Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:18, курсовая работа
Изучение конкурентоспособности товара, по существу, является начальным этапом изучения конъюнктуры рынка конкретного вида оборудования, т.е. позволяет ответить на вопрос: какое место занимает или мог бы занять изучаемый товар в ряду подобных ему товаров конкурентов. Следующий этап - изучение самого рынка как такового, которое должно ответить на главный вопрос: что же предприятие может выиграть от каких-либо действий со своим товаром на этом рынке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА 6
1.1. Особенности экономики машиностроения и формирования конъюнктуры 6
1.2. Масштабы мирового производства и международной торговли 14
1.3. Позиция России на мировом рынке машин и оборудования 17
2. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 20
2.1. Конкурентоспособность изделия 20
2.2. Конкурентоспособность фирмы 22
2.3. Конкурентоспособность страны 23
2.4. Конкурентоспособность российского машиностроения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
В целом к категории наукоёмких отраслей, т.е. крупных производственных комплексов, расходующих в среднем не менее 3% своей выручки на ИиР, относятся машиностроение и химическая индустрия. Рубеж в 3% почти соответствовал средней норме расходов на ИиР в обрабатывающей промышленности США в 1960-х годах (2,8-2,9%). После снижения до 2,3% во второй половине 1970-х и начале 1980-х годов, данный показатель обрабатывающей промышленности повысился до 3,3% во второй половине 1980-х и до 4.2% в конце 1990-х. В странах ОЭСР доля расходов на ИиР относительно валовой выручки обрабатывающей промышленности составляла примерно 2,6% в конце 1990-х годов.
Наукоёмкие отрасли: общее, электротехническое, транспортное машиностроение и приборостроение, а также химическая промышленность США фактически тратили не менее 3,0-3,5% своей выручки в начале 1960-х годов. Максимальный показатель электротехнической промышленности достигал 10,8% в 1960-ом, авиакосмической - 30.3% в 1964 году. Расходы на ИиР в авиакосмической промышленности в основном формировались за счёт ассигнований федерального правительства. В 1960-х годах они были особо щедрыми в связи подготовкой и осуществлением программы полётов американских астронавтов на луну. Задача состояла в том, чтобы опередить СССР в космической гонке.
В 1987 г. Доля расходов на ИиР в процентах от валового выручки от продаж равнялся в секторе общего машиностроения США 5,4, электротехнического – 7,4, авиакосмической промышленности – 16,6, автомобилестроительной – 5,1, приборостроении – 9,2 и химической промышленности – 4,7. Последние три показателя оказались максимальными для соответствующих отраслей за всё время наблюдений до 1988 г.
В 1990-х годах интенсивность ИиР в обрабатывающей промышленности США возрастала. В 1997 г. расходы на ИиР в процентах от стоимости реализации продукции достигли 4,2, согласно данным по 500-ам корпорациям – лидерам в области ассигнований на ИиР. Ассигнования на ИиР 500-а корпораций на общую сумму 111,4 млрд. долл. составили около 83,4 % от общей суммы освоенной предприятиями в США в 1997 г., составившей 133,6 млрд. долл. В то же время предпринимательские ассигнования составили 54% общих расходов страны на ИиР.
Распределение ресурсов
в области ИиР между отраслями
обрабатывающей промышленности США
существенно изменилось в последнем
десятилетии 20-го века, равно как
и отраслевая классификация. На первое
место как общей сумме
Второе место заняли отрасли транспортного машиностроения, львиная доля ассигнований на ИиР в которых пришлась на автомобилестроение. Без предприятий по выпуску авиакосмической техники их доля в расходах на ИиР составила 16,5%. Расходы корпораций авиакосмической отрасли составили 4,2% общей суммы 500-а американских корпораций, выделенной на ИиР.
Финансирование ИиР в фармацевтической промышленности составили 16,01% от общего по народному хозяйству США итога, и ещё 6,13% пришлось на химическую промышленность без фармацевтики.
На долю приборостроения, включая медицинское оборудование, пришлось 6,3%. Далее следовала совокупность отраслей обрабатывающей промышленности, производящих материалы – 5,1%.
На предприятия общего (механического) машиностроения пришлось 3,56% общего итога, и на электротехнику, соответственно, - 2,76. Традиционно скромной была доля сырьевых отраслей, сельского хозяйства и добывающей промышленности. Даже с учётом нефтепереработки их совокупная доля составила всего 2,4%.
