Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 03:36, курсовая работа
Кисломолочные продукты – это продукты, вырабатываемые сквашиванием молока или сливок чистыми культурами молочнокислых бактерий с добавлением или без добавления дрожжей или уксуснокислых бактерий. Некоторые кисломолочные продукты получают в результате только молочнокислого брожения; при этом образуется достаточно плотный, однородный сгусток с выраженным кисломолочным вкусом. Другие же продукты получают в результате смешанного брожения – молочнокислого и спиртового. Цель данной курсовой работы провести товароведную экспертизу йогуртов.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Литературный обзор………………………………………………………….....4
1.1. Современные тенденции развития йогуртов……………………………………….4
1.2. Классификация и характеристика ассортимента йогуртов……..............................8
1.3. Факторы, формирующие и сохраняющие качество йогуртов……………………..9
Глава 2. Исследовательская часть………………………………………………………15
2.1. Краткая организационная характеристика торгового дома «Арбат»……………15
2.2. Объекты и методы исследования йогуртов………………………………………..16
2.3. Анализ ассортимента йогуртов, реализуемых торговым домом «Арбат»………18
2.4. Сравнительный анализ качества йогуртов………………………………………...22
2.5. Выводы и предложения……………………………………………………………..29
Библиографический список……………………………………………………………..30
2.3. Анализ ассортимента йогуртов, реализуемых торговым домом «Арбат»
Для того, чтобы наиболее детально проанализировать ассортимент торгового дома «Арбат», необходимо рассчитать наиболее важные показатели ассортимента.
В качестве примера нами была выбрана группа кисломолочных йогуртов, количество наименований которой, согласно ассортиментному перечню, насчитывает 80. Кроме этого, групповой ассортимент предприятия включает в себя хлебобулочные, молочные, кондитерские, колбасные и другие изделия.
Широта ассортимента – количество видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Рассчитывается по формуле:
КШ = ШД/ШБ * 100%
Где КШ – коэффициент широты;
ШД – широта действительная, наличие видов и разновидностей, имеющихся в наличии;
ШБ – базовая широта, широта, принятая за основу для сравнения.
В качестве базовой широты нами было принято количество изделий, реализуемых магазином – конкурентом «Читинка».
КШ = 80/95*100% = 0,84;
Таким образом, ассортимент торгового дома «Арбат» довольно широкий и составляет 0,84, то есть происходит удовлетворение разнообразных потребностей покупателя.
Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Рассчитывается по формуле:
КП = ПД/ПБ * 100%
где КП – коэффициент полноты;
ПД – полнота действительная, фактическое наличие товаров однородной группы;
ПБ – базовая полнота, регламентируемое количество товаров.
Талица 2
Расчёт полноты торгового ассортимента
Классификационный признак |
Полнота базовая, ПБ |
Кол-во |
Полнота, действительная, ПД |
Кол-во |
Коэф- фициент широты, КП |
1. В зависимости от применяемого сырья |
- из натура- льного молока; - из норма- лизованного или норм-х сливок; - из восстано- вленного молока; - из рекомби- нированного молока |
4 |
- из натурально- го молока; - из нормализо- ванного молока или нормал-х сливок; - из восстанов- ленного молока |
3 |
0,75 |
2. В зависимости от применяемых пище- вкусовых продуктов, ароматизаторов, и пищевых добавок |
- фруктовый (овощной); - ароматизи- рованный; - витаминизи- рованный |
3 |
- фруктовый (овощной); - ароматизиро- ванный;
|
2 |
0,6 |
3. В зависимости от нормируемой доли жира |
- молочный нежирный; - молочный пониженной жирности; - молочный полужирный; - молочный классический; - молочно-сли- вочный; - сливочно-мо- лочный; - сливочный |
7 |
- молочный не- жирный; - молочный по- ниженной жир- ности; - молочный полужирный; - молочный классический; - молочно-сли- вочный; |
5 |
0,7 |
Действительный показатель полноты равен 0,75+0,6+0,7=2,05 Найдём коэффициенты полноты:
КП = 2,05/3 * 100% = 0,68
Исходя из результатов анализа, видно, что полнота ассортимента торгового дома «Арбат» достаточно высокая 140%. Соответственно, повышенная полнота служит ещё одним фактором удовлетворения разных вкусов и привычек потребителя.
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Рассчитывается по формуле:
КУ = ШУ/ШД * 100%
где КУ – коэффициент устойчивости;
ШУ – товары, пользующиеся устойчивым спросом;
ШД – общее количество видов товаров тех же однородных групп.
Из 3 групп йогурта наибольшим спросом у потребителей пользуются 2 группы йогурта: фруктовый (овощной) и ароматизированный.
КУ = 2/3 * 100% = 0,66
Таким образом, 66% йогурта пользуется устойчивым спросом у потребителей.
Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Рассчитывается по формуле:
КН = Н/ШД * 100%
где КН – коэффициент новизны;
Н – количество новых товаров;
ШД – общее количество наименований товаров.
В ассортименте торгового дома «Арбат» насчитывается 6 наименований новых товаров. Это йогурт фруктовый: «Груша – ананас», «Грейпфрут», «Земляника»; йогурт ароматизированный: «Мандарин», «Лесные ягоды»; витаминизированный йогурт «Вишня».
КН = 6/80 * 100% = 0,075
Показатель новизны равен 7,5%, то есть можно сделать вывод, что данный показатель очень низкий для данного торгового предприятия.
