Характеристика и показатели эстетических свойств товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:48, реферат

Краткое описание

Эстетическими называют свойства товара, обусловливающие его способность удовлетворять духовную потребность людей, вызывать у них чувства удовлетворения, радости, эмоционального подъема. Духовные потребности людей многообразны. Характеризуя эстетическую ценность товаров, учитывают способность товаров удовлетворять эстетические потребности, связанные с чувственным удовлетворением от потребления красивых и приятных предметов потребления.

Вложенные файлы: 1 файл

товароведение и экспертиза товараMicrosoft Word (3).docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Классификацию используют при  организации товароснабжения; размещение товаров на складах и размещение их в торговых залах магазинов  также основаны на определенной классификации  товаров. Классификация способствует изучению покупательского спроса, используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т.п.

Классификация позволяет  разделить товары на определенные категории  или ступени в соответствии с  принятым методом классификации. Ступень  классификации — это этап разделения множества на составляющие части  по одному из признаков. Глубина классификации  характеризуется числом ступеней классификации, т.е. числом использованных признаков  классификации. Признак классификации  — это тот параметр, по которому выделяются классификационные группировки  на определенных уровнях.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Деление осуществляется от высшей ступени  классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации  являются раздел и класс, средними ступенями  — группа и вид. К низшим ступеням классификации относятся разновидность  и артикул. При классификации  применяют также вспомогательные  категории — подраздел, подкласс, подгруппа, подвид и др.

Вид является основной классификационной  характеристикой товаров. Он характеризует  конечный продукт производства, имеет  конкретное назначение и собственное  название, которое отражает его внешнюю  особенность и внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида, но посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Вид как категория классификации  стабилен и не изменяется в течение  длительного времени. Однако под  влиянием технического прогресса, моды появляются новые виды и разновидности  товаров. Например, в группе бытовой  техники появились такие виды товаров, как СВЧ-печи, посудомоечные  машины, измельчители мусора, в группе швейных изделий — разновидности курток — анорак, куртка-кабан и др.

Вид может подразделяться на подвиды и разновидности в  зависимости от особенностей назначения (стаканы для чая, вина, сока), конструкции (шкаф корпусной, стеллажный, встроенный), состава сырья (вареная колбаса  «Любительская», «Столичная», «Докторская») и др.

Каждая разновидность  товара обозначается артикулом. Под  одним артикулом могут значиться  товары, одинаковые по основным признакам  и отличающиеся лишь по некоторым (чаще второстепенным).

Общими правилами построения классификации следует считать:

установление цели классификации;

выбор метода классификации;

определение классификационных  признаков;

установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее  существенному;

определение числа ступеней классификации (количество фасет).

Количество признаков  и ступеней классификации зависит  от сложности и количества классифицируемых объектов, целей классификации.

Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы классификации и правила, их определяющие, составляют систему классификации.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы — фасеты (от фр. facette — грань отшлифованного камня) (рис. 2.1).

Объекты классификации





 

 

4


3


2


1


           


 

 

Рис. 2.1. Структурная схема  фасетного метода классификации

Отдельные фасеты не зависят  и не подчиняются друг другу, но связаны  тем, что относятся к одному и  тому же множеству. Каждый фасет характеризует  одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных, независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Каждый из фасетов характеризует  одну из особенностей распределяемого  множества, например для товаров  — назначение, содержание полезных веществ, состав исходного сырья  или особенности конструкции  и т.д.

Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством пользования, позволяет в каждом конкретном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, которые в конкретном случае представляют интерес. Фасетный метод позволяет не только изменять число признаков классификации, но и варьировать последовательность их использования.

Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Примером фасетной классификации может служить деление текстильных материалов по волокнистому составу (натуральные и химические), назначению (бельевые, плательные, костюмные, пальтовые), характеру отделки (отбельные, гладкокрашеные, пестротканые, набивные). Число фасетов в зависимости от необходимости можно увеличить.

Основные виды керамики:

Майолика. Керамические изделия  из красной обожженной глины с  крупнопористым черепком (т. е. пористой фактурой, так как при спекании не пройдена стеклофаза), покрытые глазурью. Майоликовым изделиям свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск глазурных полив, контрастные сочетания цветов подглазурного рисунка, орнамента. Температура обжига – 980 -1050 °С.

Фаянс. Основа его — белая  глина. Фаянсовый кувшин от майоликового отличить легко, стоит только обратить внимание на донышко: у майоликовой керамики выступ на нем — темные, а у фаянсовой - белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия из фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм. Температура обжига – 1150 -1250 °С.

