Современный рынок творога. Проблемы расширения ассортимента и оценки качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является получение навыков в работе с нормативными документами, устанавливающие требования к качеству творога, а также рассмотрение ассортимента творога.
К задачам курсовой работы относится:
ознакомиться с состоянием вопроса в области формирования ассортимента и экспертизы качества творога;
дать характеристику объектов исследования, проанализировать классификацию и ассортимент творога;
изучить особенности экспертизы качества;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Свойства и пищевая ценность творога............................................................5
2.Классификация и ассортимент продукта по ОКП и НД...................................8
3.Новые виды творога...........................................................................................11
4.Ассортимент продукта на рынке города Мичуринска.................................14
4.1. Предложение продукта (видовой ассортимент, производители)
4.2. Спрос на продукт
4.3.Показатели ассортимента (широта, глубина, полнота, новизна, рациональность)
5.Качество продукта различных производителей..............................................25
5.1. Нормативная база по данному продукту
5.2. Внешнее оформление
5.3. Полнота информации
5.4. Органолептические показатели
5.5. Физико-химические показатели
5.6. Показатели безопасности
6.Сертификация продукции..................................................................................34
6.1. Порядок, методы проведения, документальное оформление
7.Фальсификация..................................................................................................41
Заключение........................................................................................................43
Список используемой литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая творог.docx

— 1,010.29 Кб (Скачать файл)

Жирность творога также занимает не последнее место при выборе творога. Я рассмотрела жирность и в процентном соотношении и  в буквенном. Большинство респондентов предпочитают нежирный творог(50%),жирный творог предпочитают 16%,  а для 2% не имеет значения. (рис.3)

Рис.3 По жирности творога

В ходе исследования было выявлено, что 35  % респондентов предпочитают покупать творог без добавок и 65% опрошенных покупают творог с различными добавками.

Средняя стоимость творога за 200г, в большинстве случаев, составляет от  25 руб. до 40руб.

 По  результатам опроса, наибольшим  спросом пользуется творог весом  200г, 500г,1000г.

Рис.4  Масса нетто

Наибольшим  спросом у потребителей пользуются торговые марки «Простоквашино» 25% и «Вкуснотеево» 25%. Основным критерием выбора этих марок послужила реклама и местное производство продукции. Оставшиеся торговые марки разделили процентное соотношение по индивидуальным особенностям респондентов.(рис.5)

Рис.5 По торговой марке

При покупке  творога, покупатели в основном руководствуются ценой (28 %), сроком хранения(26%) и жирность(22 %).(рис.6)

Рис.6 Факторы, влияющие на выбор творога

В ходе исследования рынка города Мичуринска можно сделать  следующие выводы: Рынок творога очень разнообразен, так как представлен различными производителями с разной массовой долей жирности. Большинство потребителей все -таки предпочитают творог с различными добавками, чем простой. По массе творог представлен большим ассортиментом от 200 до 1000г, что очень удобно в потребление. Наибольшим спросом у потребителей пользуются торговые марки «Простоквашино» и «Вкуснотеево». Основным критерием выбора этих марок послужила реклама и местное производство продукции.

 

4.3.Показатели  ассортимента (широта, глубина, полнота,  новизна, рациональность)     

Основной  целью формирования ассортимента товаров  является наиболее полное удовлетворение потребностей различных групп населения.

На рынке  г.Мичуринска ассортимент творога  представлен 30 наименованиями.

 При  формировании ассортимента необходимо  учитывать то, что люди с высоким  уровнем дохода не обращают  внимания на цену товара, но  при этом акцентируют внимание  на качестве и производителях  продукции. Это означает, что предприятие  должно стараться прикладывать  усилия в нескольких направлениях  – реклама, использование новых  технологий для повышения качества  выпускаемых изделий.       

Ассортимент товаров – это совокупность видов  и разновидностей товаров, объединенных по одному или нескольким признакам. Различают следующие свойства и показатели ассортимента: широта ассортимента, полнота ассортимента, устойчивость ассортимента, новизна и  рациональность ассортимента.[12]      

Широта  ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп, это свойство характеризуется показателями действительной широты, базовой широты, коэффициентом широты:     

-действительная  широта (Шд) – это фактическое количество товаров, имеющихся в наличии 30штук;     

- базовая широта (Шб) – это широта, принятая за основу для сравнения (35 шт.) – 35 наименований творога можно приобрести в торговых сетях г.Мичуринска;     

- коэффициент широты (Кш) – это отношение действительного количества видов и наименований товаров однородных групп к базовому.     

