Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:40, дипломная работа
Целью работы является разработка ассортимента сухих зерно-молочных смесей для питания детей раннего возраста.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1Исследовать свойства различных пищевых компонентов для создания продуктов детского питания.
2 Изучить влияние технологических факторов на качественные характеристики готового продукта .
3Разработать ассортимент сухих зерно-молочных смесей для питания детей первого года жизни.
4Изучить изменение основных питательных веществ в готовом продукте.
5Провести товароведную оценку качества сухих смесей для детского питания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Обзор литературы…………………………………………………………6
1.Питание и основные питательные вещества……………………………..6
2.Состояние рынка детского питания……………………………………14
3.Классификация и ассортимент детского питания………………….....17
4.Спрос на рынке детского питания…………………………………..…28
5.Перспективы развития рынка детского питания…………………..…29
6.Основные выводы……………………………………………………..….30
2.Характеристика объектов и методов исследования…………………...32
1.Характеристика ООО «Контехпрогресс»……………………………...32
2.Описание объектов и методов исследования………………………....36
3.Обоснование выбора компонентов……………………………………..37
4.Выбор способа сушки…………………………………………………..40
3.Практическая часть……………………………………………………...43
1.Возрастные особенности питания детей и требования к детскому питанию…………………………………………………………………….……43
2.Технологическая схема производства и рецептуры сухих смесей для питания детей…………………………………………………………….……..49
3.Исследование качества сырья и готового продукта………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………63
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….………..67
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Оценка потребительских свойств и качества сухих смесей для питания детей раннего возраста
специальности
товароведения и экспертизы товаров
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………63
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Гармоничное развитие ребенка возможно только при правильной организации рационального питания с первых дней жизни, так как это один из наиболее важных и эффективных факторов в системе профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья детей. Полноценное сбалансированное питание – одно из условий нормального развития ребенка, устойчивости к неблагоприятным факторам воздействия внешней среды и инфекциям.
Правильная организация питания предусматривает поступление в организм пищевых веществ не только в достаточных количествах, но и определенного качественного состава, соответствующего адаптационным возможностям желудочно-кишечного тракта ребенка и уровню его обменных процессов. В связи с этим для каждого возраста характерна особая формула питания, которая определяется особенностями обмена веществ, адаптации к пище по мере физиологического и биохимического созревания, роста и развития ребенка.
Оптимальный способ питания детей первого года жизни – вскармливание женским молоком, которое служит не только источником всех необходимых пищевых веществ, энергии, биологически активных соединений и защитных факторов, но и обеспечивает психоэмоциональный контакт ребенка, способствующий адекватному психическому развитию младенцев. Поэтому поддержка полноценного грудного вскармливания – одна из важнейших задач не только медицинских работников и специалистов в области детского питания, но и всего общества в целом.
Несмотря на большие усилия в этом направлении, значительная часть женщин, начав кормить новорожденного ребенка грудью, в силу различных причин, преимущественно психоэмоционального, а также бытового характера, в 3-4 месяца (а иногда и раньше) прекращает грудное вскармливание. В этих случаях чрезвычайно важно организовать оптимальное искусственное вскармливание, которое, хотя и не может заменить материнское молоко, но способно обеспечить правильный рост и развитие ребенка. Не вызывает сомнений, что единственным научно-обоснованным современным подходом к организации искусственного вскармливания является использование специализированных продуктов детского питания промышленного производства, сухих и жидких молочных смесей, которые в настоящее время делят на три группы:
- стартовые смеси (заменители женского молока), предназначенные для питания детей с рождения до 6 мес., обозначаемые за рубежом как infant formula;
- последующие смеси, предназначенные для питания детей с 6 мес. До 1 года, а при необходимости и более старших детей (follow up formula);
- смеси, рекомендуемые детям с 0 до 12 мес[17,c.19].
Решение задачи обеспечения детей высококачественными, биологически полноценными, в том числе лечебными и лечебно-профилактическими продуктами питания, является одним из приоритетных направлений в решении социальных проблем на государственном уровне.
Расширение ассортимента и аппаратурного оформления производства, создание сбалансированных по составу продуктов для детского питания невозможны без углубленного изучения способов выращивания экологически чистого сырья, свойств различных пищевых компонентов и современных методов создания максимально благоприятных условий, способствующих сохранению питательной ценности готовой продукции.
Целью работы является разработка ассортимента сухих зерно-молочных смесей для питания детей раннего возраста.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1Исследовать свойства различных пищевых компонентов для создания продуктов детского питания.
2 Изучить влияние технологических факторов на качественные характеристики готового продукта .
3Разработать ассортимент сухих зерно-молочных смесей для питания детей первого года жизни.
4Изучить изменение основных питательных веществ в готовом продукте.
5Провести товароведную оценку качества сухих смесей для детского питания.
Объектом изучения является собственное производство ООО фирмы «Контехпрогресс».
В работе использованы методы контроля органолептических, физико-химических показателей качества, а также показателей безопасности.
