Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 23:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента розничной торговой организации и выявление путей ее совершенствования. Необходимо отметить, что важнейшими показателями оптимального ассортимента продукции являются состояние розничного товарооборота, прибыль, рентабельность и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях………………………………………....5
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничной торговой организации…………………..….…………………….….5
1.2 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации розничной торгов-ле..……………….….......……..11
2 Оценка состояния коммерческой деятельности по формированию торгового
ассортимента в объектах СООО «Арвитфуд» магазин «Престон» ........26
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организа-ции.26
2.2 Анализ коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров в организации…………………....…………….……………………….36
3 Совершенствование коммерческой работы по управлению ассортиментом в СООО «Арвитфуд» магазин «Престон»………………………..….…...54
3.1 Сильные и слабые стороны в коммерческой деятельности по управлению ассортиментом в организации…...……………………………..……………....54
3.2 Пути совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации…………..……….……..………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ..……………………………
По характеру предъявляемого спроса товары условно можно разделить на следующие группы: устойчивого спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса.
Формируя ассортимент товаров, коммерческий отдел учитывает такой фактор, как сезонность потребления и производства отдельных продуктов. Так, зимой увеличивается потребление жиров, мяса, круп, а летом и осенью больше продается молочных продуктов, сахара, безалкогольных напитков.
В торговой сети «Престон» реализуются мясные и рыбные полуфабрикаты, кондитерские изделия, выпечка и многие другие изделия собственного производства. Товароведы и технологи осуществляют контроль за ассортиментом данной продукции и вносят необходимые корректировки в ассортименте.
При внутреннем контроле в СООО «Арвитфуд» учитывается рентабельность ассортимента, которая является важным качественным показателем, оценивающим ассортимент торгового объекта. Под рентабельностью торгового ассортимента понимают такой ассортиментный набор, который обеспечивает получение хозяйствующим субъектом прибыли либо в целом по номенклатуре товаров, включенных в ассортимент торгового объекта, либо по каждому товару. Это требует определенного превышения доходов над затратами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.
В таблице 2.6 рассмотрим показатели рентабельности изучаемого предприятия за 2010-2012 г.г. на основании документов бухгалтерской отчетности (отчет по труду, отчет по о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс - приложение А,Б, ).
Таблица 2.6 - Показатели рентабельности объектов розничной торговли СООО Арвитфуд» за 2010-2013 г.г.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+,-) |
Темп роста (снижения), % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 от 2010 |
2012 от 2011 |
2012 к 2010 |
2012 к 2011 | |
1. Розничный товарооборот, млн р. |
87 173,00 |
133 661,00 |
221 284,00 |
134 111,00 |
87 623 |
253,84 |
165,56 |
2. Прибыль от реализации товаров млн р. |
3 518,00 |
4 096,00 |
4 680,00 |
1 162,00 |
584,00 |
133,03 |
114,26 |
3. Экономические (совокупные) ресурсы, млн р., всего, в т.ч. |
14 227,4 |
25 589,30 |
33 547,10 |
19 319,70 |
7 957,8 |
235,79 |
131,10 |
- стоимость основных средств, млн р. |
2 396,00 |
5 242,00 |
5 610,00 |
3 214,00 |
368,00 |
234,14 |
107,02 |
- стоимость оборотных средств, |
5 396,00 |
12 096,00 |
13 057,00 |
7 661,00 |
961,00 |
241,98 |
107,94 |
- фонд заработной платы, млн р. |
6 435,40 |
8 251,30 |
14 880,1 |
8 444,7 |
6 628,8 |
231,22 |
180,34 |
4. Доходы на реализацию товаров |
18 415,00 |
27 980,00 |
44 527,00 |
26 112,00 |
16 547,00 |
241,8 |
159,14 |
5. Расходы на реализацию товаров, |
14 897,00 |
23 884,00 |
39 847,00 |
24 950,00 |
15 963,00 |
267,48 |
166,84 |
6. Прибыль в % к: |
|||||||
- товарообороту |
4,04 |
3,06 |
2,11 |
-1,93 |
-0,95 |
52,23 |
68,95 |
- стоимости основных средств |
146,83 |
78,14 |
83,42 |
-63,41 |
5,28 |
56,8 |
106,76 |
- стоимости оборотных средств |
35,64 |
33,86 |
35,84 |
0,2 |
1,96 |
100,56 |
105,85 |
- фонду заработной платы |
54,67 |
49,64 |
31,45 |
-23,22 |
-18,19 |
57,52 |
63,36 |
7. Рентабельность расходов на реализацию % |
23,62 |
17,15 |
11,74 |
-11,88 |
-5,41 |
49,70 |
68,45 |
Из представленной таблицы видно, что, несмотря на то, что розничный товарооборот в СООО «Арвитфуд» увеличился на 65%, прибыль организации выросла только на 14%. Основной причиной этого можно назвать значительный рост расходов на реализацию товара (темп роста 166,84%), из которых основной статьей является оплата труда, аренда торговых площадей, отчисления в ФСЗН, эксплуатационные расходы. Рентабельность расходов на реализацию товаров составила: в 2010 году 23,62%, в 2011 году 17,15%, в 2012-м 11,74%, т.е. доля прибыли с каждой единицы затрат на реализацию товаров составила 23,62; 17,15 и 11,74% соответственно по годам. Рентабельность продаж составила по годам – 4,04; 3,06; 2,11% соответственно по годам, т.е. уровень прибыльности реализации продукции, товаров снизился в 2012 году по сравнению с 2011 году на 31,05% (100-68,95).