Кш = Шдбх100 %   

Кш = 30/35*100%=85,7%

Полнота ассортимента – это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Рассчитаем  коэффициент полноты  ассортимента творога.

Коэффициент полноты = полнота действительная/ полнота  базовая*100%

Класс: 920000 2 Продукция мясной, молочной, рыбной мукомольно-крупяной, комбикормовой  и микробиологической промышленности

Подкласс: 922000 8 Продукция молочной и маслосыродельной промышленности

Группа: 922200 Молоко (кроме сырого). продукты молочные и молочные составные, кроме масла из коровьего молока, пасты масляной, сыра, сырных продуктов и молочного жира

Подгруппа 922290 Творог

Вид 922291     Творог от 0,1% до 9,0% жирности

922292     Творог от 10,0% до 17,0% жирности

922293     Творог от 18,0% и более жирности

922294     Творог зерненый

922295     Творог для детского питания[4]      

- действительный показатель полноты  (Пд) – характеризуется фактическим количеством видов и наименований товаров однородной группы 5наименований.     

- базовый показатель полноты (Пб) – характеризуется регламентируемым или планируемым количеством товаров 5 наименований.     

- коэффициент полноты (Кп) – это отношение действительного показателя к базовому. Чем ближе этот показатель к 100 %, тем полнее ассортимент.

На рынке  г.Мичуринска представлены все виды творога, поэтому коэффициент полноты  будет равен 100%.

Кп = Пд/Пбх100 %  

Кп=5/5*100% =100%

Устойчивость  ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, особенностью которых является наличие устойчивого спроса на них. Показателями устойчивости являются:

- показатель устойчивости (У) это отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся спросом у потребителей (только 10 наименований пользуются спросом у потребителей). - коэффициент устойчивости – это  отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся спросом у потребителей (У) к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шб). Чем ближе этот показатель к 100 %, тем устойчивее ассортимент.[14]     

Ку = У/Шбх100 %      

Ку =10/30*100%= 33%     

Новизна ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Она характеризуется следующими показателями:     

- действительное  обновление – это количество  новых товаров в общем перечне  (Н) - за анализируемый период не  было завезено ни одного нового  наименования творога;     

- степень обновления (Кн) – это отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товара или действительной широте (Шд)

Во время  проведения наблюдений за ассортиментом  творога на рынке г.Мичуринска не появилось  новых наименований, таким образом новизна (Н) = 0.

Коэффициент новизны (Кн), равный отношению Н к Шф,

Кн= Н / Шф*100%

Кн=0 / 30*100%=0%

Рациональность  ассортимента – это способность товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности потребителей. Это свойство характеризуется коэффициентом рациональности (Кр) – это среднее взвешенное значение показателя рациональности с учётом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны помноженные на соответствующие коэффициенты весомости (Вп=0,2; Вш=0,3; Вн=0,2; Ву=0,3. В сумме эти коэффициенты равны 1).[12]     

Кр = (КпВпшВшнВнуВу)/4       

Кр=(100*0,2+85,7*0,3+0*0,2+33*0,3)/4=13,9%

 

Ассортимент творога  на рынке г.Мичуринска имеет  широкий (87,5%) и полный (100%) ассортимент, но ассортимент не особо устойчив, так как составляет всего 33% , так  же за время исследования рынка новых  наименований товара не появилось, таким  образом новизна равна 0,рациональность составляет 13,9%.

 

 

 

 

 

 

 

5.Качество творога различных производителей

В данное время  на рынке представлено множество  видов творога, которые изготавливаются  как крупными молокозаводами, так  и частными хозяйствами. Заводской  творог предлагается потребителю в  красочной упаковке, привлекающей внимание, в СМИ активно продвигается соответствующий бренд молочных продуктов.   

