Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат
В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.
Раздел №1. «Теоретические основы товароведения».
Введение
В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.
В настоящее время слово «товар» приобретает новое значение, так как расширяется круг изучаемых объектов, входит большее количество различных видов продукции, например средств транспорта, оборудования и средств производства, основные виды сырьевых продуктов и т.д. В современных экономических отношениях возрастает роль услуг, как особой группы благ, необходимых человеку. Услуги обладают рядом признаков, как и товары, поэтому в условиях товарного производства они становятся товаром и к ним предъявляются аналогичные требования: классификации, ассортимента, качества и т.д.
Товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Становление товара как предмета обмена обусловило необходимость его изучения и описания. Развитие и становление производства повлекло за собой увеличение ассортимента производимых товаров, необходимость совершенствования и глубокого изучения товароведения, которое можно разделить на три этапа: товароведно-описательный, товароведно-технологический, товароведно-формирующий.
Товароведно-описательный этап приходится на период с середины XVI до начала XVIII в. Совершенствование производства привело к расширению номенклатуры товаров, развитие торговых связей — к расширению области их распространения.
Задачи товароведения на этом этапе развития торговли сводились к составлению руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления товаров. На товароведно-описательном этапе товары, как правило, описывались в алфавитном порядке без систематизации.
Товароведно-технологический эт
Началом товароведно-формирующего этапа развития товароведения следует считать 30-е гг. XX в., когда произошло примерное разграничение объектов товароведения и материаловедения, и материаловедение выделилось в самостоятельную науку. Товароведение как самостоятельная дисциплина перестает детально изучать сырье, материалы и технологию производства товаров. Главным направлением в товароведении становится, дальнейшее раскрытие сущности потребительной стоимости, разработка методов количественной оценки отдельных потребительских свойств товаров и потребительной стоимости в целом, с целью оптимизации процессов управления качеством и ассортиментом товаров. На этом этапе в две самостоятельные дисциплины выделяются товароведение продовольственных и непродовольственных товаров.
Товароведение опирается на экономическую
теорию, рассматривающую различные
теории потребления, на философию, политологию,
социологию и др. Эти дисциплины
являются для товароведения
Цель данного учебного пособия - дать необходимые знания по специальности и развить у учащихся навыки самостоятельной работы. Этому способствует выбранная логика построения книги, ее структура. Они призваны помочь учащемуся уяснить основные положения, содержащиеся в учебном пособии, упростить восприятие материала, помочь закрепить его. Все главы, завершаются кратким перечнем вопросов, которые помогут учащемуся уяснить для себя, освоил ли он данную тему. В приложении приведены примеры практических заданий и тесты для закрепления и контроля знаний.
1.1 Предмет, цели, задачи товароведения. Товар как объект коммерческой деятельности.
Термин «Товароведение» происходит от двух слов – «товар» и «ведать» (изучать, знать), и в прямом понятии означает « знание о товаре». Товароведение - это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Товар является продуктом труда, предназначенного для обмена. Товароведение как научная дисциплина возникло и формировалось в процессе развития товарного производства. Любой товар обладает двумя экономическими свойствами: потребительной ценностью и стоимостью. Потребительная ценность - это конкретная полезность товара, характеризует потребительную стоимость данного товара. Например, потребительная стоимость хлеба состоит в том, что она удовлетворяет потребности людей в еде. Потребительная стоимость товаров создаётся конкретным трудом. В результате труда вещество природы: сырьё, материалы преобразуются в полезный товар для потребления, удовлетворяющий в нём потребность людей. Стоимость - это овеществлённый в товаре труд людей. Реальная оценка этого труда проявляется в обмене, когда данный товар обменивается на другие товары. В период обмена выясняется, насколько он необходим потребителям. Количественное соотношение, в котором совершается товарообмен, называется меновой стоимостью. С появлением денег меновая стоимость выступает в форме цены.
Товароведение
изучает преимущественно
Предметом товароведения
является изучение потребительных свойств
товаров удовлетворяющих
Целью товароведения является формирование необходимых знаний о теоретических основах товароведения, необходимых при коммерческой деятельности.
Товароведение располагает своими терминами присущими данной научной дисциплине. Основные из них: индивидуальная потребительная стоимость, совокупная общественная потребительная стоимость, потребительские свойства, качество, показатель качества, оценка качества, контроль и методы контроля качества, уровень качества, управление качеством, экспертиза качества, идентификация товаров, конкурентоспособность товара, сертификация товара, ассортимент товаров, формирование и развитие ассортимента, управление ассортиментом, информация о товаре, товарный знак, маркировка и другие.
Товароведение, как научная дисциплина, опирается на гуманитарные, социально-экономические, а также математические и естественные дисциплины; товароведение тесно связано с технологическими и специальными экономическими дисциплинами.
К основным задачам товароведения в действующих экономических условиях относятся:
Товары, как известно, обладают свойствами, благодаря которым они становятся полезными для человека. Полезность вещи определяется ее потребительной стоимостью. Каждый продукт труда обладает множеством свойств, однако его потребительную стоимость формируют лишь те из них, которые обусловливают полезность продукта труда.
Потребительная стоимость (потребительная ценность) товара показывает, насколько он благодаря своим свойствам удовлетворяет конкретные нужды человека.
По своей
природе потребительские
1) свойства,
удовлетворяющие материальные
2) свойства,
удовлетворяющие
3) свойства,
обеспечивающие удовлетворение
потребностей во времени (
Потребительная стоимость товаров раскрывается в их потреблении.
В условиях
рыночных отношений предпосылкой для
правильной оценки потребительной стоимости
товара является знание его рынка. Продавец
товара должен представлять, в какой
мере удовлетворяется общественная
потребность в той
Потенциальная потребительская ценность товара реализуется в процессе удовлетворения физических, социальных потребностей, а также материальных и нематериальных потребностей.
Товар может рассматриваться как конкретный продукт, расширенный и обобщенный.
Конкретный продукт - это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом модели.
Понятие расширенного продукта включает в себя не только его образ, но и обслуживание (покупка автомобиля, например, увязывается с гарантийным обслуживанием, возможностью возврата и др.).
Обобщенный продукт - это такой продукт, в котором потребительские свойства товара выражаются в полученном социально-экономическом эффекте.
Товар должен
быть доведен до степени коммерциализации.
Это означает освоение проектного выпуска
товара, достижение его проектной
себестоимости, завершение необходимых
испытаний и получение
Товары делятся
на потребительские (личного пользования)
и производственного
Потребительские товары (личного пользования) делятся на три группы:
Товары производственного назначения разбиваются на следующие категории:
Такое деление
основывается на различном отношении
покупателя к этим товарам, а также
на различных требованиях к
Спрос на товары производственного назначения формируется в тесной взаимосвязи со спросом на изделия личного потребления. Так, благоприятная конъюнктура на автоматы для плазменной сварки листов алюминия может возникнуть как отражение высокого спроса на алюминиевые прогулочные лодки, становящиеся по тем или иным причинам модным товаром.
Вопросы для самопроверки
1.2 Классификация и кодирование товаров
1.2.1 Значение и виды классификации товаров
Одной из важнейших задач товароведения является научная классификация товаров. Классификация - это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по наиболее общим для каждого уровня признакам. Без классификации невозможно развитие науки товароведения и торговой практики. Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления прейскурантов и каталогов, совершенствования системы стандартизации товаров. Размещение товаров на складах происходит также согласно классификации. Классификация требуется и при сертификации продукции.