Маргарин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Маргарин - продукт, в состав которого входят сбалансированные компоненты жиров растительного и животного происхождения. Современные виды маргарина приближаются к оптимальной формуле сбалансированности жирных кислот, при этом они обогащены жирорастворимыми витаминами. В зависимости от назначения и рецептуры выделяют следующие виды маргарина:
столовые и бутербродные;
для промышленной переработки и сети общественного питания;
с вкусовыми добавками и без добавок.

Вложенные файлы: 1 файл

Товароведение. Маргарин.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Маргарин - продукт, в состав которого входят сбалансированные компоненты жиров растительного и животного происхождения. Современные виды маргарина приближаются к оптимальной формуле сбалансированности жирных кислот, при этом они обогащены жирорастворимыми витаминами. В зависимости от назначения и рецептуры выделяют следующие виды маргарина:

    • столовые и бутербродные;
    • для промышленной переработки и сети общественного питания;
    • с вкусовыми добавками и без добавок.

 

Производство масложировой продукции в России выросло в 2006-2009 гг. на 16%. В 2010 г производство масложировой продукции сократилось до 3,8 млн. т. по причине снижения производства основных продуктов масложировой отрасти – маргаринов, растительного и сливочного масел. Сокращение производства масложировой продукции связано с уменьшением спроса на растительные масла и формированием значительных складских остатков. Спрос на растительные масла в 2010 г упал и со стороны промышленных предприятий, и со стороны розничной торговли.

 Объем потребления наращивал лишь сектор HoReCa, движимый ростом продаж в сетях быстрого питания. Российское производство масложировой продукции ориентировано, прежде всего, на местный рынок. Доля экспорта составляет в среднем 16% от объема спроса. Объем продаж масложировой продукции в России с 2006 по 2009 гг. вырос на 19%. Незначительное сокращение продаж было отмечено только в 2010 г: продажи масложировой продукции в стране снизились и составили 4,4 млн т. Рост выручки от продаж в первую очередь связан с повышением цен на масложировую продукцию. С 2006 по 2010 гг. средняя цена 1 кг масложировой продукции в стране выросла с 41 до 64 руб. за кг.

Основные тренды рынка — постепенный  переход потребителей на сливочное  масло, а также увеличение спроса на маргариновую продукцию предприятий кондитерской и хлебопекарной промышленности. При этом в сегменте сливочное масло стабильно возрастает доля импорта, в то время как в маргариновой нише все активнее становятся местные игроки. 

Спрос на маргариновую продукцию зависит  от времени года и с наступлением летнего периода, как правило, снижается, так как сокращается спрос  на всю жировую продукцию в целом со стороны прямых потребителей. Это сопровождается обычно некоторым снижением оптовых и розничных цен.   

 

 

ГЛАВА 1. История создания

Около ста тридцати лет тому назад  был создан маргарин - смесь животных жиров с растительными, подвергнутыми  гидрогенизации или, попросту говоря, насыщению молекул жирных кислот атомами водорода, чтобы превратить жидкие растительные жиры в твердые. Изобретателем маргарина стал французский химик Ипполит Меж-Мурье.

Жировая смесь, полученная им в качестве дешевого заменителя сливочного масла, имела жемчужный блеск, что, собственно, и дало название новому продукту, ведь по-гречески "жемчужина" - это и есть "маргаритарион".

Интересно, что по химическому составу  маргарин почти не отличается от сливочного масла и содержит до 82% жира и не более 18% водной фазы с растворенными  в ней в небольших количествах  белками, сахаром и солью. При  этом в качественно приготовленном маргарине, в отличие от масла, полностью отсутствует холестерин, что снижает риск сердечных заболеваний.

Благодаря этому маргарин считается  физиологически полноценным продуктом  питания. Правда, наряду с "плохим" холестерином в сливочном масле содержится холестерин "хороший", жизненно необходимый человеческому организму для нормального обмена веществ. А вот гидрогенизация жиров при производстве маргарина, согласно последним исследованиям, имеет крайне неприятный побочный эффект. Она ведет к образованию так называемых трансизомеров жирных кислот, практически отсутствующих в сливочном и в растительном масле и поэтому непривычных для нашего организма. Трансизомеры, доля которых в гидрогенизированном маргарине достигает 40%, повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу клеточных мембран, способствуют развитию сосудистых заболеваний, отрицательно сказываются на половой потенции.

