Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа
Целью курсовой работы на тему «Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров» является анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) рассмотреть основные понятия качества товара и его свойства;
2) изучить общую характеристику факторов, формирующих и сохраняющих качество;
3) изучить аспекты качества, как фактора, определяющего конкурентоспособность товаров;
4) дать краткую характеристику предприятия;
5) выявить классификацию и определить характеристику ассортимента сырокопченой продукции;
6) оценить качество и конкурентоспособность товаров;
7) дать рекомендации предприятию по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товаров……………………………………………………………………………
1.1 Основные понятия качества товара и его свойства……………………...6
1.2 Система показателей качества товаров………………………………….9
1.3 Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров…………..16
1.4 Качество, как фактор определяющий конкурентоспособность товаров……………………………………………………………………..22
Глава II. Анализ ассортимента и оценка конкурентоспособности качества мясной продукции.
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Казанский мясокомбинат»………………………………………………………………27
2.2 Анализ и краткая характеристика ассортимента мясной продукции….......................................................................................................29
2.3 Оценка качества и конкурентоспособности мясной продукции……………………………………………………………………..31
Глава III.Разработка и рекомендации по обеспечению конкурентоспособности продукции и путям ее повышения………………37
Заключение…………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……
Выбор
технологических средств
3.
Экономическую. Если упаковка
не экономична для
4.
Экологическую. С
Маркировка – текстовое условное обозначение или рисунки, нанесенные на товар или упаковку, а также другие средства, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведение информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
В маркировке содержится информация о товаре, его изготовителе, способах ухода за ним, о таре, о грузоотправителе и грузополучателе и пр.
Маркировку наносят непосредственно на товар, на ярлыки, прикрепленные к товару, на тару непосредственно или с помощью бирок, этикеток и ярлыков. Способы и содержание маркировки устанавливаются стандартами и техническими условиями. Особую роль в маркировке играет товарный знак предприятия-изготовителя или фирменная марка.
Согласно действующему законодательству в соответствии со статьей I Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц /24 с. 105/.
Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем: это и различные орнаменты, символы, и изображения животных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов. Изобразительные товарные знаки могут включать в себя не только изображения предметов, но и слова в особой форме, иногда бывает трудно провести четкое разграничение между буквенными или словесными знаками и изобразительными знаками.В зависимости от места нанесения различают следующие маркировки: производственная и торговая /24 с. 78/.
Производственная маркировка - носители: этикетки, кальеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
Торговая маркировка предназначена для предоставления сведений о продавце и в меньшей степени информации о товаре. Благодаря идентифицирующей информации отдельные носители торговой маркировки служат основанием для предъявления претензий к продавцу в случае обнаружения дефектов товара.
Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, упаковка.
Способы осуществления маркировки: нанесение несмываемой краской, выжигание, выдавливание с помощью штампов, вдавливание цифр, букв.
Основные элементы маркировки:
В экономическом цикле «производство - транспортировка — потребление» материальный результат труда последовательно выступает в разных качествах: продукция — товар — груз — товар — предмет потребления. С момента приема к перевозке на станции (в порту) отправления и до момента выдачи на станции (в порту) назначения вся товарная продукция носит название «груз». На стадии транспортировки многие потребительские свойства, характеризующие продукцию как товар, оказываются несущественными, так как не влияют на процесс транспортировки. На первый план выступают те свойства товара, которые связаны с процессом транспортировки и составляют транспортную характеристику груза. В транспортную характеристику груза входят: физико-химические свойства, объемно-массовые показатели, тара, упаковка, режимы хранения, перегрузки и перевозки /38 с.79/.
Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.
Сохранность груза и безопасность его транспортировки обеспечиваются, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз считается транспортабельным, если он: находится в кондиционном состоянии; соответствует стандартам и условиям перевозки; имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты положенную маркировку; надежно защищен от воздействия внешних условий; не имеет признаков, свидетельствующих о его порче.
Значительная часть товаров из производства попадает непосредственно в продажу, а часть предварительно поступает на хранение в подсобные помещения розничных торговых предприятий и на склады оптовых баз. Не все товары одинаково способны сохранять свое качество в процессе хранения при нормальных условиях. Для каждой группы товаров с учетом их свойств разрабатываются инструкции по хранению.
Правильная
организация хранения товаров, сокращение
товарных потерь являются важнейшей
составляющей экономического благополучия
торгового предприятия /13 с.95/.
1.4
Качество, как фактор
определяющий
Качество
продукции относится к числу
важнейших критериев
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно–технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии /38 с. 123/.
Увеличение
производства высококачественных изделий
предприятиями, в конечном итоге, должно
привести к интенсификации экономики,
росту жизненного уровня населения,
повышению
Международная
организация по стандартизации (ИСО)
трактует качество как совокупность
свойств и характеристик
Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО/ 12 с.128/ .
Принцип
первый – ориентация на потребителя.
Стратегическая ориентация на потребителя,
соответствующим образом
Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним, руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Принцип четвертый – процессный и органично с ним связанный подход.
Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами, производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура /14 с. 256/.
В стандартах ИСО 9001 и QS–9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб /14 с. 83/.
Принцип шестой – постоянное улучшение.
Принцип седьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
Принцип восьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам /22 с. 28/.
Необходимо понимать, что современная концепция управления качеством – это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
Созданная в сороковые годы, международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции /28 с. 163/.
Тем самым, была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов. Реализовать эти требования можно было только при условии выполнения основополагающих постулатов, функционирования систем обеспечения качества продукции:
- цели
и задачи в области повышения,
обеспечения и улучшения
- достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;
- основным
критерием достижения целей в
области качества продукции