Организация торгово-технологического процесса магазина «Продукты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине «Продукты»,изучить технологию формирования ассортимента, и предложить рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в магазине.

Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:

•определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
•провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина « Продукты»;
•разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина «Продукты».

Содержание

1.Введение

2.Глава 1 Теоретические основы товародвижения торгово-технологического процесса в розничном магазине.

1.1 Торгово технологический процесс в розничном магазине…………………………………………………………………………...5

1.2 Организация и технология операций по поступлению и приёмке товаров в магазине……………………………………………………………………….....8

3.Глава 2. Организация торгово-технологического процесса магазина «Продукты»

2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Продукты»………...16

2.2 Технология формирования ассортимента в магазине…………………….18

2.3 Технологические процессы в магазине……………………………………23

2.4 Пути совершенствования торгово-технологического процесса магазина ……………………………………………………………………………………27

4.Заключение………………………………………………………………….....29

5.Список литературы……………………………………………………………31

6.Приложения……………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая новая.docx

— 187.23 Кб (Скачать файл)

      Ассортимент товаров - это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразный спрос и удовлетворяющий индивидуальные потребности потребителя.

      Структурой  ассортимента товаров называют состав товарных групп, входящих в товарно-групповой  ассортимент торгового предприятия  и количественное соотношение между  ними.

      Формирование  структуры ассортимента товаров  заключается в своевременном  пополнении и обновлении ассортимента в зависимости от потребностей населения.

      Рациональной  структурой ассортимента товаров называется такая структура, которая максимально  приближена к спросу потребителей. Рациональная структура ассортимента товаров характеризуется такими показателями, как широта ассортимента, полнота, степень обновления и экономичность ассортимента.

      Широта  ассортимента - количество предлагаемых групп (подгрупп) товаров. Глубина определяется общим количеством ассортиментных позиций в группе или подгруппе  товаров. Глубоким ассортимент считается  в том случае, если фирма предлагает много разновидностей товара. Обычно глубокий ассортимент предлагают крупные  или специализированные магазины. Полнота  означает соответствие фактического наличия  товаров в торговом зале ассортиментному  перечню.

      Основным  принципом формирования ассортимента товаров народного потребления  является наиболее полное удовлетворение потребностей населения.

      Регулирование ассортиментом достигается посредством  установления определенных требований, предъявляемых к рациональному  ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических  и технологических документов.

      Перечень  видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды».

      Широта  и глубина ассортимента в исследуемом  магазине выбираются с учетом предпочтения потребителей.

      Формирование  ассортимента - это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими  целями предприятия и его ассортиментной политикой. Ассортиментная политика - общие принципы, которых торговая фирма собирается придерживаться в  области формирования ассортимента. Задачи ассортиментной политики:

      - установление реальных и предполагаемых  потребностей в определенных  товарах;

      - определение основных показателей  ассортимента (широты, глубины, насыщенности, гармоничности);

      - принятие решений относительно  включения в ассортимент новых  товаров и исключения их него  убыточных или не пользующихся  спросом товаров;

      - оптимизация структуры ассортимента.

      Процесс формирования ассортимента товаров  в исследуемом магазине включает три этапа.

      1. Установление группового ассортимента  товаров. Групповой ассортимент  соответствует профилю, специализации  и типу магазина и разрабатывается  на основе маркетинговых исследований  рынка.

      2. Определение структуры группового  ассортимента, т.е. количественных  соотношений отдельных групп  товаров (долей товарных групп  в общем товарообороте магазина). Структура ассортимента определяется  на основе анализа объема и  структуры товарооборота за прошлый  период, состояния спроса и конъюнктуры  торговли и т.д.

      3. Определение внутригруппового (развернутого) ассортимента, т.е. подбор конкретных  разновидностей товаров в рамках  каждой группы. Этот этап требует  хорошего знания покупательского  спроса и ассортимента товаров,  предлагаемого промышленностью  и предприятиями оптовой торговли.

      В магазине представлены товары основного  ассортимента, это – необходимые  товары требующиеся буквально всем, а потому и пользующиеся постоянным устойчивым спросом. Товары основного  ассортимента являются как бы унифицированными; если они и изменяются, то чрезвычайно  медленно.

      Существенным  фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель почти всегда определяет для себя предельную цену в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним  из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.