Средний показатель наукоёмкости информационно-коммуникационных производств (ассигнования на ИиР в процентах от выручки продукции) в 1997 г. был равен 7,0. В данной отрасли различия по интенсивности ИиР были существенны. В частности, у предприятий, производящих компьютеры, показатель наукоёмкости был равен 5,7, производителей электронных компонентов – 8,6, запоминающих устройств – 6,4, оборудования для сети Интернета – 12,6, у создателей операционных систем (программ для компьютеров) – 15,0, производителей оборудования проводной связи – 11,9 и беспроводной связи – 9,2.
У большинства отраслей
машиностроения США (кроме информационно-
Показатель авиакосмической отрасли снизился до 3,6. в 1997г. Для данной отрасли, однако, существенна разница между ассигнованными корпорациями суммами на ИиР и суммами, освоенными за счёт поступлений из других источников. С учётом ассигнований федерального правительства сумма средств, освоенных на ИиР корпорациями отрасли, могла составить в 1997 г. 10,3% от стоимости реализованной продукции. По этой же причине (с учётом федеральных ассигнований) показатель наукоёмкости в приборостроении в 1997 г. следовало бы повысить с 7,0 до 10,3%.
В автомобильной промышленности показатель наукоёмкости достиг 4,1%.в 1997 году. На самом деле он мог составить 3,2% (при сравнении с выпуском продукции внутри США), так как внутри страны было освоено лишь 77% ассигнований. Остальная часть выделенных средств на ИиР была потрачена дочерними предприятиями американских корпораций за пределами США.
Весьма высокого показателя интенсивности достигла в 1997 г. химическая промышленность, около 7,0, но в основном за счёт её фармацевтической составляющей. У химической промышленности без фармацевтики он был равен 3,3. Показатель фармацевтической промышленности увеличился до 12,3. Однако сумма ассигнований на ИиР, освоенных фармацевтической промышленностью на территории США, составила лишь около 65% ассигнований на эти цели, выделенных ТНК, базирующихся в США. Значительная часть американских ассигнований пришлась на дочерние предприятия в других странах.
Начиная с 1991 г. ОЭСР отслеживает изменения в наукоёмкости отраслей обрабатывающей промышленности в развитых странах на основании данных по 12 членам этой организации, в их числе традиционная большая семёрка, и ещё пять преимущественно малых стран: Дания, Финляндия, Ирландия, Швеция и Испания. Последняя страна, как и Италия, имеют относительно низкие нормы расходов на ИиР.
Отрасли подразделены на четыре группы: высокотехнологичные (расходы на ИиР составляют не менее 6% от валовой продукции), повышенной технологичности (расходы на ИиР - не менее 2% от валовой продукции), средней технологичности (норма расходов на ИиР - от 0,5%) и низкой технологичности (норма расходов на ИиР - менее 0,5%). Почти все отрасли машиностроения принадлежат к группе высокотехнологичных или повышенной технологичности производств. Одна отрасль этого комплекса: судостроение возглавляет группу средней технологичности.
Неизменно лидируют по показателям наукоёмкости авиакосмическая промышленность и отрасли, базирующиеся на электронной технике. В числе лидеров также химическая индустрия и, прежде всего, фармацевтическая промышленность.
В среднем показатели наукоёмкости продукции совокупности передовых стран были ниже соответствующих характеристик промышленности США. В конце 1990-х в обрабатывающей промышленности в первом случае норма наукоёмкости по валовой продукции была равна 2,6, а во втором – 4,2%.
Трудоёмкость продукции
машиностроения не намного выше средней
нормы по обрабатывающей промышленности
в развитых странах, несмотря на сложность
машинотехнических изделий. Прогресс
в области механизации и
В США, например, в 1993 г. доля машиностроения в обрабатывающей промышленности по числу занятых лишь на 0,3 процентного пункта превышала соответствующую долю в добавленной стоимости (доля в добавленной стоимости – 42,4% и в числе занятых – 42,7%). В Японии разница названных показателей была не намного больше, - 0,7 процентного пункта (соответственно, 46,2 и 46,9%). Большая разница отмечалась в Германии – 6,4 процентного пункта (соответственно, 48,2 и 54,6).
Капиталоёмкость производства в машиностроении в среднем заметно ниже, чем в обрабатывающей промышленности в целом. Обрабатывающая промышленность, в свою очередь, в большинстве случаев отличается меньшей капиталоёмкостью, чем сырьевые отрасли - добывающая промышленность и сельское хозяйство развитых стран.
