Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:40, дипломная работа
Целью работы является разработка ассортимента сухих зерно-молочных смесей для питания детей раннего возраста.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1Исследовать свойства различных пищевых компонентов для создания продуктов детского питания.
2 Изучить влияние технологических факторов на качественные характеристики готового продукта .
3Разработать ассортимент сухих зерно-молочных смесей для питания детей первого года жизни.
4Изучить изменение основных питательных веществ в готовом продукте.
5Провести товароведную оценку качества сухих смесей для детского питания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Обзор литературы…………………………………………………………6
1.Питание и основные питательные вещества……………………………..6
2.Состояние рынка детского питания……………………………………14
3.Классификация и ассортимент детского питания………………….....17
4.Спрос на рынке детского питания…………………………………..…28
5.Перспективы развития рынка детского питания…………………..…29
6.Основные выводы……………………………………………………..….30
2.Характеристика объектов и методов исследования…………………...32
1.Характеристика ООО «Контехпрогресс»……………………………...32
2.Описание объектов и методов исследования………………………....36
3.Обоснование выбора компонентов……………………………………..37
4.Выбор способа сушки…………………………………………………..40
3.Практическая часть……………………………………………………...43
1.Возрастные особенности питания детей и требования к детскому питанию…………………………………………………………………….……43
2.Технологическая схема производства и рецептуры сухих смесей для питания детей…………………………………………………………….……..49
3.Исследование качества сырья и готового продукта………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………63
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….………..67
Исходя из рекомендованной российскими педиатрами физиологически необходимой нормы потребления, ребенок первого года жизни должен выпивать около одного литра молока в день - в первую очередь, материнского. Однако многие российские женщины испытывают те или иные проблемы со здоровьем, и, несмотря на необходимость и растущую популярность грудного вскармливания, около 50% матерей вынуждены использовать адаптированные молочные смеси для смешанного или искусственного вскармливания.
Как правило, такие смеси продаются в сухой форме - чтобы приготовить малышу еду, необходимо отмерить определенное количество смеси и развести ее водой до нужного объема порции. Однако это не всегда удобно, поэтому все большим спросом пользуются готовые к употреблению молочные и кисломолочные смеси в порционной упаковке. Готовые смеси защищают от ошибочных дозировок при кормлении и облегчают процесс приготовления: маме остается только открыть упаковку, перелить смесь в бутылочку и подогреть до нужной температуры. Такие продукты востребованы потребителем - например, на московском рынке, где широко представлены готовые к употреблению адаптированные смеси марки "Агуша", готовую формулу используют 32% мам. Тем не менее, число производителей готовых смесей сегодня довольно невелико.
Давать ребенку цельномолочные продукты рекомендуется с 8 месяцев, и в дальнейшем их роль в рационе питания малыша только возрастает. По данным исследования TGI Baby 2005, проведенного компанией КОМКОН, почти 100% матерей используют молоко и кисломолочные продукты для питания детей в возрасте 1-3 лет.
За первые семь месяцев 2005 года рост производства молочных продуктов на российских предприятиях составил 27% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Однако предложение все еще заметно отстает от спроса: совокупный объем рынка молочного питания для детей до 3 лет составляет сегодня 300 млн. литров в год, что удовлетворяет только 30% существующей потребности. Еще больше дефицит детских кисломолочных продуктов - суммарная потребность удовлетворена лишь на 2%.
В молочном сегменте лидирующие позиции занимает торговая марка "Агуша" (производитель - компания "Вимм-Билль-Данн"). Ассортимент "Агуши" очень широк: адаптированные молочные и кисломолочные смеси, рекомендованные к употреблению с рождения; молоко витаминизированное и с добавлением лактулозы - пребиотика, способствующего профилактике дисбактериоза; традиционный кефир и кисломолочные продукты с добавлением бифидобактерий: сливки и йогурт. Кроме того, под маркой "Агуша" производится сок и фруктовые пюре.