Фарфор. Обладает высокой  прочностью, абсолютной белизной черепка, богатством красок, химической стойкостью. Для создания фарфора необходима очень высокая температура обжига — до 1400 °С и сложная по составу глиняная масса, включающая каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Шамот. Он представляет собой  перемолотый керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности  растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию  из шамота особую оригинальность. Он очень  ценится художниками, которые ввели  его в область декоративно-прикладного  искусства. Температура обжига – 980 -1050 °С.

Разновидности керамической посуды

Керамическую посуду можно  классифицировать еще по двум категориям: по составу массы, из которой они  производятся, и по разновидности  глазури, которой покрываются.

Плотные керамические изделия  — это те изделия, которые при  обжиге, под воздействием высоких  температур, сплавились в твердую  массу. Такая масса однородна, напоминает собой стекло, водонепроницаема и  при ударе о сталь высекает искру. К плотным керамическим изделиям относятся изделия, выполненные  из фарфора.

Пористые керамические изделия  — это изделия из фаянса. Керамический материал их неоднороден, хрупок и на изломе впитывает воду.

 

Вопрос № 3 Товар  как объект товароведной деятельности. Основополагающие характеристики товаров : ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная. Субъекты товароведения, требования к ним.

 

Объектами товароведной деятельности являются товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.) При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырьё, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.)

В последние годы сфера  товароведения расширилась и  стала включать услуги и их материальный результат (продукцию, например, общественного  питания). Изменилось и толкование термина  «услуги». В международных стандартах (МС) ИСО серии 9000 услуги трактуются как один из видов продукции.

Товары как объекты  товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Кроме того, обо всех этих характеристиках  товаров должна быть товарная информация .

Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности  человека (физиологические, социальные, психические и др.), определяя  потребительную ценность товара. Благодаря  этим характеристикам продукция  приобретает полезность для определённых сегментов потребителей и становится товаром.                                                                      

Потребности людей постоянно  изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др.  

Изменившиеся, а также  осознанные или неосознанные потенциальные  потребности, в свою очередь, стимулируют  разработку новых товаров и услуг  как средств их удовлетворения. Эти  новые товары обладают модифицированной потребительной ценностью за счет использования  достижений научно-технического прогресса  в области промышленной обработки  сырья и материалов, изменяющей их естественные свойства и формирующей  новые свойства и характеристики, а также за счет применения упаковки и маркировки.

Однако модифицированную потребительную ценность могут приобретать  не только новые товары, но и традиционные, ранее известные товары, благодаря  выявлению новых естественных свойств, Так экологически чистые продукты питания - это зачастую известные продукты с повышенным уровнем безопасности.

Потребительная ценность товаров проявляется при их потреблении  в соответствии с назначением  путём эксплуатации или использования  для внутреннего либо наружного  применения. Немаловажное значение при  этом имеют: ассортиментная, качественная и количественная характеристики товара, обуславливающие степень удовлетворения потребностей. Так пищевые продукты с различными характеристиками неодинаково  удовлетворяют потребность организма  человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических  ощущениях.

Определение степени удовлетворения потребностей адекватно оценке потребительной ценности товаров и невозможно без  учета рыночной конъюнктуры, которая  может быть выявлена с помощью  маркетинговых исследований сегментов рынка конкретных ассортиментных групп товаров.

Таким образом, потребительная ценность товаров выступает как  мера их полезности и проявляется  через основополагающие товароведные характеристики.

Характеристика- совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления. Исходя из этого определения термина, можно сформулировать основополагающие товароведные характеристики товаров.

Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных  групповых и видовых свойств  и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает  принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально  отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью. Эти отличия обусловлены также  их качественными характеристиками.

Качественная характеристика (качество) товаров - совокупность внутривидовых  потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные  потребности. Данная характеристика товаров  тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее  потребительское свойство- назначение. Качественная характеристика  отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.

Нарушение установленных  обязательных требований по безопасности и экологичности приводят к тому, что все остальные характеристики товара утрачивают для потребителя смысл даже в случае, если они являются желательными. Следствие этого- отказ потребителя от покупки или потребления небезопасных товаров. Таким образом, качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений.

Качественные характеристики товаров непосредственно взаимодействуют  с количественными. Более того, многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные характеристики.

Количественная характеристика товаров - совокупность определенных внутривидовых  свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти  характеристики удовлетворяют потребности  в товарах определенных размеров и зачастую при создании потребительских  предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.

Вместе с тем эти  характеристики нельзя полностью сбрасывать со счетов при создании потребительских  предпочтений, поскольку многие потребители  в условиях насыщенного рынка  отказываются от приобретения товаров, если их не устраивают определенные количественные характеристики единичного экземпляра товара и/или упаковки и/или товарной партии.

Информация о работе Характеристика и показатели эстетических свойств товаров