Весьма показательны в этом отношении данные по США за 1997 г. Здесь вооруженность труда капиталом (в тысячах долларов в ценах 1992 г. в расчёте на одного рабочего) равнялась 65 в обрабатывающей промышленности, производящей товары длительного пользования. Этот показатель, отражающий в основном капиталовооружённость машиностроения, был на порядок меньше, чем у добывающей промышленности – 655 и в 1,5 с лишним раза меньше, чем сельского хозяйства – 101, он также был существенно ниже, чем в обрабатывающей промышленности, выпускающей товары краткого пользования, где он был равен 87.
Доля машиностроения (в обрабатывающей промышленности) по вложениям в основной капитал была в первой половине 1990-х ниже соответствующей доли в добавленной стоимости ведущих стран. В США разница долей составила - 4,1 процентного пункта (доля во вложениях в основной капитал - 38,3%), в Японии – 1,4 пункта (доля в капиталовложениях - 44,8%) и Германии – 5,8 пункта (доля во вложениях в основной капитал в обрабатывающей промышленности – 42,4%).
В США соотношение затрат на ИиР и капиталовложений в конце 1950-х и начале 1960-х характеризовалось наиболее высокими показателями в процентах. В секторе общего машиностроения он был равен 1959 г. 91,4, а электротехнического – 328,0. В приборостроении соответствующий показатель был равен – 213,1; автомобилестроении – 69,1 и химической индустрии – 76,0. В авиакосмической промышленности 1961 г. ознаменовался достижением рекордного показателя – 1255,4. Ранее уже отмечалось, что особенно высокие показатели ассигнований на ИиР в тот период - были связаны с осуществлением федеральной программы пилотируемых полётов на луну. Самые высокие показатели в обрабатывающей промышленности в целом и в предпринимательском секторе экономики были достигнуты в 1963 г. Они равнялись, соответственно, 71,5 и 28,9.
В дальнейшем преобладала тенденция к снижению названных показателей. Низшая точка для большинства отраслей была пройдена в 1980 г. Тогда в секторе общего машиностроения соотношение расходов на ИиР и капиталовложений выражалось (в процентах) 51,7; электротехнического – 93,9; в приборостроении 181,1; автомобилестроении – 56,7 и химической промышленности – 39,9. В авиакосмической, как и в другие годы, был самый высокий отраслевой показатель – 257,8. В обрабатывающей промышленности в целом и предпринимательском секторе средние показатели составили, соответственно, 38,0 и 15,7.
На протяжении 1980-х годов доминировала тенденция опережающего роста расходов на ИиР по сравнению с капиталовложениями. Для большинства отраслей пик был пройден в 1987 г. Тогда в секторе общего машиностроения соотношение расходов на ИиР и капиталовложений в процентах достигло 83,6, электротехнического – 108,6, в приборостроении – 248,3, автомобилестроении - 84,3 и химической промышленности – 61,6. В авиакосмической промышленности соотношение переменных приблизилось к пятикратному, (что типично для большинства лет за весь период наблюдения до 1988 г., начиная с 1953 г.), составив 471.8. Средний показатель в обрабатывающей промышленности достиг 54,7, а в предпринимательском секторе в целом – 21,0.
В 1997 г. соотношение расходов на ИиР и капиталовложений по 500-ам крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности США было равным 54,2. В целом по обрабатывающей промышленности США соотношение расходов на ИиР и вложений в основной капитал не изменилось сколько-нибудь значительно по сравнению с показателем 1988 г. Произошли, однако, существенные изменения в распределении ресурсов между наукоёмкими отраслями.
В информационно-электронной
отрасли соответствующий
Показатель общего (механического) машиностроения снизился до 60; электротехнического – составил 29; автомобильной промышленности – 35, что возможно связано с изменением отраслевой классификации, исключением электронных производств из комплексов названных отраслей. Между тем, основные усилия по совершенствованию машин и оборудования с конца 20-го века связаны с внедрением электронной информационно-коммуникационной техники.
Показатели авиакосмической промышленности во многом зависят от финансирования ИиР со стороны федерального правительства. Соотношение предпринимательских расходов на ИиР и капиталовложений за 1997 г. в отрасли было равно 105%, а с учётом федеральных ассигнований на ИиР – 300. За счёт федеральных ассигнований соответствующий показатель по приборостроению за 1997 г. может быть повышен со 127 до 187. В химической индустрии (без фармацевтики) показатель был равен – 42, а по фармацевтической промышленности – достиг 194.
Спрос на наукоёмкие товары
длительного пользования
Информация о работе Особенности изучения конъюнктуры мировых рынков машин и оборудования