      В основном товар приобретается на базе самостоятельно так как там  ассортимент гораздо шире и цена значительно ниже, а также в  магазине имеются стабильные источники  товароснабжения, например Кока-кола, Пиво (из нескольких фирм) и т.д.

      Торговое  предприятие старается заключать  прямые договорные отношения. Примерами  могут служить: хлебозавод; пивзавод; молокозавод «ОАО Аньково» Ильинского района, «ЗАО Атрус».Таблица 2.

      Управление  ассортиментом товаров предусматривает  соблюдение установленной для магазина товарной специализации, обеспечение  достаточной полноты ассортимента в пределах товарных групп, определенных обязательным ассортиментным перечнем товаров, его устойчивости. В магазине создаются такие условия, которые  обеспечивают бесперебойную торговлю при необходимых объемах товарных запасов. Это достигается путем  повседневного управления товарными  запасами. Оно нацелено на предупреждение отклонение товарных запасов от установленных  нормативов.

      Таким образом, определение и использование  в процессе анализа товарного  ассортимента показателей, характеризующих  его полноту и устойчивость, позволяют  не только оценить, но и сопоставить  ассортимент одного магазина с ассортиментом  другого магазина, обслуживающего один и тот же целевой рынок.

      Разработка  магазином ассортиментного перечня  товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей  целевого рынка и созданию устойчивого  ассортимента. 
 
 

      ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАГАЗИНЕ 

      Значительная  часть товаров завозится в  магазин «Продукты» с оптовых  предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые  другие продовольственные товары повседневного  спроса, поступают в магазин непосредственно  с производственных предприятий — с мясокомбинатом и хлебозаводов ЗАО «Атрус» Ярославской области.

      Производственные  предприятия располагают широким  ассортиментом и конкурентными  ценами.

      Товары  сложного ассортимента (импортные товары, товары, произведенные в других городах  и т. д.) завозят в магазины со складов  оптовых торговых баз. В магазин  товары также поступают с заготовительных  предприятий, от личных подсобных и  фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

      Основанием  для завоза товаров в магазин  служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают  наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор магазина, затем  ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

      Товары  доставляюся в магазин централизованным способом.

      Наиболее  эффективный метод доставки товаров  в розничные торговые предприятия  — централизованный завоз, при котором  доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий  в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов  товарами, не отрывает работников розничных  торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров  эффективнее используется рабочая  сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

      При централизованной доставке завоз товаров  в магазины может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком  и покупателем, поставщик заключает  договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

      Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей  по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих  в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.

      В практике магазина «Продукты» расчеты с поставщиками производятся наличными деньгами по факту или в кредит.

      Для осуществления расчетов наличными  деньгами в магазине имеется касса, она ведется по установленной  форме.

      Прием наличных денег от покупателей при  осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением  контрольно-кассовых машин. Кассиры заполняют кассовую книгу и отчитываются перед бухгалтером магазина.

      Поступление денег в кассу и выдачу из кассы  оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах цифрами  и прописью. Приходные ордера подписывает  главный бухгалтер, а расходные  — руководитель организации и  главный бухгалтер. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным  кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись  руководителя организации, подпись  руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.

      Приходные кассовые ордера и квитанции к  ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы заполняются четко и ясно чернилами или шариковыми ручками. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производиться только в день их составления.

      Приходные и расходные кассовые ордена до передачи в кассу учитываются бухгалтерией в журнале регистрации приходных  и расходных кассовых документов.

      Расчеты с поставщиками в кредит закрепляются оформлением договора. Договор розничной  купли продажи в кредит составляется в двух экземплярах и подписывается  сторонами. В договоре указывается  предмет договора (срок оплаты, количество товара и ассортимент, процент за просрочку платежа), цена товара, обязанности  сторон, ответственность сторон, порядок  разрешения споров, срок действия договора.

      Транспортные  средства, доставившие товары в магазин, без задержки приняты и разгружены. Разгрузку осуществляют с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль, или ручного водила.

      Поступившие в магазин товары доставляют в  зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться  лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию  подлежат только доброкачественные  товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

      Приемка товаров по количеству и качеству в магазине «Продукты» осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».(Таблица 4). Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

      По  результатам окончания приемки  товаров составляется акт. После  приемки товары доставляют в помещения  для хранения. Процесс хранения товаров  в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально  ответственные лица.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса магазина «Продукты»