Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:21, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является управление товарными запасами.
Для раскрытия темы работы была поставлена цель – проанализировать управление товарными запасами в розничной торговой сети и определить роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- выявить сущность и назначение товарных запасов;
- определить факторы, влияющие на состояние товарных запасов;
- определить направления совершенствования управления запасами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………5
1.1 Понятие и виды товарных запасов…………………………………….. 5
1.2 Показатели, используемые при анализе, учёте и планировании товарных запасов……………………………………………………………………………11
1.3 Показатели товарного ассортимента…………………………………...14
2 НОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ……..19
2.1 Нормирование товарных запасов………………………………………19
2.2 Управление товарными запасами……………………………………....23
3 РОЛЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И БЕСПЕРЕБОЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ………………………………………………………………...31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….38
Образование товарных запасов должно соответствовать нуждам развития народного хозяйства. Если товарные запасы превышают общественно необходимый уровень, то в них отвлекается больше, чем нужно оборотных средств, что наносит существенный ущерб в деле расширенного воспроизводства, недостаток запасов влечет за собой отрицательные последствия в производстве, торговле и потреблении. [14]
Рациональное
образование товарных запасов и
их регулирование — важнейшее
условие для обеспечения
Важное значение в рыночной экономике имеют вопросы, связанные с регулированием товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях.
Основное назначение товарных запасов в оптовом предприятии – обслуживать потребности в товарах своих покупателей, а в розничных торговых предприятиях необходимо обеспечивать устойчивое предложение товаров с учётом покупательского спроса. Причём предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия.
Следовательно, ассортимент товаров как в оптовом предприятии, так и в магазине определённого типа является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.
В соответствии с ассортиментными перечнями оптовой базы, магазина должны образовываться и товарные запасы идентичные по своей структуре. Их необходимо возобновлять путем регулируемого завоза товаров.
Товарные запасы в оптовых предприятиях и в магазинах должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу как оптовым покупателям, так и населению. [4]
В ходе реализации товарные запасы расходуются и взамен выбывающих должны завозиться новые, соразмерные по своей структуре и количеству необходимому ассортименту. В противном случае нарушается устойчивость сформированного ассортимента и создаются неблагоприятные условия, следствием которых будет являться недополучение прибыли предприятием, ухудшение обслуживания оптовых покупателей и населения.
Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Обычно, чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. На размеры запасов влияют число поставщиков, их надёжность и отдалённость, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, надёжность поставок и т.д.
От руководителей и менеджеров требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объёма продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовое состояние потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами и учитывать политику в области цен.
С учётом указанных факторов в деле управления товарными запасами каждый руководитель торговой организации должен знать ответы на такие вопросы: сколько и каких запасов должно быть в наличии и каков их оптимальный размер, как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы.
Необходимо также учитывать следующие положения:
- на большинстве крупных и средних предприятий имеется доступная информация, которая может быть использована при контроле товарно-материальных запасов;
- на каждом предприятии
целесообразно проводить
- в результате ранжирования по стоимости отдельных видов запасов среди них необходимо выделять конкретные группы (до 5), контроль за состоянием которых имеет первоочерёдное значение в деле управления оборотными средствами предприятия;
- для наиболее значимых
и дорогостоящих запасов
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Определяют степень выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству продуктов, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т.п.; выявляют случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и устанавливают их причины. Нарушения в выполнении договоров поставки товаров могут быть по вине поставщиков (из-за несвоевременного заключения договоров, согласования спецификаций; нарушения договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству поставляемых продуктов, срокам отгрузки и другим условиям их поставки) или по вине предприятий питания (несвоевременное заключение договоров и предоставление разнарядок и заявок поставщикам; отказ от заказанных товаров; нарушение действующего порядка расчётов и др.). В первом случае необходимо проверить, приняло ли предприятие все необходимые меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению снабжения товарами.
Несвоевременная поставка товаров по дням, а по некоторым из них и по часам отрицательно сказывается на развитии товарооборота. Для оценки равномерности и ритмичности завоза товаров по каждому поставщику следует изучить соблюдение сроков поступления товаров (в ассортиментном разрезе), определить коэффициенты вариации и равномерности.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Товарные запасы играют важную роль в обеспечении устойчивости торгового ассортимента, так как устойчивость ассортимента определяется количеством видов и наименований товара, пользующихся устойчивым спросом, и она обусловлена постоянным наличием определённого числа товарных запасов на предприятии.
По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.
Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.
Важный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность рационального использования товарных запасов. Анализ использования товарных ресурсов на предприятии обычно начинают с изучения товарооборота.
Анализ поступления товаров проводят по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота, определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных источников поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров на льготных условиях, что помогает разнообразить ассортимент и снизить закупочную цену на товары.
Стратегии управления товарными запасами требуют постоянных усовершенствований, которые связаны с изменениями происходящими во внешней среде.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо чётко налаженная система управления ими.
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учёт и контроль, а также регулирование.
Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.
Разработанные
для оптовых предприятий
Оперативный учёт и контроль за состоянием товарных запасов ведётся на основании действующих форм учёта и отчётности. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.
Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определённом уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.
В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.
Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными запасами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): Учеб.-метод. Пособие. - М.: Дашков и К, 2003. - 132с.
2. Брагин, Л.А. Организация коммерческой деятельности: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 176с.
3. Брагин, Л.А. Данько, Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 560с.
4. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: Учебник для вузов. - Мн.: Высш. шк., 2002. - 460с.
5. Грачев [Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление]: учебное пособие / А.В. Грачев. - М.: Экономика, 2007.
6. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов / Дашков, Л.П., Памбухчиянц, В.К. - М.: Дашков и К, 2005. - 700с.
7. Иванов, Г.Г. Экономика торговли: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 144с.
8. Кент, Т. Розничная торговля: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 719с.
9. Наговицина Л. П. Как управлять товарными запасами. – М.: Экономика, 2005. – 111с.
10. Ньюмен, Э. Розничная торговля: организация и управление. - СПб: Питер, 2005. - 416с.
11. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 2006. – 456 с.
12. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2006. - 504с.
13. Сафронов, Н.А. Экономика предприятия. Учебник. - М.: Юрист, 1998.
14. Чечевицына, Л.Н. Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник – М.: Дашков и К°, 2010.
15. Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В.
– М.: Филин, 2006. – 356 с.
16. Экономика торгового предприятия / Под
ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2005. – 256
с.
17. Ермолаев, А.А. Управление товарными запасами [Электронный ресурс]: статья /А.А. Ермолаев: http://www.znaytovar.ru/.
18. Кожина А.А. Мероприятия по нормализации товарных запасов [Электронный ресурс]: статья /А.А. Кожина: http://www.znaytovar.ru/.
19. Козлов А.В. Показатели
20. Тимофеева, Н.О. Классификация товарных запасов [Электронный ресурс]: статья / Н.О. Тимофеева: http://tovaroved.ucoz.ru/.
21. Трофимов, О.Е. Роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента [Электронный ресурс]: статья / О.Е. Трофимов: http://tovaroved.ucoz.ru/.
21. Козлов А.В. Показатели
Информация о работе Роль товарных запасов в обеспечении устойчивости товарного ассортимента