Чтобы накормить армию и бедняков, во Франции был изобретен маргарин - дешевый продукт для бутербродов и жарки. У него был неестественно белесый цвет с перламутровым отливом и вкус, отпугивающий любого человека, привыкшего к настоящему сливочному маслу. Поэтому со временем маргарин стали подкрашивать в желтый цвет, придавая ему сходство с маслом, а заодно окрестили словом буттерин - от butter (масло) и margarine (маргарин).

Все это происходило в конце  позапрошлого века, у людей были другие представления о еде и  жизни, и буттерин тогда они не приняли, посчитав его подделкой. А  сегодня буттерин повсеместно возвращается на прилавки магазинов под видом так называемых "спрэдов" и "миксов", успешно конкурируя с маслом и маргарином.

 

ГЛАВА 2. Потребительские  свойства маргарина

Понятие «маргариновая продукция»  обычно включает две основные  группы пищевых жиров: маргарин  и жир специального назначения (кулинарный, кондитерский, хлебопекарный). Эти жиры имеют одинаковую жировую основу — модифицированные жиры. Тем не менее, они существенно различаются, так как маргарин представляет собой водно-жировую эмульсию, а жир специального назначения, как правило, является безводной жировой смесью. Модифицированные жиры - это жиры с заданными свойствами — консистенцией, твердостью, температурой плавления, получаемые в процессе гидрогенизации, переэтерификации и гидропереэтерификация.

 

Маргарин — это высококачественный жир на основе растительных масел и животных жиров в натуральном и переработанном виде с добавлением различных компонентов. Массовая доля общего жира не менее 39%. Допускается добавление животных жиров, молочных продуктов, пищевкусовых и ароматических добавок. Обладает пластичной, плотной, или мягкой, или жидкой консистенцией, (из п.3.1. Гост Р 52178-2003).

 

Маргарин представляет собой высокодисперсную эмульсию жира и воды, что наряду с высокой температурой плавления определяет его высокую усвояемость. Поэтому усвояемость маргарина почти такая же, как сливочного масла,— 94—97,6 %. Энергетическая ценность его также близка к энергетической ценности сливочного масла и находится в пределах 39,5— 41 кДж (637—746 ккал/г). В маргарине содержится значительно больше непредельных жирных кислот, которые вводят в него путем добавления растительного масла; температура плавления маргарина -- 17-- 44°С, что способствует его усвоению; недостаток же витаминов восполняется искусственной витаминизацией продукта. В маргарине содержится от 39 до 82% жира и влаги от 17 до 44%.  Биологическая ценность маргарина определяется содержанием в нем незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, фосфатидов (входящих в состав растительных масел), витаминов (в маргарин вводят витамины А и Е).

 

В нашей стране для производства маргарина используют эмульгаторы  МГД (моноглицериды дистиллированные) и MFM (моноглицериды мягкие). Обычно эмульгаторы вносят в количестве 0,6%. В США и Великобритании выпускают  эмульгатор на основе жирных кислот растительного масла и животного жира. Во Франции в качестве эмульгатора применяют обезжиренный лецитин в смеси с фосфодитилхолином, фосфодитилэтаколамином, фосфодитили-нозитом. В качестве стабилизаторов структуры низкокалорийного маргарина используют желатин, пектин, агар, альгинаты, пектиновые кислоты. Для повышения биологической ценности маргарина в него вводят витамины A, D2, D3. В некоторые виды маргарина в водную фазу вносят витамин С, оказывающий синергическое действие на антиокислители и консерванты.Наибольшим спросом пользуется маргарин бутербродный слабожелтого цвета, при производстве которого в качестве красителей были применены каротин и аннато. В настоящее время выпускают также маргарин розового, коричневого (шоколадного) и других цветов.

 

Органолептическую оценку маргарина  проводят не ранее чем через 24 ч  после его выработки. Органолептическими показателями качества маргарина являются вкус, запах, консистенция и цвет.

