Процессы, происходящие в товарах при хранении, влияние на качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 15:37, лекция

Краткое описание

На сохраняемость пищевых продуктов влияют их химический состав и интенсивность протекающих в них процессов: физических, биохимических и микробиологических. В зависимости от этих факторов пищевые продукты можно разделить на три группы:
1. скоропортящиеся продукты, содержание большое количество воды: плоды, овощи, мясо, молоко и др. В них активно протекают биохимические и химические процессы.
2. продукты с низким содержанием воды: зерно, мука, крупы, сухари, сахар, растительное масло и др. Для этой группы типичны физические, физико-химические и химические процессы.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на вопросы к экзамену.docx

— 221.78 Кб (Скачать файл)

Товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках  товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Предметом товароведения является потребительская стоимость товаров, т.е. способность товара удовлетворять потребности.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара.

Задачи:

  • чёткое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительскую стоимость;
  • установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;
  • систематизация множества товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования;
  • изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики организации;
  • управление ассортиментом организации;
  • определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товара;
  • оценка качества товара, в том числе отечественных и импортных;
  • выявление градаций качества  и дефектов товара, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
  • определение количественных характеристик единичных экземпляров и товарных партий; 
  • определение качества и количества товара на разных этапах их технологического цикла путём учёта формирующих и регулирующих сохраняющих факторов;
  • установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению
  • информационное обеспечение всех участников товародвижения от изготовителя до потребителя
  • товароведная характеристика конкретных товаров.

 

Принципы товароведения

1. Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесением товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

2. Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товара.

3. Совместимость – определяется пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Так использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьёзные нарушения обмена веществ.

4. Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. Например, взаимозаменяемость кефира и простокваши.

5. Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определённой последовательности однородных, взаимозаменяемых товаров, услуг, процессов

 

 
Этапы становления товароведения как научной дисциплины

Товароведение — это наука о товарах.

Товар — это продукт материальной деятельности, созданный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создаютпотребительскую стоимость в товаре.

Товароведение как наука и учебная дисциплина изучаетпотребительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах». Есть многоопределений товароведения. К примеру, К. Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».

Потребительские стоимости товаров являются предметом товароведения. Благодаря потребительской стоимости продукция становится товаром, так как удовлетворяет конкретные потребности человека. 

Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «всяких земель» товаров, в которой подробно рассказывалось о привозных товарах из других стран, а также о товарах, которые экспортировались в то время из России (пенька, меха, воск, мед, зерно и др). Первый период развития товароведения с середины XVI до XVIII в. называют товароведно-описательным.

С XVIII по XIX в. товароведение развивается в тесной связи с химией, физикой, биологией и другими науками. С развитием промышленности и торговли, совершенствованием естественнонаучных знаний оно приобрело характер наукой дисциплины.

Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому второй этап называют товароведно-технологическим.

Особая заслуга в становлении отечественного товароведения принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сделана попытка дать классификацию товаров.

В развитие товароведения большой вклад внесли П.П. Петров (1850-1928) и Я.Я. Никитинский (1854-1924), Ф.В. Церевитинов (1874—1947). Они уточнили задачи товароведения, показали его связь с технологией производства, с сельскохозяйственными и экономическими науками. П.П. Петровым, Я.Я. Никитинским, Ф.В. Церевитиновым в 1906—1908 гг. был издан учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов в двух томах. Позднее этот учебник был переработан и значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник служил основой для подготовки многих поколений товароведов.

В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов».

В 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения не утратили своей актуальности на современном этапе развития товароведения.

В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения — прогнозируется создание товаров с учетом изменяющихся потребностей.

Третий этап развития товароведения называется товароведно-формирующим. Перед товароведением встают новые задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами и др.

Товароведение как научная дисциплина связано с такими науками, как химия, физика, микробиология. Определение качества продовольственных товаров, условий их хранения основано на химических, микробиологических и физических процессах.

Знание химии позволяет понять причины порчи пищевых продуктов.

