Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:27, курсовая работа
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ…………………………………………….5
1.1. Основные понятия……………………………………………………………..5
1.2. Классификация ассортимента товаров……………………………………….6
1.3. Свойства ассортимента………………………………………………………10
1.4. Управление ассортиментом………………………………………………….19
1.5. Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров……………………………………………………………...25
1.6. Современные методы управления ассортиментом в торговле на основе категорийного менеджмента……………………………………………………..26
1.6.1. Предпосылки формирования системы категорийного менеджмента…..26
1.6.2. Категорийный менеджмент: принципы, организация, методы
управления ……………………………………………………………………….29
1.6.3. Этапы внедрения категорийного менеджмента: реорганизация
структуры управления…………………………………………………………….30
Глава 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА МАГАЗИНА «МАГНИТ»…………...34
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………..34
2.2 Анализ ассортимента товаров супермаркета «Магнит»…………………...41
2.2.1.Анализ свойств и показателей ассортимента товаров……………………41
2.2.2. Анализ степени удовлетворения спроса на реализуемые товары………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
1.3. СВОЙСТВА АССОРТИМЕНТА
Свойства ассортимента - специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Показатель ассортимента - количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, видов и наименований товаров.
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных аптеках.
Полнота ассортимента (П) - характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту определяют или по нормативным документам, или как максимальное количество товаров группы на рынке.
Глубина ассортимента (Гл) - характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров).
Степень использования ассортимента - показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени.
Новизна (обновление) ассортимента (Н) - способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.
Структура ассортимента (С) - характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может существенно отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении.
Устойчивость (У) - определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.
Гармоничность (Г) - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.
Таблица 2
Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Наименование свойства |
Показатели |
Расчёт показателей |
Широта действительная Широта базовая |
Показатели широты (Ш): действительный (Шд) базовый (Шб) Коэффициент широты ( Кш) |
Шд=д Шб=б Кш=Шд/Шб*100,% |
Полнота (П) действительная базовая |
Показатель полноты (П) действительный (Пд) базовый (Пб) Коэффициент полноты (Кп) |
Пд=д однородной группы товаров Пб=б однородной группы товаров Кп=Пд/ Пб*100,% |
Устойчивость (У) |
Показатель устойчивости (У) Коэффициент устойчивости (Ку) |
У=у Ку=У/Шб*100,% |
Новизна (Н) |
Показатель новизны Степень (коэффициент) обновления (Кн) |
Н=н Кн=Н/Шд*100,% |
Структура (С) |
Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) |
Сi=Аi/Si |
Ассортиментный минимум (перечень) (Ам) |
Показатель ассортиментного минимума (Ам) |
Ам=м |
Рациональность (Р) |
Коэффициент рациональности Кр |
Кр=Кш*вш+Кп*вп+Ку*ву+Кн*вн/4 |
Гармоничность (Г) |
- |
- |
Расшифровка условных обозначений:
д - количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;
б - базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;
Аi - количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;
Si - суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении;
м - минимально допустимое количество товаров, определяющее торговый профиль организации;
у - количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;
н - количество новых видов и наименований товаров;
вш, вп, ву, вн - коэффициенты весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.
Коэффициент широты - выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.
Общая широта - совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.
Ассортиментная единица - это условно принятые за единицу наименования, торговая марка или товарный артикул, используемые для измерения показателей ассортимента путём подсчёта. Товар определённого вида может иметь разные наименования.
Торговая марка - это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определённое предприятием - изготовителем или торговой организацией. Торговая марка является частью ассортиментного или фирменного товарного знака.
Торговая марка,
получившая известность и престижность
благодаря технологиям
Групповая широта
- набор однородных товаров, объединенных
общностью признаков и
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы. На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счёт увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм. Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная. Каково же отношение потребителя к широте ассортимента? С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может, служит единственным показателем рациональности ассортимента.
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризует количество видов, разновидностей и наименований товаров одной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товара.
Коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.
Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ас сортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Повышенная полнота ассортимента может служить од ним из средств, стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и / или поставщика.
Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.
Глубина - количество торговых марок товаров одного вида, и / или их модификаций и / или их модификаций товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций - одна из них.
Действительная глубина (Клд) - количество торговых марок и / или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.
Базовая глубина (Глб) - количество торговых марок и / или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.
В условиях насыщенного
рынка широкий ассортимент
Зачастую различия между торговыми марками, производственными различными изготовителями, несущественны и обусловлены в основном рецептурным составом, упаковкой и маркировкой. Это объясняется тем, что возможности разработки принципиально новых видов и наименований товаров ограничены из-за отсутствия или недостаточности нетрадиционного сырья и / или технологий. Поэтому для формирования спроса и стимулирования продаж организации - производители вынуждены затрачивать больше средств, в том числе на рекламу и брэндинг (метод создания престижности и известности торговой марки).
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Ш), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Ш ).
Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.