  • Вкус и запах маргарина должны быть чистыми, свойственными данному виду маргарина, без посторонних привкусов и запахов. К дефектам вкуса и запаха относят слабый аромат и пустой не выраженный вкус. Горький вкус появляется при использовании некачественной соли или молока с горечью. Излишне кислый вкус возникает в результате использования молока повышенной кислотности. Стеариновый вкус обусловливает длительно хранившийся высокоплавкий саломас. Сырный или творожистый вкус придает маргарину переквашенное молоко. Металлический привкус — следствие длительного хранения продукта в металлической таре.
  • Консистенцию маргарина определяют при температуре 18 °С. Твердый брусковый маргарин имеет пластичную, плотную, однородную консистенцию, блестящую, сухую на вид поверхность среза. У мягкого наливною маргарина — высокопластичная однородная, мажущаяся консистенция, блестящая поверхность. К дефектам консистенции маргарина относятся крупинчатость, мучнистость, салистость, обусловленные нарушением режима охлаждения или излишней механической обработкой маргариновой эмульсии. Мутная слеза — появление мутных капель воды на поверхности среза маргарина — результат введения в рецептуру несквашенного молока или несоблюдения порядка введения эмульгатора. Крупная слеза — влага, стекающая с поверхности среза маргарина, обусловлена недостаточным количеством эмульгатора.
  • Цвет маргарина должен быть однородный по всей массе. Большинство видов маргарина по окраске близки к летнему сливочному маслу. Маргарин Шоколадный, Цитрусовый, Малиновый имеет оттенки вводимых согласно рецептур компонентов, что оговаривается в технических условиях. Дефекты цвета маргарина — пятнистость, мраморность, полосатость, появляющиеся в результате неравномерного охлаждения маргариновой эмульсии. Бледный цвет обусловлен недостаточным количеством красителя. Сероватый или буроватый оттенки являются следствием некачественной отбелки сырья.

 

При определении сортности столового маргарина следует учитывать, что допустимыми дефектами для продукции высшего сорта является матовая поверхность среза; для 1-го сорта — слабый привкус исходного жирового сырья, слегка мажущаяся консистенция, незначительная Неоднородность окраски, слегка сероватый или кремовый оттенки при использовании хлопкового, соевого, рапсового, пальмового масел и саломасов из них.

Из физико-химических показателей маргарина определяют массовые доли: жира, влаги и летучих веществ, поваренной соли (0,03—0,7%); температуру плавления жира, выделенного из маргарина (27—33 °С); кислотность (2,5%); стойкость маргарина для промышленной переработки. Микробиологические показатели маргарина должны соответствовать требованиям СанПиН 2.3.2.560-96.

 

Столовые  маргарины по усвояемости и основным показателям биологической ценности не уступают маслу из коровьего молока, а по содержанию и соотношению жирных кислот даже превосходят его и приближаются к жиру оптимального состава. Так, столовые маргарины различных рецептур содержат 17—23% насыщенных жирных кислот, 8—17% линолевой и 43—47% олеиновой кислоты, β-ситостерин содержится в них в количестве 0,04%.

Кулинарные  маргарины носят название кулинарных, или кухонных жиров. В отличие от столовых маргаринов они не содержат молочных компонентов, в том числе масло из молока коровье, и используются только при тепловой обработке продуктов, в частности при жарении. В различных рецептурах кулинарных жиров от 50 до 85% занимает растительный и животный саломас, остальные 15—50% составляют натуральные растительные масла или животные жиры — свиное сало, говяжий и костный жир. В их состав входят также консерванты, красители, антиокислители. Кроме того, для повышения питательной ценности кулинарных жиров в некоторые из них вводят витамин А и фосфатидный концентрат.

 

Введение в состав маргарина биологически активных добавок значительно увеличивает пищевую ценность продукта. К таким добавкам относятся: витамины, минеральные вещества, органические кислоты, отдельные аминокислоты, которые вносят в продукты для улучшения вкуса, товарного вида, увеличения сроков хранения или интенсификации производственных процессов (консерванты, красители, антиокислители, наполнители и др.). Кроме того, в маргарин добавляют 1—3 % молочных белков, которые оказывают незначительное влияние на питательную ценность, однако улучшают органолептические, а иногда и технологические свойства. Введение витаминов A, D, E, C в мягкие маргарины, в том числе диетического назначения, повышает их питательную ценность.