Другой крупный производитель детского молочного питания -компания "Юнимилк" (торговая марка "Тема"), имеющая производственные мощности для детского питания в Санкт-Петербурге (завод "Петмол"), Волгограде и Новосибирске, специализируется на молочном сегменте (адаптированная молочная смесь; продукт кисломолочный, обогащенный, с бифидокультурами, йодом и натуральным фруктовым наполнителем; витаминизированное и обогащенное молоко; кефир). Недавно ассортиментный ряд марки "Тема" был расширен, обновлен дизайн.
Отдельную нишу в сегменте детских молочных продуктов занимает продукция молочных кухонь и предприятий, производящих питание с ограниченным сроком хранения. Небольшие цехи обычно расположены в приспособленных для изготовления детских продуктов помещениях или в отдельно построенных зданиях. Оборудование маленьких отечественных кухонек — газовые плиты, кастрюли, ведра. Выпускают такие "молокозаводики" основные продукты детского питания с коротким сроком хранения (1,5-3 суток): кефир, творог, молоко. Производство продуктов на молочных кухнях носит пока скорее социальный, нежели рыночный характер.
Сегмент детских соков
Значимым на данном рынке является и сегмент детских соков. Введение соков в рацион питания ребенка обеспечивает его новыми пищевыми веществами, в которых он нуждается - глюкозой, фруктозой, различными кислотами, витаминами, железом и кальцием.
В 2006 году объем российского рынка детских соков составил около 60 млн. литров. При этом рынок активно растет - по сравнению с 2003 годом его объем увеличился на 27%. Однако, несмотря на бурное развитие рынка, сегодня он способен удовлетворить только 16% оценочной потребности в детских соках[34,c.18]. Неудивительно, что родителям зачастую приходится давать малышу в качестве прикорма "взрослые" продукты.
Лидером сокового сегмента является брэнд "Фруто-Няня", принадлежащий компании "Лебедянский". Более 50% матерей, опрошенных в рамках исследования TGI Baby 2005, назвали эту марку "самой часто покупаемой". Кроме соков, в ассортимент "Фруто-Няни" входят также фруктовые пюре.
Осенью 2005 года в сегменте детских соков появился еще один крупный игрок - компания "Мултон", предложившая покупателям продукцию под брендом "Ясли-Сад".
В сегменте детских соков активно развивается агропромышленная корпорация "Придонье" (Волгоградская область), все производственные мощности которой сертифицированы для производства детского питания. Марочный портфель компании включает хорошо известные "детские" брэнды "Сады Придонья" и "Мой". Кроме того, в ноябре 2004 года компания выпустила на рынок еще одну марку - "Спеленок", и уже сегодня узнаваемость этого брэнда среди мам, покупающих детские соки, составляет 18%.
Рост рынка детского, питания в России заставляет производителей соков выходить в новую для себя нишу. Как стало известно РБК daily, вслед за "Вимм-Билль-Данн" и "Лебедянским" выпуском продукции для детей начал заниматься "Нидан". Детское питание производитель будет развивать под уже раскрученным соковым брендом "Моя семья". Однако аналитики считают, что с учетом специфики рынка детского питания для удачного продвижения новой продукции "Нидану" было бы правильнее придумать новый бренд, как это сделано у конкурентов.
Соки и нектары для детей от трех месяцев "Моя семья" в упаковке 0,2 л уже поступили в продажу . В следующем году компания будет выпускать и другие разновидности детского питания, намереваясь к ноябрю 2007 года занять 5% российского рынка (по данным аналитиков, это 4-4,7 млн т в объемном выражении). "Наш выход на рынок детского питания связан с жесткой конкуренцией: появляются новые узкие сегменты, что требует от нас выпуска продуктов для разных возрастов и категорий покупателей.
ОАО
"Нидан Соки", входящее в группу компаний
"Нидан", является четвертым по величине
российским производителем соков и соковой
продукции (17,8% рынка, по данным "Бизнес
Аналитики"). Основными брендами компании
являются "Моя семья", "Чемпион",
"Да!", Caprice, холодный чай Caprice Tea. Оборот
группы компаний в 2007 году составил 211,8
млн долл.