В настоящее  время значительно ужесточились российские законы в области стандартизации пищевых продуктов, что затруднило выход на рынок недоброкачественной и фальсифицированной продукции, поэтому производители маркируют свою продукцию с тем, чтобы потребители были уверены, что покупают качественный сертифицированный товар.

В качестве объектов исследования были выбраны  три образца творога  с массовой долей жирности 9%  разных производителей.

При испытании  образцов определялось соответствие образцов ГОСТ Р 52096-2003 «Творог. Технические условия», а также достоверность информации о пищевой ценности, указанной  на этикетке. С этой целью творог исследовался на:

    • органолептические показатели (внешний вид, консистенция, цвет, запах и вкус);
    • физико-химические показатели (массовые доли влаги, жира, белка, кислотность);
    • пищевую ценность (содержание жира, белка, углеводов);
    • калорийность;

Кроме того, проводилась оценка информации для  потребителя, нанесенной на этикетку, на соответствие Закону РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2003-1 и  ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

 

 

 

 

5.1 Нормативная база по данному  продукту

Требования  нормативных документов при приемке:

Правила приемки по ГОСТ 26809

Каждая партия выпускаемого продукта должна сопровождаться удостоверением качества и безопасности, в котором указывают:

- номер удостоверения и дату выдачи,

- наименование  и адрес предприятия-изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера,  наименование страны происхождения,  товарный знак производителя  (при наличии);

- наименование  продукта (с учетом массовой доли жира);

- номер партии;

- количество  единиц потребительской тары;

- данные  результатов анализов по показателям;

- условия  хранения продукта;

- обозначение  настоящего стандарта.

Органолептические исследования проводятся по ГОСТ Р 52096-2003 «Творог. Технические условия». При  органолептической оценке качества творога определяют показатели: внешний  вид, цвет творога, структуру, консистенцию, запах, вкус и аромат.

Содержание  токсичных элементов, микотоксинов, антибиотиков, пестицидов и радионуклидов  в продукте не должно превышать допустимых уровней, установленных СанПиН 2.3.2.1078. Микробиологические показатели продукта должны соответствовать требованиям  СанПиН 2.3.2.1078. Количество молочнокислых  микроорганизмов КОЕ в 1 г продукта в течение срока годности -- не >106. Фосфатаза в продукте не допускается.

При экспертизе качества творога из физико-химических показателей определяют массу нетто  продукта по ГОСТ 3622 «Творог. Отбор  проб и подготовка к анализу», содержание влаги в твороге по ГОСТ 3626 «Творог. Определение массовой доли влаги», содержание свободного жира в твороге  по ГОСТ 5867 «Творог. Определение массовой доли жира», кислотность по ГОСТу 3624-92 «Творог. Определение кислотности».

 

5.2. Внешнее оформление

Тара  и упаковочные материалы защищают товар от загрязнения, потерь массы, неблагоприятного влияния внешней  среды (механического повреждения, обсеменения микроорганизмами); должны быть привлекательными, прочными, гигиеничными. Тара не только предохраняет товар  от потерь и сохраняет его потребительскую  стоимость, но и создает удобства для обращения с товаром при  хранении, существенно влияет на условия  и сроки его хранения. Творог выпускают в торговую сеть весовым и фасованным, а диетический и для детского питания - только фасованным. У фасованного творога устанавливают ненарушенность упаковки. Края пергамента или целлофана должны быть наложены один на другой и полностью изолировать продукт от соприкосновения с воздухом. Поверхность обертки должна быть чистой, без налета плесени, не скользкой на ощупь. Творог должен упаковываться в потребительскую тару :брикеты из пергамента, брикеты из фольги, стаканчики из комбинированного материала для упаковки молочных продуктов вместимостью 500 г, стаканчики из полистирола вместимостью 400 г, пакеты из полиэтиленовой пленки вместимостью 250 г и 500 г.[1]

Все исследуемые  образцы имели целостную, без повреждений, красочную, привлекательную упаковку.( Приложенеие).

5.3 Полнота информации

Вначале был произведен внешний осмотр упаковки, её целостности, и заполнена таблица  по требованиям ГОСТ к маркировке товара.   Анализ  информации на маркировке проводится в соответствии с техническим регламентом «Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-Ф3. Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя»

Информация о работе Современный рынок творога. Проблемы расширения ассортимента и оценки качества продукции