Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа
Целями работы является проведение органолептической и физико-химической экспертизы качества образцов коровьего масла, а также анализ маркировки образцов на соответствие стандарта ГОСТ 37-91 «Масло коровье. Технические условия», с выявлением возможно фальсификации.
Для осуществления поставленных целей требуется выполнить следующие задачи:
1. Изучить потребительские свойства коровьего масла.
2. Провести анализ формирующих и сохраняющих факторов качества коровьего масла.
3. Изучить рынок коровьего масла города Барнаула
4. Подобрать методики для проведения экспертизы качества коровьего масла.
5. Провести экспертизу качества четырех отобранных образцов коровьего масла по органолептическим и физико-химическим показателям.
6. Обсудить полученные результаты.
7. Сделать выводы и дать рекомендации по результатам проведенной экспертизы масла коровьего.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть……………………………………………………………..5
1.Товароведная характеристика масло коровьего…………………………….5
1.1 Пищевая и энергетическая ценность масло коровьего…………………….5
1.2 Классификация и ассортимент масло коровьего…………………………..9
1.3 Факторы, формирующие качество масло коровьего и сроки хранения после вскрытия………………….…………………………………………………..…..12
Экспериментальная часть……………………………………………………….17
2. Методы оценки качества масло коровьего…………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список………………………………………………..……48
Для удаления остатков кислот
в охлажденную колбу добавляют
10 см³ воды и кипятят 10 мин, затем
охлаждают. Добавление воды и нагревание
повторяют еще два раза. Полученный
раствор количественно
1.3.4. Подготовка экстрактов для полярографического определения меди, свинца, кадмия и цинка
Экстракционную смесь, полученную по п. 1.3.1, фильтруют в кварцевую или фарфоровую чашу. Жидкость осторожно выпаривают на электроплитке. Затем чашу помещают в электропечь при температуре около 250°С и повышают температуру электропечи на 50 °С через каждые 30 мин и доводят ее до 450 °С. Продолжают минерализацию при этих условиях до получения серой золы (15).
ГОСТ 26928 – 86 Продукты пищевые. Метод определения железа
Настоящий стандарт распространяется
на пищевые продукты и устанавливает
колориметрический метод
Метод основан на измерении интенсивности окраски раствора комплексного соединения двухвалентного железа с ортофенантролином красного цвета.
Метод отбора проб
4.1. Массовую долю железа в
Массовую концентрацию железа в продуктах (Х1), за исключением винодельческой продукции и пива, в мг/дм³ вычисляют по формуле
где m1 – масса железа, найденная по градуировочному графику, мкг;
V – общий объем раствора минерализата, см³;
V1 – объем раствора минерализата, взятый для определения, см³;
m – масса навески продукта, взятая для минерализации, г;
V2 – объем продукта, взятый для минерализации, см³.
4.2. Вычисления производят до первого десятичного знака.
Окончательный результат округляют до целого числа.
4.3. За окончательный результат
испытаний принимают среднее
арифметическое результатов (Х)
4.4. Пределы возможных значений
систематической составляющей
4.5. Минимальная масса железа, определяемая данным методом, составляет 10 мкг в колориметрируемом объеме.
4.6. Значение среднеквадратичного
отклонения случайной
4.7. Допускаемое расхождение между
результатами испытаний,
2.1 Анализ маркировки исследуемых образцов масло коровьего.
1. Гост 37- 91 масло коровьего, крестьянское, сладкосливочное, несоленое, высшей сорт.
Изготовитель: ООО «Сибирское масло» 630501, Россия, Новосибирская область, Поселок Краснообск, ГНУ СИВНИИЗ ХИМ СО РАСХН.
Масса нетто 170г.
Состав продукта: Изготовлено из пастерилизованных сливок, пищевая ценность 100г. продукта: жира – 72,3г, белка – 0,8г, углеводов 1,3г, энергетическая ценность 661Ккал. Хранить при температуре не выше 3С и относительной влажности воздуха 80%. Дата изготовления 12.06.2008 (см.приложение: Р)
2.2 Органолептическая оценка
исследуемых образцов масло
Масло крестьянское сладкосливочное.
Наименования показателя |
По Гост 37-91 |
Фактически |
Соответствия |
Цвет.
|
От белого до светло-желтого однородный по всей массе. |
Соответствует данному показателю цвет светло- желтый.
|
Соответствует. |
Консистенция и внешний вид. |
Плотная, однородная, сухая на вид. |
Плотная, однородная. |
Соответствует. |
Вкус и запах. |
Должен быть чистым хороктерный для данного вида без постороннего запаха. |
Запах и вкус сливок хороктерный для масло. |
соответствует. |
Согласно Гост 37-91 масло крестьянское сладкосливочное соответствует стандарту.
Масло коровье вологодское.
Наименование показателя. |
По Гост 37-91. |
Фактически. |
Соответствия. |
Цвет. |
От белого до светло-желтого однородный по всей массе. |
От белого до желтого.
|
Соответствует. |
Консистенция и внешний вид. |
Плотная, однородная, сухая на вид. |
Плотная, однородная. |
Соответствует. |
Вкус и запах. |
Должен быть чистым хороктерный для данного вида без постороннего запаха. |
Запах и вкус сливок хороктерный для масло. |
Соответствует. |
Согласно Гост 37- 91 масло коровье
вологодское соответствует
Оценку масло проводим по 100 бальной системе:
Вкус и запах - 50
Консистенция -25
Посолка - 10
Цвет – 5
Упаковка – 10
По сумме баллов делаем заключение. Вологодское и Крестьянское масло имеют 100 баллов. По Гост 37 – 91 масло высшего сорта должно иметь 88 – баллов. Значит масло соответствует стандарту и имеет высший сорт.