Согласно исследованию, проведенному агентством "Бизнес-Рейтинг", общие затраты на ребенка составляют 3-5 тыс. руб. в месяц (этот диапазон указало около 70% опрошенных), причем расходы на продукты детского питания составляют около 40% всех расходов. По данным аналитической информации о потребительских предпочтениях детей и родителей, и по исследованиям компании КОМКОН, при выборе детского питания мамы ориентируются:
• на состав продуктов питания, в частности, на отсутствие консервантов, красителей и других искусственных добавок - 83%,
• предпочтениями ребенка - 72%,
• 51,7% мам отметили, что в продуктах детского питания важно отсутствие генно-модифицированных ингредиентов.
По результатам исследования, проведенного компанией «Бизнес Рейтинг», наиболее популярным местом покупки продуктов детского питания оказались супермаркеты и гипермаркеты, которые указала в качестве предпочтительных почти половина всех опрошенных (49%).
Оценивая источники информации, используемые при выборе продуктов детского питания, можно заключить, что наибольшим доверием пользуются отзывы и советы друзей и родственников. Этот источник информации используют 59% всех потребителей продуктов детского питания. Этот источник информации называли чаще, чем рекомендации врача, которые учитывают при выборе продуктов детского питания 53% интервьюируемых.
По
результатам опроса, наиболее часто встречающейся
претензией по большинству производителей
детского питания оказалась непереносимость
и аллергические реакции у ребенка на
компоненты продуктов детского питания,
плохой вкус и негерметичность упаковки.
В настоящее время рынок детского питания продолжает расти.
Одна из главных причин этого роста - социально-демографические изменения последних лет, рост рождаемости и увеличение целевой аудитории. Меняется культура потребления - если раньше женщина считала, что лучше нее самой еду для ребенка не приготовит никто, то теперь она все больше доверяет производителю. Меняется также и стиль жизни: растет женская занятость, а значит, и потребность в готовом детском питании -высококачественном, разнообразном, удобном и безопасном. Другой важный фактор - общий рост покупательной способности населения. Это значит, что родители могут позволить себе потратить больше средств на заботу о своем любимом ребенке.
По мнению экспертов компании «Тетра Пак», логика дальнейшего развития отечественного рынка детских продуктов будет подчинена современным глобальным тенденциям[39,c.13].
В первую очередь, это касается развития сегмента готовых к употреблению продуктов в порционной упаковке - адаптированных молочных смесей и жидких каш. Сейчас детские каши в России - это "сухая формула": порошок, который надо разводить водой или молоком. Такой способ приготовления ограничивает возможность мобильных городских мам по использованию продукта. Готовой же кашей можно без особых проблем кормить ребенка даже во время прогулки в парке или в автомобиле по дороге к бабушке.
Другая
интересная категория, пока не представленная
в России, -жидкие витаминизированные
смеси из злаков на молочносоковой основе,
значительно обогащающие рацион питания
ребенка.
• Потребители предъявляют все более жесткие требования к продуктам детского питания: они желают приобретать высококачественный, разнообразный, удобный и безопасный товар. Поэтому цена уже давно перестала быть решающим фактором выбора. Основными критериями выбора детского питания теперь являются состав, неаллергенность, обогащенность продукта витаминами и минеральными веществами.
•
Эксперты считают, что на рынке будут появляться
более дорогие марки, станет важным качество
не только продукта, но и упаковки. Продолжится
развитие сегментов и вывод новых позиций
в категориях детского питания.
2 Характеристика объектов и методов исследования
2.1
Характеристика
ООО фирмы «Контехпрогресс»
Общество
с ограниченной ответственностью фирма
«Контехпрогресс» организовано в 1993 году
ведущими специалистами Научно-
ООО «Контехпрогресс» аккредитовано Министерством промышленности, науки и технологий РФ как научно-производственная организация (свидетельство об аккредитации № 5512 от 20.12.03).