 

Поскольку маргарин является эмульсией, то для ее стабилизации используют эмульгаторы (лецитин, моно - и диглицериды и др.), которые создают стойкую эмульсию жира в воде или воды в жире, а также улучшают пластические свойства и пищевую ценность маргарина. Эмульгаторы, используемые в маргариновом производстве, должны отвечать следующим требованиям:

  • быть физически безвредными;
  • стабилизировать высокодисперсную и устойчивую эмульсию;
  • способствовать удержанию влаги в маргарине при механической обработке;
  • обладать антиразбрызгивающими свойствами;
  • обеспечивать стойкость маргарина при хранении.

 

В соответствии с требованиями физиологов суточное потребление жиров должно составлять 95-100 г. При этом должно быть следующее соотношение жирных кислот: полиненасыщенные – 20-30%, мононенасыщенные – 40-50%, насыщенные – 20-30%. Следует отметить, что ни один из природных жиров не соответствует указанным нормам. Маргарин же является продуктом с заданными свойствами. Технология производства маргарина позволяет изменить рецептуру в соответствии с требованиями физиологов. Для разных возрастных групп, профилактического и диетического питания могут быть подобраны различные составы маргарина.

 

ГЛАВА 3. Частная классификация и ассортимент товарной группы

 

В основе классификации маргарина  лежат следующие признаки:

  • назначение - согласно ГОСТ 240-85 маргарин делят на бутербродный, столовый, для промышленной переработки;
  • качество - согласно ГОСТ 240-85 столовый маргарин (Сливочный, Молочный, Новый, Радуга, Солнечный, Эра) подразделяют на высший и 1-й сорта;
  • консистенция - твердый брусковый, мягкий наливной, взбивной;
  • массовая доля жира -- высокожирный (80--82%), с пониженной жирностью (65--72%), низкокалорийный (40--60%). К низкокалорийному маргарину относятся также пасты-спреды и халварин.

 

Согласно ГОСТ 240—72 маргарин подразделяется на три основные группы в зависимости  от его рецептуры и назначения: столовые, для промышленной переработки  и с вкусовыми добавками. В настоящее время вырабатываются также новые виды маргарина, в том числе низкокалорийные.

 

В зависимости от структуры маргарин делят на два типа:

  • Со структурой сливочного масла. В маргарине этого типа водяная и жировая фазы эмульсии находятся в виде непрерывных сред (выпускается под названием «Новый»);
  • Эмульсия, в которой закристаллизированная непрерывная жировая основа имеет диспергированные в ней капельки воды.

 

Классификация маргарина  представлена в таблице:

 

Группа

Основное назначение

Названия, сорта

Маргарины столовые

Предназначаются для приготовления бутербродов, обжаривания пищи, а также для  изготовления кондитерских и кулинарных изделий, содержат жира не менее 82%. 

Столовые (высшего  или 1-го сорта) — молочный, Новый, Эра, сливочный, сливочный Новый;

марочные (на сорта  их не делят) — бутербродные Экстра, Особый, Славянский и столовые Российский, Любительский.

Маргарины для  промышленной переработки

Содержат не менее 82 % жира, могут вырабатываться без добавления красителей, молока, соли и сахара. 

 

 

Маргарины кондитерский молочный, кондитерский сливочный, кондитерский безмолочный (высшего или 1-го сорта), кондитерский для слоеного теста (на сорта не делят), жидкий для хлебопекарной  промышленности (на сорта не делят).

Маргарины с вкусовыми добавками

Содержание жира в этих маргаринах не менее 62 %, используют их для приготовления бутербродов, а также для изготовления кондитерских изделий

Маргарины шоколадный молочный, шоколадный сливочный, шоколадный Новый. На сорта их не делят.

Диетические и  низкокалорийные маргарины

Предназначены для профилактического и лечебного  питания, употребляются как бутербродные и для приготовления пищи.

Маргарины Солнышко, Здоровье, содержащие жира 82%, и низкокалорийный  маргарин 60%-ной жирности. Эти маргарины отличаются повышенным содержанием биологически активной незаменимой линолевой кислоты и витамина А.

Информация о работе Маргарин