Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является получение навыков в работе с нормативными документами, устанавливающие требования к качеству творога, а также рассмотрение ассортимента творога.
К задачам курсовой работы относится:
ознакомиться с состоянием вопроса в области формирования ассортимента и экспертизы качества творога;
дать характеристику объектов исследования, проанализировать классификацию и ассортимент творога;
изучить особенности экспертизы качества;
Введение...................................................................................................................3
1.Свойства и пищевая ценность творога............................................................5
2.Классификация и ассортимент продукта по ОКП и НД...................................8
3.Новые виды творога...........................................................................................11
4.Ассортимент продукта на рынке города Мичуринска.................................14
4.1. Предложение продукта (видовой ассортимент, производители)
4.2. Спрос на продукт
4.3.Показатели ассортимента (широта, глубина, полнота, новизна, рациональность)
5.Качество продукта различных производителей..............................................25
5.1. Нормативная база по данному продукту
5.2. Внешнее оформление
5.3. Полнота информации
5.4. Органолептические показатели
5.5. Физико-химические показатели
5.6. Показатели безопасности
6.Сертификация продукции..................................................................................34
6.1. Порядок, методы проведения, документальное оформление
7.Фальсификация..................................................................................................41
Заключение........................................................................................................43
Список используемой литературы
Приложение
Сейчас ассортимент растет как в сторону появления новых разновидностей творога, так и в сторону появления новых марок. Например, на потребительском рынке встречается следующая творожная продукция:
• обычный творог различной жирности;
• мягкий творог;
• мягкий творог с различными ягодами, фруктами и сухофруктами (вишня, клубника, клюква, черника, земляника, малина, слива, ананас, изюм, курага, чернослив);
• творожная масса с изюмом, курагой;
• десертные творожки с вареньем, желе или джемом и пр.[7]
Группа творога и творожных изделий относится к классу 920000 – продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности, подкласс 922000 – продукция молочной и маслосыродельной промышленности.
Классификацию творога и творожных изделий по ОКП можно представить в виде таблицы 3.
Таблица 3 – Классификация творога и творожных изделий по ОКП
Признак классификации |
Вид творога и творожных изделий |
По виду изделий |
-сырки творожные -сырковая масса -сырковые изделия -зернёный творог |
По содержанию жира |
- жирные - нежирные -9 % творог -18% творог |
По способу упаковывыния |
- фасованные -нефасованные |
Стандартная
классификация осуществляется
Таблица
4 - Стандартная классификация
Признак классификации |
Вид творога или творожного изделия |
В зависимости от молочного сырья |
-из натурального молока -из нормализованного молока -из восстановленного молока -из рекомбинированного молока - из их смесей |
Продукт в зависимости от молочного сырья(кроме «из натурального молока») подразделяется в зависимости от МДЖ |
-обезжиренный -нежирный -классический -жирный |
3.Новые виды творога
В последние годы формирование ассортимента творога и включение в его состав новых наименований ведется по нескольким базовым направлениям:
- снижение калорийности за счет
уменьшения доли жира и
- создание творожных продуктов
с различными вкусовыми
- расширение производства
увеличение выпуска творога с повышенным содержанием биологически и физиологически активных веществ;
- широкое применение новаций в области расфасовки и упаковки творога;
- постоянное обновление
На многих предприятиях молочной промышленности целенаправленно осуществляется система мер по стабилизации и структурной перестройке производства, которая направлена на увеличение выработки творога из единицы сырья, снижение их себестоимости и повышение качества. Почти все предприятия теперь соблюдают один из основных принципов рынка: не продавать то, что произведено, а производить то, что можно продать. [10]
Основным остается вопрос улучшения качества выпускаемого творога.
В последние несколько лет в России широкую популярность получил зернёный творог, который также называют зернистым или литовским. В европейских странах такой творог называется cottage cheese, что в переводе означает деревенский, или коттеджный, сыр. Зернёный творог популярен среди худеющих и спортсменов, поскольку содержит большое количество белка и гораздо меньший процент жирности, чем обычный творог. Жирность зернёного творога составляет обычно около 5%, тогда как жирность творога обычного - 10-18%. Кроме того, срок хранения зерненого творога значительно больше благодаря его свойствам. Продукт любят за его нежный, чуть солоноватый, сливочный вкус.
В Мичуринске зерненый творог представлен в основном марками «Простоквашино», «Домик в деревне», «Весёлый молочник».
Творог — продукт нежный, требующий к своей упаковке тщательного и бережного отношения. В современных условиях развитие упаковки и потребительской расфасовки творога приобретает особую актуальность и непосредственно влияет на процесс сохранения качества и потребительских свойств данного продукта.
Для грамотного выбора и использования упаковочных материалов и тары учитываться природа фасуемого продукта, его консистенция и физическое состояние, масса, технология обработки, условия и сроки хранения и реализации. Упаковочные средства для творога должны обладать высокой механической прочностью, стойкостью к старению, жесткостью или эластичностью, способностью к сварке, необходимой для формирования герметичных соединений. Естественно, что эстетическое оформление упаковки должно привлекать покупателя и соответствовать требованиям ГОСТ.
Для предотвращения порчи творога, упаковочные материалы должны обладать барьерностью, т.е. газо-, паро-, водо-, ароматонепроницаемостью. Они должны быть влагопрочными и жиростойкими. Материалы должны обладать эксплуатационной надежностью, не расслаиваться, не деформироваться.
