Лекции по "Рынку продовольственных товаров"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:06, курс лекций

Краткое описание

Обращение — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Совершенствование общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.
В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по дисциплине Рынок продовольственных товаров.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Расходы по производству нерыночных услуг целиком или в значительной мере покрываются за счет государственного бюджета и (или) добровольных взносов (например, услуги органов государственного управления, социального обеспечения, обороны).

Экономическое содержание торговой услуги заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи.

Применяя к торговым услугам  классификацию в зависимости  от характера удовлетворяемых потребностей и от участия в создании стоимости товара, отметим, что торговая услуга наряду с услугами массового питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства является в своей основе услугой по обслуживанию потребления готовых материальных благ. [Это выражается, например, в обслуживании смены форм стоимости (товарной на денежную), в маркетинговых исследованиях потребительских рынков, заключении сделок с поставщиками, ведении учета движения товаров, помощи покупателям в подборе необходимого товара.] С точки зрения экономической теории услуги подобного рода не создают новой потребительной стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях национальной экономики.

Вместе с тем ряд торговых услуг связан с продолжением процесса производства в сфере обращения — например, услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке, упаковке. Эти услуги также не создают новой потребительной стоимости, но участвуют в создании стоимости товара.

 

2). Торговля как  форма товарного обращения. Функции торговли.

Торговля — это  форма товарного обращения, осуществляемого  при посредстве денег.

Торговля — особая деятельность людей, связанная с  осуществлением актов купли-продажи  и представляющая собой совокупность специфических технологических  и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Обособление торговли в  отдельную отрасль экономики  связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Различают следующие  виды торговли:

оптовая — реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу  или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают;

розничная — реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

Функции торговли

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы  товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

• реализация произведенной  потребительной стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;

•доведение предметов  потребления до потребителей. Выполняя данную функцию торговля организует пространственное перемещение товаров  от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);

• поддержание баланса  между предложением и спросом  с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

• сокращение издержек обращения  в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и т.д.

• маркетинг: разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

 

3). Торговое предприятие  как основное звено сферы обращения. 

Торговое предприятие (фирма, компания) — основное звено  сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее свои собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

С позиций общесистемного подхода принципиальной особенностью предприятия торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматриваемой системы особых свойств:

• нестационарность отдельных  параметров и стохастичность (вероятностный характер) ее поведения;

• уникальность и неопределенность поведения системы в конкретных условиях при одновременном наличии  у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и структурными связями;

• способность к самоорганизации, что выражается через: способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;

• способность противостоять  энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и генерировать неэнтропийные  тенденции (развитие);

• способность адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной среды;

• способность и стремление к формированию целей внутри системы, к целеобразованию.

С одной стороны, торговую деятельность компании обусловливает  совокупность рынков ресурсов. Предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое.

С другой стороны, торговой компании необходимо выйти на рынки  сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.

 

4). Классификация торговых предприятий. Функции торгового предприятия.

Торговая деятельность отражена в функциях торгового предприятия.

Как правило, предприятия классифицируются по размеру в зависимости от численности работников. Их делят на малые, средние и большие.

Согласно российскому  законодательству к малым относятся  предприятия с численностью работников до 25 человек.

Так же критерием классификации  торговых предприятий на малые, средние и крупные группы может служить показатель «глубина акционирования».

К акционерным относятся  предприятия, основанные в результате объединения имущества, капитала собственников путем продажи ценных бумаг. Под термином «глубина акционирования» понимаются три возможных состояния торговой компании с точки зрения значимости на рынке ценных бумаг, в зависимости от которых ее относят к той или иной группе.

К малым относятся  предприятия торговли, находящиеся  в частной или семейной собственности, предприятия, функционирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере (коммандитных), а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.

Организационно-правовая форма компаний среднего размера  — это акционерное общество.

К большим относятся  торговые фирмы, акции которых котируются на фондовой бирже.

Организованный и регулярно  функционирующий рынок по купле-продаже  ценных бумаг, в том числе акций  торговых компаний, одной из функций  которого является установление их рыночной стоимости, позволяет определить круг крупных предприятий отрасли.

Функции торгового предприятия

Функции торгового предприятия  обусловлены функциями торговли как экономической категории. Основная функция — продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную.

 

Тема №3.