Для наиболее полного анализа ассортимента торгового предприятия необходимо рассчитать коэффициент рациональности. Для расчёта коэффициента помимо вышеперечисленных расчётов нам потребуется расчёт коэффициента весомости.
Таблица 3
Показатели ассортимента |
Эксперты |
Сумма |
Количество | ||
1 |
2 |
3 |
|||
Широта |
2 |
4 |
1 |
7 |
0,23 |
Полнота |
3 |
2 |
4 |
9 |
0,3 |
Устойчивость |
1 |
3 |
2 |
6 |
0,2 |
Новизна
Итого: |
4
10 |
1
10 |
3
10 |
8
30 |
0,27
1 |
Итак, коэффициент весомости широты равен 0,23; полноты 0,3; устойчивости 0,2; новизны 0,27.
Переходим к расчёту коэффициента рациональности:
КР = 0,84*0,23+1,4*0,3+0,66*0,2+0,
Согласно полученному результату можно сделать вывод, что потребность в наименованиях йогурта удовлетворяется на 76%. Оптимальным же считается ассортимент при значении коэффициента рациональности равного 0,75. Таким образом, ассортимент торгового дома «Арбат» рационален.
2.4. Сравнительный анализ качества йогуртов
Качество – совокупность
свойств и характеристик
Данные о результатах экспертизы проиллюстрированы в Таблице 4.
Результаты исследования маркировки образцов йогуртов
Наименова- ние
|
Состав |
Энергети- ческая ценность |
Условия хранения, влажность %, температу- ра |
Срок хранения |
Изготови- тель |
Соответст- вие ГОСТу |
1. Йогурт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
молочный |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Actimele |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. Чудо |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. Сливочный |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6. Fruttis |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. Услада |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8. Нежный |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. Эрмигурт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10. Альпийский вкус |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В ходе исследования 10 образцов йогурта по маркировке было выявлено, что представленные образцы не имеют отклонений и соответствуют ГОСТ Р 51331-99.
Вторым этапом экспертизы стал органолептический анализ йогуртов. Результаты экспертизы отображены в таблице 5.
Оценка качества йогурта
№ |
Наименование показателя |
Характеристика образца |
Соответствие ГОСТ |
1 |
Внешний вид и консистенция |
Однородная, в меру вязкая. С наличием вкусовых добавок |
Соответствует |
2 |
Вкус и запах |
Кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов. С соответствующим вкусом и ароматом внесённого ингредиента |
Соответствует |
3 |
Цвет |
Молочно-белый равномерный по всей массе |
Соответствует |
В ходе исследования было выявлено, что образец Йогурт по органолептическим показателям соответствует ГОСТ Р 51331-99.
Оценка качества йогурта Danone молочный
№ |
Наименование показателя |
Характеристика образца |
Соответствие ГОСТ |
1 |
Внешний вид и консистенция |
Однородная, в меру вязкая |
Соответствует |
2 |
Вкус и запах |
Кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов |
Соответствует |
3 |
Цвет |
Молочно-белый равномерный по всей массе |
Соответствует |
Вывод: в ходе исследования было выявлено, что образец йогурт Danone молочный по органолептическим показателям соответствует ГОСТ.
Оценка качества питьевого йогурта Actimele «Вишня»
№ |
Наименование показателя |
Характеристика образца |
Соответствие ГОСТ |
1 |
Внешний вид и консистенция |
Однородная, в меру вязкая |
Соответствует |
2 |
Вкус и запах |
С соответствующим вкусом и ароматом внесённого ингредиента |
Соответствует |
3 |
Цвет |
Обусловленный цветом внесённого ингредиента |
Соответствует |
Вывод: в ходе исследования было выявлено, что образец Actimele «Вишня» по органолептическим показателям соответствует ГОСТ.
Оценка качества йогурта «Чудо»
№ |
Наименование показателя |
Характеристика образца |
Соответствие ГОСТ |
1 |
Внешний вид и консистенция |
Однородная, в меру вязкая |
Соответствует |
2 |
Вкус и запах |
Кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов |
Соответствует |
3 |
Цвет |
Молочно-белый равномерный по всей массе |
Соответствует |
Вывод: в ходе исследования было выявлено, что образец йогурт «Чудо» по органолептическим показателям соответствует ГОСТ.
Оценка качества йогурта «Сливочный»
№ |
Наименование показателя |
Характеристика образца |
Соответствие ГОСТ |
1 |
Внешний вид и консистенция |
Однородная, в меру вязкая |
Соответствует |
2 |
Вкус и запах |
Кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов |
Соответствует |
3 |
Цвет |
Молочно-белый равномерный по всей массе |
Соответствует |
Вывод: в ходе исследования было выявлено, что образец йогурт «Сливочный» по органолептическим показателям соответствует ГОСТ.
Оценка качества йогурта «Fruttis Яблоко-груша»
№ |
Наименование показателя |
Характеристика образца |
Соответствие ГОСТ |
1 |
Внешний вид и консистенция |
Однородная, в меру вязкая. С наличием вкусоароматических добавок |
Соответствует |
2 |
Вкус и запах |
С соответствующим вкусом и ароматом внесённого ингредиента |
Соответствует |
3 |
Цвет |
Обусловленный цветом внесённого ингредиента |
Соответствует |
Информация о работе Анализ ассортимента и качества йогуртов, реализуемых торговым домом «Арбат»