На сегодняшний день
разработан и освоен промышленный выпуск
значительного ассортимента упаковочных материалов,
укупорочных средств и
Основной тенденцией является создание упаковочных материалов, обладающих улучшенным прогнозируемым комплексом санитарно-гигиенических свойств и повышенным уровнем барьерности, позволяющим увеличить сроки хранения расфасованных продуктов. Будущее при этом принадлежит комбинированным и многослойным материалам, технология производства которых предусматривает использование гигиенически «чистых» полимеров и компонентов, современных технологических приемов. Перспективным направлением на сегодняшний день является создание материалов с антимикробными добавками, которые предназначены для расфасовки и увеличенного срока хранения в нем творога. Разработанный материал является хорошей альтернативой кашированной фольге и металлизированным бумагам, будучи в три раза дешевле.[13]
Безусловно,
новые направления в
4.Ассортимент
продукта на рынке города
Развитие рынка творога обычно следует за "молочными" тенденциями. Поэтому если отмечается большой "урожай" молока, то можно заметить рост рынка и расширение ассортимента творога. Творожная продукция традиционно делится на обычный, развесной, и фасованный нежирный, крестьянский, полужирный и жирный творог, сладкие творожные массы с сухофруктами, мягкий творог с фруктовыми и ягодными добавками, глазированные сырки и т.д. У каждого из творожных "направлений" есть свои верные поклонники. Хотя можно отметить, что сладкие творожные массы из-за более благоприятных вкусовых качеств все таки пользуются большей популярностью, чем традиционный творог.
Творог на рынке города Мичуринска
представлен широким
1.Творог «Простоквашино» 2%
2.Творог «Простоквашино» 5%
3.Творог «Простоквашино» 9%
4.Творог «Простоквашино» обезжиренный
5.Творог Чаплыгинмолоко 9%
6.Творог Чаплыгинмолоко 2%
7.Творог «Вкуснотеево» 5%
8.Творог «Вкуснотеево» 9%
9.Творог «Вкуснотеево»
10.Творог «Летний день» 9%
11.Творог «Летний день»1,8%
12.Творог «Домик в деревне» 9%
13.Творог «Домик в деревне» 2%
14.Творог «Домик в деревне» 5%
15.Творог «Домик в деревне» обезжиренный
16.Творог Мичуринский обезжиренный
17.Творог Мичуринский 9%
18.Творог Мичуринский 18%
19.Творог Никольский 9%
20.Творог Никольский 18%
21.Творог «Савушкин Хуторок» 1%
22.Творог «Савушкин Хуторок» 7%
23.Творог «Сваля» Литовский обезжиренный
24.Творог «Президент» рассыпчатый 2%
25.Творог «Президент» рассыпчатый 9%
26.Творог Крестьянский 18%
27.Творог Домашний 18%
4.1. Предложение продукта (видовой ассортимент, производители)
На рынках традиционных молочных продуктов основными конкурентами являются российские производители, такие как «Юнимилк», а также более мелкие компании, работающие на региональном уровне. На рынке обогащенных молочных продуктов основным из игроков является компания «Данон». На рынке йогуртов и десертов, а также в некоторой степени на рынке детских молочных продуктов конкурируют зарубежные фирмы, например, «Данон», «Кампина» и «Эрман», указанные фирмы продолжают осуществлять инвестиции в свою хозяйственную деятельность в России.
Компания «Юнимилк» - ведущий производитель молочной продукции и детского питания в России, Украине, Беларуси и Казахстане. В ассортиментный портфель компании «Юнимилк» входят национальные бренды: «Простоквашино», «Био Баланс», «Летний День», «ПЕТМОЛ», «Актуаль», «Для всей семьи», «Смешарики», «Disney», «ТЁМА».
«Вимм-Билль-Данн» - отечественный игрок рынка. Входят такие торговые марки как «Чудо», «Домик в Деревне», «БиоМакс», «Имунеле», «Веселый Молочник», «Кубанская буренка», «Обнинское молоко», «Агуша».
Молочное объединение «
Развитие рынка творога обычно
следует за "молочными" тенденциями.
Поэтому если отмечается большой "урожай"
молока, то можно заметить рост рынка
и расширение ассортимента творога.
Творожная продукция
Из-за "скоропортящихся" особенностей
(срок хранения обычного, фасованного,
творога составляет 36 часов) сегмент
обычного творога практически
полностью занят местными
4.2 Спрос на продукт
Одним из крупнейших сегментов российского рынка молочной промышленности является творог. В ходе наших исследований было опрошено 50 потребителей. Делая опрос среди покупателей города Мичуринска можно сделать следующие вывод: Мичуринский потребитель слабо информирован о свойствах творога и затрудняется сделать осознанный выбор при покупке.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что большинство потребителей кисломолочной продукции составляют женщины 68%, и лишь всего 32% мужчины.
Далее, проанализируем отношение респондентов к качеству продукции. На первом этапе представляло интерес выяснить предпочтения потребителей в области молочной промышленности. По результатам опроса самым популярным молочным продуктом является молоко, затем по популярности следуют кисломолочные напитки, сметана и творог.(рис.1)
Рис.1 Предпочтения потребителей
Для анализа причины покупки творога, я первоначально выяснила, с какой частотой респонденты покупают творог.(рис.2)
Рис.2 Частота покупки творога
Срок хранения творога, как и любой другой продукции для всех респондентов играет самую важную роль в приобретении товара. И при анализе данных на этот вопрос все 100% предпочли творог с ограниченным сроком хранения.