Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:55, курсовая работа
Анализ конкурентоспособности сгущенных молочных консервов показал, что наибольшей конкурентоспособностью характеризуются торговая марка «Верховский молочно-консервный завод». Высокая конкурентоспособность обусловлена ценой, близкой к средней, сложившейся на рынке. Самое низкое значение конкурентоспособности было получено для молока цельного сгущенного с сахаром торговой марки «Алексеевское». Снижение конкурентоспособности обусловлено более высокой ценой по сравнению с другими исследованными торговыми марками молока цельного сгущенного.
Молоко цельное сгущенное с сахаром характеризуется высокой конкурентоспособностью из-за хороших потребительских свойств и средней цены.
Показатели |
Наименования торговых марок | ||
«Алексеевское» |
«Верховский молочно-консервный завод» |
«Сметанин» | |
Вкус и запах |
0,98 |
0,92 |
1,00 |
Внешний вид и консистенция |
0,98 |
0,72 |
0,94 |
Цвет |
0,98 |
0,60 |
0,80 |
Массовая доля влаги |
1,04 |
1,13 |
1,08 |
Массовая доля жира |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
Кислотность |
1,07 |
1,60 |
1,14 |
Далее рассчитывали комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, по следующей формуле:
где I - комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам;
Q- относительный единичный показатель качества конкурентоспособности;
a - весомость единичного показателя конкурентоспособности.
Iк «Алексеевское» = 0,98 *0,28 + 0,98 * 0,23 +0,98*0,19 +1,04*0,07 +1,00 * 0,14+ 1,07 *0,09 =0,99;
Iк«Верховский молочно-консервный завод» = 0,92* 0,28 + 0,72 * 0,23 + 0,60*0,19+1,13*0,07+ 1,00*0,14+1,60*0,09=0,90;
Iк «Сметанин» = 1,00*0,28 +0,94 *0,23 +0,80 *0,19 +1,08 *0,07 +1,00 * 0,14+ 1,14*0,09 = 0,97
Для расчета комплексного экономического показателя конкурентоспособности (IЭ) необходимо знать цену каждого исследуемого наименования товара и среднюю цену, сложившуюся на товар данного вида на рынке. Розничная цена за молоко цельное сгущенное с сахаром марки «Алексеевское», массой нетто 380 г составляет 61 рубль 90 копеек; «Верховский молочно-консервный завод», массой нетто 380 г – 38 рублей; «Сметанин», массой нетто 380 г -46 рублей 30 копеек.
Необходимо найти среднерыночную цену за молоко цельное сгущенное с сахаром массой нетто 380 г. Она составляет 48 рублей 70 копеек.
Расчет комплексного экономического показателя конкурентоспособности производится по формуле:
где I - комплексный экономический показатель конкурентоспособности;
Ц – фактическая цена за единицу объема или массы товара;
Ц - средняя цена, сложившаяся на рынке за единицу объема или массы оцениваемого товара.
I
«Алексеевское»=61,90/48,70=1,
I « Верховский молочно-консервный завод»=38/48,70=0,78;
I «Сметанин»=46,30/48,70=0,95.
В итоге рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности по формуле:
где I ‒ нормативный показатель конкурентоспособности, если товар соответствует ГОСТ, то он равен 1.
Так как молоко цельное сгущенное с сахаром всех исследуемых торговых марок соответствует требованиям ГОСТ Р 53436-2009 «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром. Технические условия», то Iнорм=1.
К «Алексеевское»=1*0,99/1,27=0,
К «Верховский молочно-консервный завод»=1*0,90/0,78=1,15;
К «Сметанин»=1*0,97/0,95=1,02.
Если К<1, то оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности и уступает базовой модели, если К>1, то оцениваемый товар имеет высокий уровень конкурентоспособности, если К=1, то конкурентоспособность сравниваемых наименований товара равна.
Результаты оценки комплексных показателей конкурентоспособности по потребительским свойствам, комплексных экономических показателей и интегральных показателей конкурентоспособности приведены в таблице 8.
Таблица 8
Показатели конкурентоспособности сгущенных молочных консервов
Показатели Конкурентоспособности |
Наименования торговых марок | ||
«Алексеевское» |
«Верховский молочно-консервный завод» |
«Сметанин» | |
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам, I |
0,99 |
0,90 |
0,97 |
Комплексный экономический показатель конкурентоспособности, I |
1,27 |
0,78 |
0,95 |
Интегральный показатель конкурентоспособности, К |
0,78 |
1,15 |
1,02 |
Анализ конкурентоспособности сгущенных молочных консервов показал, что наибольшей конкурентоспособностью характеризуются торговая марка «Верховский молочно-консервный завод». Высокая конкурентоспособность обусловлена ценой, близкой к средней, сложившейся на рынке. Самое низкое значение конкурентоспособности было получено для молока цельного сгущенного с сахаром торговой марки «Алексеевское». Снижение конкурентоспособности обусловлено более высокой ценой по сравнению с другими исследованными торговыми марками молока цельного сгущенного.
Молоко цельное сгущенное с сахаром характеризуется высокой конкурентоспособностью из-за хороших потребительских свойств и средней цены.
ВЫВОДЫ
Молочные сгущенные консервы - это продукты из натурального молока или молока с пищевыми наполнителями, свойства которых в результате обработки (стерилизация, сгущение, сушка, добавление веществ, повышающих осмотическое давление среды, упаковка) сохраняются длительное время без существенных изменений.
Объем производства молочных консервов увеличивается с каждым годом, расширяется и ассортимент изделий. В этих условиях необходимость исследования молочных консервов весьма актуальна и важна.
По товароведной классификации молочные сгущенные консервы подразделяют на два основных класса: жидкие и сухие. Каждый из этих классов делят на группы: молочные консервы без пищевых наполнителей (приготовленные на натуральном сырье), с пищевыми наполнителями, молочные консервы детского и диетического питания. В каждой из трёх групп возможна систематизация молочных консервов с учётом их химического состава, технологии, биологических свойств, целевого назначения.
К факторам, влияющим на формирование качества относят: качество используемого сырья, технология производства, качество и количество пищевых наполнителей и добавок, качество упаковочных материалов, продолжительность и условия хранения.
В результате исследования было выявлено, что большинство опрошенных предпочитают покупать сгущенное молоко с сахаром - 70%, вареное сгущенное молоко -20%, без добавления сахара – 5%, с добавлением какао или кофе – 5%. Многие респонденты предпочитают покупать сгущенные молочные консервы в металлических банках -60%, в мягкой упаковке – 30%, в пластиковых контейнерах – 10%. Также было выявлено, что 70% опрошенных предпочитают покупать сгущенные молочные консервы ( в пересчете на 400 г продукта) ценовой категории 40-60 рублей, 20%-до 40 рублей, 10% -более 60 рублей.
Анализ конкурентоспособности сгущенных молочных консервов показал, что наибольшей конкурентоспособностью характеризуются торговая марка «Верховский молочно-консервный завод». Высокая конкурентоспособность обусловлена ценой, близкой к средней, сложившейся на рынке. Самое низкое значение конкурентоспособности было получено для молока цельного сгущенного с сахаром торговой марки «Алексеевское». Снижение конкурентоспособности обусловлено более высокой ценой по сравнению с другими исследованными торговыми марками молока цельного сгущенного.
Молоко цельное сгущенное с сахаром характеризуется высокой конкурентоспособностью из-за хороших потребительских свойств и средней цены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