Для успешной коммерческой деятельности нужны товароведческие знания в комплексе с маркетингом, менеджментом, бухгалтерским учетом в торговле. 
 
Качество товаров.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества

 

Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, п. 3.1.1).

Качество товара – совокупность потребительских свойств товара (ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»). 

Свойство – объективная особенность продукции (товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации).

Потребительское свойство товара – свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей. Например, пищевая ценность продовольственных товаров, эстетические свойства непродовольственных товаров и др.

Потребительский показатель качества товара – количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.

Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции, определяющих ее качество.

 На формирование потребительских  свойств товаров оказывают влияние сырье и материалы, применяемые для их изготовления, процессы производства, конструктивные особенности и др.

Номенклатура потребительских свойств и показателей – совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. К потребительским свойствам относят социальные, функциональные, надежности в потреблении, эргономические, эстетические, экологические, безопасности.

1) Социальные свойства определяются системой общественных ценностей и характеризуются показателями, определяющими общественную потребность (социальный адрес и потребительский класс изделий) и возможность реализации товаров (оценивается по соответствию товара оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному износу и конкурентоспособности).

2) Функциональные свойства предметов потребления характеризуют соответствие изделий своему назначению. Функциональные свойства могут быть выражены через совершенство выполнения основной функции, совершенство выполнения вспомогательных операций и универсальность.

Совершенство выполнения основной функции характеризует  степень удовлетворения конкретной потребности при использовании товара потребителем по назначению. Для разных товаров характеризуется разными показателями (температура морозильной камеры холодильника, пылеочистительная способность пылесоса, отстирываемость белья для стиральной машины, тонкость помола и производительность для кофемолки, пищевая ценность продовольственных товаров и т.д.).

Совершенство выполнения вспомогательной функции – время, затраченное на подготовку товара к работе и к хранению после выполнения основной функции (фотоаппарат).

Универсальность применения характеризует возможность выполнения товаром дополнительных функций, полезных для потребителя. Для пылесоса универсальность связана с возможностью мыть пол и ковры, распылять жидкость.

3) Надежность – свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров, поэтому зачастую речь идет об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенном отрезком времени, в течение которого свойства товара изменяются незначительно, что позволяет использовать его в соответствии с назначением.

Надежность, как комплексный показатель, включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Показатель безотказности характеризует способность изделия сохранять работоспособность в течение заданного, ограниченного промежутка времени, без вынужденных перерывов (до первого отказа). Наиболее распространенными являются характеристики «средняя наработка на отказ» и «вероятность безотказной работы».

Показатели долговечности характеризуют способность изделия или материала сохранять в течение длительного времени (с возможными перерывами на ремонт) потребительские свойства до наступления физического износа или другого предельного состояния (например, одежда выходит из моды или перестает соответствовать размерам человека). Наиболее распространенными показателями долговечности являются срок службы и ресурс.

Понятие «срок службы» имеет разное толкование: а) в стандартах на сложно-технические товары; б) в Законе РФ «О защите прав потребителей»:

а) срок службы – календарная продолжительность эксплуатации товаров (измеряемая главным образом в годах), в течение которой они выполняют свои основные функции.

б) срок службы – период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Ресурс – предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах, например, количество циклов открывания и закрывания двери холодильника.

Показатели ремонтопригодности характеризуют приспособленность изделия к поддержанию или восстановлению состояния, в котором оно способно выполнять требуемую функцию, путем проведения технического обслуживания и ремонта. По этим показателям товары подразделяются на ремонтопригодные (большинство бытовой техники (автомобили, телевизоры, холодильники и др.) и ремонтонепригодные (электрические лампы, батарейки, одноразовые авторучки).

Показатели сохраняемости характеризуют способность товара сохранять потребительские свойства в течение и после срока хранения и (или) транспортирования. Эти показатели по применяемости являются наиболее универсальными и единственными из показателей надежности, которые используются для продовольственных товаров. Так, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 нормируются следующие показатели сохраняемости:

а) срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе;

б) срок годности – период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.

Информация о работе Процессы, происходящие в товарах при хранении, влияние на качество