наблюдения до 1988 г., начиная с 1953 г.), составив 471.8. Средний показатель в обрабатывающей промышленности достиг 54,7, а в предпринимательском секторе в целом – 21,0.

В 1997 г. соотношение расходов на ИиР и капиталовложений по 500-ам крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности США было равным 54,2. В целом по обрабатывающей промышленности США соотношение расходов на ИиР и вложений в основной капитал не изменилось сколько-нибудь значительно по сравнению с показателем 1988 г. Произошли, однако, существенные изменения в распределении ресурсов между наукоёмкими отраслями.

В информационно-электронной  отрасли соответствующий показатель составил 85,5, в том числе в производстве компьютеров – около 97, электронных процессоров– 320, запоминающих устройств – 126, оборудования для сети Интернет – 287 и операционных систем (программ для компьютеров) – 319, а оборудования для проводной связи – 182 и беспроводной связи – 99.

Показатель общего (механического) машиностроения снизился до 60; электротехнического – составил 29; автомобильной промышленности – 35, что возможно связано с изменением отраслевой классификации, исключением электронных производств из комплексов названных отраслей. Между тем, основные усилия по совершенствованию машин и оборудования с конца 20-го века связаны с внедрением электронной информационно-коммуникационной техники.

Показатели авиакосмической  промышленности во многом зависят от финансирования ИиР со стороны федерального правительства. Соотношение предпринимательских расходов на ИиР и капиталовложений за 1997 г. в отрасли было равно 105%, а с учётом федеральных ассигнований на ИиР – 300. За счёт федеральных ассигнований соответствующий показатель по приборостроению за 1997 г. может быть повышен со 127 до 187. В химической индустрии (без фармацевтики) показатель был равен – 42, а по фармацевтической промышленности – достиг 194.

Спрос на наукоёмкие товары длительного пользования отличается высокой эластичностью спроса по ценам и доходам. Это обусловливает тесную связь конъюнктуры рынка машиностроительной продукции с развитием циклов общехозяйственной конъюнктуры. Высокая эластичность спроса и высокая эластичность предложения (эластичность предложения тем выше, чем ниже капиталоёмкость производства) означает большие изменения в динамике производства со сменой фаз общехозяйственных циклов. В то же время, это означает малую амплитуду колебания цен под влиянием смены фаз среднесрочного общехозяйственного цикла.

Информация о работе Особенности изучения конъюнктуры мировых рынков машин и оборудования