Система сбыта продовольственных  товаров

1) Понятие и функции сбыта

2) Понятие и сущность посредничества на рынке продовольственных товаров

3) Система посредников на рынке продовольственных товаров

4) Система предприятий торговли на рынке продовольственных товаров

5) Значение системы сбыта для  эффективного функционирования  рынка

 

1). Понятие и функции сбыта

Сбыт представляет собой систему  отношений по формированию и направлению потока товаров, способствующих продвижению продуктов от производителя к потребителю. Сбыт начинается тогда, когда товар готов к продаже или поставке, а заканчивается, когда конечный потребитель получает товар. В силу того, что товаропроизводители и потребители находятся на расстоянии, в пространстве и во времени, товары проходят несколько промежуточных звеньев.

Систему сбыта продовольственных  товаров можно рассматривать  на разных уровнях: товаропроизводителя (микроуровень), региона или отрасли  народного хозяйства.

Сектор сбыта – совокупность предприятий, организаций, осуществляющих реализацию функций сбыта.

В рамках народнохозяйственного разделения труда сбытовой сектор принимает  на себя следующие функции: обмена, физические, обеспечивающие. К функциям обмена относятся закупки и продажи; к физическим – транспортировка, подработка и переработка продукции; к обеспечивающим – стандартизация, финансирование, допущение риска, прогноз сбыта.

Сектор сбыта продовольственных  товаров решает задачи: перемещения продовольственных товаров от производителя к потребителю вследствие их пространственного разделения; устранения разрыва во времени, то есть между моментом покупки аграрного продукта и моментом продажи готовых к потреблению продовольственных товаров. Разница во времени особенно характерна для сезонных аграрных продуктов и продуктов, которые могут храниться больше года.

Сектор сбыта, как правило, обеспечивает покупку многих продовольственных товаров в один момент времени, а продажу их – в более поздние сроки. Так как ко времени покупки цены продажи неизвестны, то приобретение товара сопряжено с определенным риском. Одновременно происходит связывание капитала. Следовательно, сектор сбыта выполняет задачи страхования рисков и ограничения мобильности капитала.

Перед сектором сбыта стоит также задача содействия уменьшению затрат на поиски партнера по сбыту, то есть трансакционных издержек (издержки, которые возникают не в результате производства товаров, а в результате их перемещения в сфере обращения). Включение в цепь товародвижения сектора сбыта (например, создание организаций по сбыту) облегчает товаропроизводителю процесс продажи его продукции.

 

2). Понятие и сущность  посредничества на рынке продовольственных  товаров

Рынок продовольственных  товаров располагает более обширной системой товародвижения, чем любая другая отрасль экономики. Система товародвижения продовольственных товаров – это система, которая сводит воедино множество различных по видам и качеству пищевых продуктов и предоставляет их в распоряжение сотен миллионов отечественных и зарубежных потребителей. Это сложная дорогостоящая система, являющаяся существенным компонентом национальной экономики.

Посредничество – это дополнительный род деятельности субъектов продовольственного рынка, на котором налаживаются устойчивые связи между потенциальными продавцами и покупателями. Сырье для продуктов питания производится множеством предприятий разнообразных форм хозяйствования. В этих разнообразных хозяйствах берет свое начало процесс товародвижения. Некоторые предприятия производят большое число продуктов разного вида, но в малых количествах, а предприятия с узкой специализацией дают большую массу какого-то одного вида продуктов. Продовольственные товары сильно отличаются по качеству. Некоторые продовольственные товары необходимо заготавливать, сортировать и срочно отправлять на рынок сбыта, либо хранить. Такие особенности продовольственных товаров обуславливают основные виды посреднической деятельности. Например, хранение, транспортировку, переработку и т. п. К сожалению, многие считают тех, кто занимается различными вопросами посреднической деятельности, паразитирующими на тех, кто действительно производит товар. Экономисты квалифицируют производство, как создание полезности, т. е. процесс изготовления товаров и создания услуг. Полезности, созданные в процессе производства, подразделяются на полезности формы, места, времени и владения.

Товар становится ценнее благодаря деятельности различных  посреднических звеньев по доставке его туда, где он наиболее желателен. Некоторым товарам полезность добавляет время. Например, операторы элеваторов, баз и складов, продавая продукцию через некоторое время, прибавляют продукции полезность времени. Оптовые продавцы облегчают доставку продукции конечным потребителям. Эти субъекты, передавая продукт тем, кто может лучше им воспользоваться, добавляют ему полезность владения. Работники посреднической сферы тоже участвуют в производстве, поскольку помогают увеличить полезность продукта. Спор о том, кто важнее, товаропроизводитель или посредник, лишен смысла, так как обе эти группы создают нечто полезное, за что общество согласно платить определенную цену. Обе группы продуктивны в полном смысле этого слова.

Информация о работе Лекции по "Рынку продовольственных товаров"