Таким образом,
прибыль в процентах к
Несмотря на
то, что в организации
Для повышения прибыли и рентабельности торговой сети «Престон" необходимо повышать производительность труда и культуру обслуживания покупателей, что приведет к увеличению оборачиваемости товаров. Проводить работу по снижению издержек обращения (рациональное использование расходных материалов, электроэнергии, снизить порчу товаров за счет контроля за сроками и поставками продукции, за счет эффективной рекламы и выкладки товаров продавцом).
Поэтому коммерческая служба организации СООО «Арвитфуд», обобщив информацию о факторах влияния на торговый ассортимент, должна осуществлять его формирование с учетом основных положений, имеющих неизменное значение и содержание, т. е. с учетом принципов построения торгового ассортимента, которые были описаны в первой главе.
Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке.
Проанализируем состояние ассортимента, продаж и запасов товаров по изучаемому предприятию СООО «Арвитфуд» за период с 2010 по 2012 годы и в дальнейшем выявим факторы, определяющие построение ассортимента товаров.
Анализ проведем, используя данные «Отчета о розничной торговле по форме 1-торг (розница)». Исходные данные для анализа сведем в таблицы 2.6 – 2.8 (приложение А,Б,В).
Таблица 2.6 – Укрупненная
структура розничного товарного
ассортимента
СООО «Арвитфуд» за 2009-2011 г.г.
Наименование товарных групп |
Продано в розницу, млн р. | ||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||||||
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва |
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва |
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва | |
Продовольственные товары |
75 058 |
54 277 |
20 781 |
120 785 |
87 509 |
33 3276 |
201 596 |
143 620 |
57 976 |
Непродовольственные товары |
12 041 |
4 068 |
7 973 |
12 802 |
2 757 |
10 045 |
19 660 |
4 242 |
15 418 |
ВСЕГО товаров |
87 099 |
58 345 |
28 754 |
133 587 |
90 266 |
43 321 |
221 256 |
147 862 |
73 394 |
Структура товаров, % | |||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||||||
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва |
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва |
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва | |
Продовольственные товары |
86,18 |
93,03 |
72,27 |
86,46 |
92,70 |
73,43 |
91,11 |
97,13 |
78,99 |
Непродовольственные товары |
13,82 |
6,97 |
27,73 |
13,54 |
7,30 |
26,57 |
8,89 |
2,87 |
21,01 |
ВСЕГО товаров |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Структура товаров, % | |||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||||||
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва |
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва |
всего |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва | |
Продовольственные товары |
100,00 |
72,31 |
27,69 |
100,00 |
72,46 |
27,54 |
100,00 |
71,24 |
28,76 |
Непродовольственные товары |
100,00 |
33,78 |
66,22 |
100,00 |
36,39 |
63,60 |
100,00 |
21,58 |
78,42 |
Из представленной таблицы 2.6 видно, что на протяжении 2010 и 2011 анализируемых лет общая структура продаваемых товаров сохраняется практически неизменной: продовольственные товары занимают 86,18 - 86,46% от общей структуры товаров, непродовольственные 13,82 - 13,54%, однако в 2012 году структура продовольственных товаров изменилась, их реализовано на сумму 201 596 р., что на 4,65% больше, чем в 2011году.
Такое же соотношение между товарами отечественного производства (продовольственные составляют от 93,03% - 97,13,0%, непродовольственные 6,97% - 2,87 %) и импортного (продовольственные товары 72,27% - 78,99%). Данные цифры свидетельствуют о повышении реализации товаров отечественного производства в 2012 году. В тоже время в структуре продовольственных товаров товары импортного производства составляют около 28%, в структуре непродовольственных товаров – более 78%. Следует отметить, что в 2012 году реализация непродовольственных товаров импортного производства увеличилась, что привело к изменению структуры на 14,81% (36,39% - 21,58%).