2.3 Анализ ассортимента масло
коровьего по показателям
Полнота базовая.
|
Полнота действия. | ||
Мария – Ра. |
Пятерочка. |
Холедей. | |
Вологодское масло. |
+ |
+ |
+ |
Любительское масло. |
+ |
+ |
+ |
Крестьянское масло. |
+ |
+ |
+ |
Бутербродное масло. |
- |
- |
+ |
Шоколадное масло. |
+ |
+ |
+ |
Кп = 6/8 * 100% =75%
Кп = 6/8 * 100% = 75%
Торговые марки. |
Количество видов, штук. |
Удельный вес в %. |
Вологодское масло. |
15 |
33 |
Любительское масло. |
6 |
12 |
Крестьянское масло. |
10 |
20 |
Бутербродное масло. |
12 |
26 |
Шоколадное масло. |
4 |
10 |
Итог: |
47 |
100% |
47 – 100%
15 – Х%
15 * 100% /46 = 33
47 - 100%
6 – Х%
6 * 100% / 47 = 13
2.4 Обзор рынка масла коровьего.
История маслоделия восходит к 2000 году до н.э. По мере того как этот продукт играл все более важную роль в питании человека, совершенствовались и способы изготовления масла. Традиционно масло производили, отстаивая молоко, затем снимали сливки, давали им созреть, используя естественное брожение и, наконец, сбивали. Во второй половине XIX века бурное развитие получила маслобойная промышленность, и к настоящему моменту можно уверенно сказать, что процесс создания сливочного масла доведен до совершенства. Последнее десятилетие ХХ века российский рынок животного масла непрерывно сокращался. Так, по данным Минсельхозпрода, объем выработки отечественного масла уменьшился более чем в 3 раза – с 833 тысяч тонн в 1990 году до 268 тысяч тонн в 2001-м. Сокращение производства отечественного масла стали компенсировать ввозом зарубежного продукта. В 90-х годах пик поставок животного масла в Россию, по данным таможенной статистики, пришелся на 1995 год, когда было импортировано 256,7 тысячи тонн. Финансово-экономический кризис, разразившийся в августе 1998-го, привел к резкому снижению закупок масла. В результате объем поставок в 1999 году уменьшился в 4,5 раза по сравнению с предкризисным 1997 годом и составил 37,4 тысячи тонн. Самый большой объем ввоза животного масла в послекризисный период пришелся на 2008 год и составил 108 тысяч тонн. Ситуация на российском рынке сливочного масла уже на протяжении нескольких лет достаточно противоречива. По данным диетологов, житель России должен потреблять не менее 5 кг сливочного масла и 4 кг маргарина ежегодно. Фактически 80% населения потребляют не более 1 кг сливочного масла. Чуть менее 20% населения ежегодно съедает от 8,5 и до 12,5 кг сливочного масла. Представители зажиточного слоя ежемесячно потребляют не менее 1 кг импортного сливочного масла Так в различных регионах России уровень покупательской способности населения неодинаков. На данный момент тенденция такова, что основная часть населения не может приобретать сливочное масло, производимое только из натурального молочного жира, вследствие его дороговизны. С другой стороны, в силу кулинарных традиций, сложившихся в нашей стране, сливочное масло пользуется широким спросом у населения. Но объемы его производства не удовлетворяют существующий спрос, что приводит к росту объемов импорта этого продукта.
Учитывая складывающуюся обстановку
на рынке натурального растительного
масла, особый интерес у российских
производителей вызывает возможность
производства комбинированных молочных
продуктов (спрэдов). В соответствии
с новыми технологиями комбинированные
молочные продукты получают путем смешивания
некоторого количества настоящего сливочного
масла и различных добавок
растительного или животного
происхождения. При этом значительно
снижается расход молока (до 50% и
даже ниже), что и позволяет повысить
рентабельность производства. Поэтому
многие российские молочные заводы и
комбинаты, заботясь о широте ассортимента
выпускаемой продукции и
На данный момент, сливочное масло и маргариновая продукция – два основных сегмента рынка жировой промышленности. Сегмент маргариновой продукции в свою очередь подразделяется на три подсегмента: кулинарные маргарины, спреды, или мягкие маргарины, и смесовое масло (микс масла и маргарина). По данным аудита розничной торговли, предоставленным "ЭФКО" в 2009 году, доли в сегменте маргариновой продукции распределяются следующим образом: спреды – 44 %, кулинарные маргарины – 34%, смесовые масла – 22% По данным Росстата, в 2009 году Россия произвела 246 000 т сливочного масла и еще 123 000 т импортировала. Благодаря постоянно растущему импорту, объем рынка сливочного масла в первой половине 2009 года в России составил где-то около 448 тыс. тонн.
По оценке «Экспресс-Обзор», объем производства сливочного масла в 2009 году в натуральном выражении увеличился на 6,9% по сравнению с уровнем 2008 года. Для сравнения, в период с 2006 – 2008 гг. ежегодное увеличение объема производства не превышало 1%. Столь небольшие темпы роста производства были связаны с постоянно растущими ценами на молочное сырье, из которого производится сливочное масло. Возросшие цены на молочное сырье стали следствием подорожания кормов и сокращения поголовья крупного рогатого скота.
Такая ситуация вызвала снижение рентабельности производства натурального сливочного масла и других молочных продуктов в России. Главная причина резкого роста объема производства сливочного масла в 2009 году – снижение объема импорта на 17,3% и повышение цен на импортируемую продукцию. На снижение импорта повлияли снижение объема выпуска молока в связи с засухой в крупных странах-производителях сливочного масла (Австралии и Новой Зеландии), а также увеличение спроса на молочную продукцию, особенно в странах Юго-Восточной Азии.