В
структуру работы входят следующие разделы:
литературный обзор, в котором рассмотрены
вопросы, касающиеся состояния и тенденций
развития рынка продуктов детского питания
в России, медико-биологические требования
к продуктам детского питания, емкость
производства детского питания в России.
В главе материалы и методы исследования
приведена характеристика научно-производственного
предприятия ООО «Контехпрогресс», торгово-производственная
и организационно-штатная его структура,
методы отбора проб и подготовка их к анализу,
методы определения органолептических
и физико-химических показателей. В практической
части даны подбор сырья, выбор технологических
параметров и технологическая схема производства
сухих смесей на зерно-молочной основе,
операторная модель технологической системы
производства сухих смесей, расчет рецептур,
изменение основных питательных веществ
в сырье и готовом продукте, физико-химические
показатели сухих смесей на зерно-молочной
основе, проведена сравнительная товароведная
оценка сухих смесей для детского питания
разных производителей.
1 Обзор литературы
Из всех многочисленных условий внешней среды, обеспечивающих жизнедеятельность организма, особое значение придается питанию. Объясняется это тем, что жизнедеятельность организма постоянно сочетается с большим расходом энергии, затрата которой восстанавливается за счет веществ, поступающих пищей.
Чем
моложе организм, тем интенсивнее
протекают в нем обменные процессы,
дифференцировка отдельных
Пища для организма не только источник энергии, но прежде всего пластический материал, который расходуется на построение клеток организмов и систем; она служит также источником тепла, способствует повышению устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям внешних и внутренних факторов, улучшает его работоспособность[14,c.35].
Для того чтобы обеспечить правильное развитие ребенка в различных возрастных периоды, пища не только в количественном, но и в качественном отношении должна строго отвечать физиологическим потребностям детского организма. Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ; белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды – в оптимальных соотношениях, обеспечивающих правильное разностороннее развитие детей[19,c.18].
Белки. Особое значение в питании детей имеют белки. Объясняется это тем, что без белков не может быть осуществлено воспроизводство остальных структурных элементов органов и тканей и они не могут быть заменены другими пищевыми веществами, тогда как сами белки могут быть использованы в энергетических целях вместо углеводов и жиров.
Белки содержаться во всех тканях и жидкостях организма, являясь их главной составной частью. Они состоят из разнообразных аминокислот, определяющих их биологическое значение. Некоторые из аминокислот образуются в самом организме. Они называются заменимыми аминокислотами. Другие же поступают в организм только с пищей[29,c.42]. Эти аминокислоты носят название незаменимых аминокислот. Для физиологической полноценной жизнедеятельности организма необходимо наличие в пище всех незаменимых аминокислот. Недостаточное содержание в пище хотя бы одной незаменимой аминокислоты ведет к снижению биологической ценности белков и может являться причиной белковой недостаточности, даже при условии достаточной количественного содержания белка в рационе[23,c.36]. Незаменимые аминокислоты содержатся в основном в продуктах животного происхождения: в молоке, твороге, мясе, рыбе, яйцах.
Однако неправильно было бы думать, что организм ребенка может обойтись без белков растительного происхождения, содержащихся в хлебе, крупах и овощах, в состав которых в основном входят заменимые аминокислоты. Белки животных продуктов в сочетании растительного происхождения обеспечивает организм ребенка веществами, необходимые для его роста и развития.
В питании детей первого года жизни белки животного происхождения должны составлять 75% по отношению к общему количеству белков суточного рациона, а в питании детей от 2 до 7 лет – 65%[19,c/24].
Белки в питании детей нельзя заменить никакими другими веществами.
Жиры. Жиры необходимы детям не только как источник энергии. Они входят в состав клеточных мембран, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. жиры помогают организму сохранить тепло, способствует всасыванию жирорастворимых витаминов А, Д, Е, К, оберегают белок от сгорания. Жиры содержатся во много их пищевых продуктах животного и растительного происхождения. Биологическая ценность жиров различна и определяется наличием в них фосфатидов, жирорастворимых витаминов и главных образом составом образующих их жирных кислот.
Для растущего организма важны так называемые незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, которые почти не образуются в организме и обязательно должны вводиться с пищей[28,c.12]. В продуктах животного происхождения содержание их невелико. Они содержаться в основном растительных жирах (подсолнечном, хлопковом, оливковом, кукурузном). Поэтому растительные жиры должны обязательно включаться в рационы детского питания.
Источником полиненасыщенных жирных кислот является также рыбий жир, который находит применение в диетике ребенка в раннем возрасте[30,c.31].
Наличие растительных жиров в рационе ребенка должно составлять примерно 15% от общего количества содержащегося в нем жира. Остальные 85% суточного количества жира следует восполнять за счет жира животного происхождения, содержащегося в сливочном масле, молоке, молочных продуктах, яйцах и др.
Углеводы. Одним из основных источником энергии является углеводы. Они способствуют утилизации организмом белков и жиров. Углеводы входят в состав клеток и тканей; промежуточные продукты их превращений в организме играют важную роль в синтезе жизненно необходимых, биологически активных веществ.