Таким образом,
структура товаров по принципу «продовольственные-
Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем и структура розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов.
Используя данные таблицы 2.1, рассчитаем влияние на розничный товарооборот факторов, связанных с товарным обеспечением, для расчетов применяем формулу товарного баланса показателей розничного товарооборота [2.1] (таблица 2.7).
Таблица 2.7 –
Расчет влияния изменения товарных
запасов на розничный
Показатели |
2011 год, млн р. |
2012год, млнр. |
Отклонение, млн р. |
Темп изм-ния, % |
Влияние на т/о млн р. |
Товарные запасы на начало года |
5 891,00 |
16 661 |
10 770 |
282,82 |
10 770 |
- продовольственные |
4 639 |
13 982 |
9 343 |
301,40 |
9 343 |
- непродовольственные |
1 252 |
2 679 |
1 427 |
213,98 |
1 427 |
Поступление товаров |
144 430 |
222 338 |
77 908 |
153,94 |
77 908 |
Прочее выбытие товаров |
5 |
7 |
2 |
140,00 |
-2 |
Товарные запасы на конец года, |
16 661 |
17 736 |
1 075 |
106,45 |
-1 075 |
- продовольственные |
13 982 |
14 733 |
751 |
105,37 |
-751 |
- непродовольственные |
2 679 |
3 003 |
324 |
112,09 |
-324 |
Розничный товарооборот |
133 661 |
221 284 |
87 623 |
165,56 |
+87 623 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе учетных данных СООО «Арвитфуд».
Из представленной таблицы 2.7 следует отметить значительное увеличение товарных запасов на начало 2012 года до 16 661 млн р., их темп роста составил более 300%. Однако на конец рассматриваемого периода товарные запасы увеличились незначительно, темп роста составил 106,45%, при этом запасы непродовольственных товаров увеличились на 12,09%, а запасы продовольственных товаров на 5,37% по сравнению с 2011 годом. Увеличение товарных запасов требует дополнительных затрат на реализацию товаров.
На формирование розничного
товарооборота основное
Дальнейший анализ коммерческой деятельности по управлению торговым ассортиментом в организации СООО «Арвитфуд» рассмотрим на конкретных видах товаров реализуемых в торговых объектах. Необходимо отметить, что для составления таблиц 2.8 и 2.9 использованы данные «Отчета о розничной торговле по форме 1-торг (розница)». В отчете за 2011 год немного изменилась форма данной отчетности, некоторые позиции были укрупнены, поэтому по ним в 2010 году для анализа берем общие данные.
На протяжении трех лет в организации СООО «Арвитфут» более широко представлены продовольственные товары, на которые приходится около 80% (таблица 2.2) всего товарооборота.
Рассмотрим структуру
Таблица 2.8 – Динамика структуры ассортимента
продовольственных товаров по
магазинам розничной торговли СООО «Арвитфуд»
Наименование товарных групп и товаров |
Структура розничных продаж, % | |||||||||||
2010 год |
2011 год |
|||||||||||
всего, млн р. |
всего %, |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва |
всего, млн р. |
всего, % |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва |
всего, млн р. |
всего, % |
в т.ч. отеч. пр-ва |
в т.ч. имп. пр-ва | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Мясо и птица |
5 995 |
7,99 |
10,94 |
0,28 |
4 685 |
3,88 |
5,53 |
0,17 |
7 174 |
3,56 |
4,84 |
0,37 |
Колбасные изделия и копчености |
6 377 |
8,50 |
11,65 |
0,27 |
12 725 |
10,54 |
15,08 |
0,33 |
20 775 |
10,31 |
14,30 |
0,41 |
Рыба и морепрод. пищевые, включая сельди |
2 134 |
2,84 |
2,35 |
4,14 |
3 120 |
2,58 |
2,10 |
4,42 |
5 031 |
2,50 |
2,14 |
3,28 |
Пищевые масла и жиры |
2 006 |
2,67 |
2,42 |
3,34 |
2 279 |
1,89 |
1,49 |
3,23 |
2 423 |
1,20 |
0,75 |
2,32 |
Молоко и молоч. прод., сыры, мороженое |
10 802 |
14,39 |
17,95 |
5,10 |
14 688 |
<p class="dash041e_0431_0 |
Информация о работе Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных