Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:31, курс лекций

Краткое описание

Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ТТС-Лекции.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Система более низкого уровни включает не только перевозочную систему, но и систему, для которой выполняются перевозки.

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Грузовые перевозки- сложная, материальная, зависимая система, вероятностная, открытая, стабильная и устойчивая.

Классическая наука рассматривает  замкнутые системы, которые те взаимодействуют с окружающей средой посредством обмена энергией, обмена информацией.В них действует второе начало термодинамики, которое утверждает, что в замкнутой системе энтропия никогда не может убывать, а возрастает до тех пор, пока не достигнет максимума.

Энтропия - это количественная мера беспорядка в системе Чем больше элементов входнт в систему (чем больше разных перевозчики участвуют в организации перевозки груза), тем выше энтропия, тем больше в системе беспорядка. Понятие энтр  в настоящее время становится одним из центральных понятий в экономике.

Чтобы открыть-разомкнуть систему-необходимо воздействие на нее внешних факторов-расписаний,графиков,планов.увеличение воздействий приводит к росту  ичсла переменных для описания состояния  сиситемы:потребное число пс,режим работы и др. при размыкании системы происходит ее самоорагнизация и упорядочивание. Открыт с-ма пост вз-вует с окр средой.

Теория СИНЕРГЕТИКИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ

Общая теория систем изучает в основном процессы гомеостаза, т. е. процессы поддержания равновесия в технических, биологических и социальных системах посредством механизма обратной связи. Она пытается свести сложные, нелинейные процессы эволюции систем к линейным.

Термин synergy в переводе с греческого означает сотрудничество, содружество. г  Синергизм  - одновременное функционирование отдельных, взаимосвязанных частей, обеспечивающих более высокую общую эффектность, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности. Например, результаты, обеспечиваемые командой, или «системой», из одиннадцати футболистов, больше результатов, достигаемых одиннадцатью отдельными футболистами при отсутствии объединяющих их усилий. Подобная аналогия может быть проведена и в отношении перевозочного процесса грузов. В медицине синергизм - вариант реакции организма    на    комбинированное    воздействие    двух    или    нескольких лекарственных веществ, характеризующейся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности.

Синергетика - новая оптимистическая попытка ученых описать, объяснить, распознать, а возможно даже и предсказать поведение саморазвивающихся динамических систем вообще, а живых систем в частности.Синергетика (основные положения которой были сформулированы Г. Хакеном и Ю. Климонтовичем) - наука о процессах нелинейной самоорганизации в природе и обществе.

Получаемый суммарный эффект от сотрудничества носит название синергетического эффекта.Синергетический эффект проявляется тогда, когда интересы одного компонента начинают совпадать и накладываться на интересы другого, в Результате происходит усиление их функционирования.

Синергетика   изучает   механизмы   самоорганизации определенного  процесса (открытых и нелинейных) систем, состоящих из этих подсистем самой различной природы. Главную роль в синергетике играют связи, устанавливающиеся между частями, являющиеся организационным моментом.

 

2.5 Классификация систем  доставки

 

 

3. Транспортная отрасль. 

Основные понятия транспортного  процесса

3.1 Структура транспортной  отрасли

Транспорт – отрасль  материального производства, осуществляющая комплекс транспортно-технологических  процессов при перемещении пассажиров и грузов. Для решения этой задачи в состав транспортной отрасли включаются транспортные коммуникации, подвижной  состав, погрузочно-разгрузочные системы, склады, средства обслуживания клиентов, информационно-вычислительные системы управления перевозочными процессами, системы управления транспортными потоками, предприятия и средства восстановления и хранения подвижного состава, а также персонал, работающий в отрасли.

Транспортное пространство – это совокупность зон земной поверхности, подземных пространств, водного и воздушного пространства, обустроенных  для перемещения материальных и людских потоков с помощью или без транспортных средств, а также для управления потоками и транспортными средствами и поддержания их работоспособности.

Из этого определения  следует, что транспортное пространство включает в свой состав автомобильные и железнодорожные магистрали, морские и речные пути, воздушные трассы, трубопроводы, конвейеры, подвесные дороги, а также подпространства для станций погрузки-разгрузки, накопления, складирования объектов перевозок, хранения и восстановление транспортной техники, управления транспортными потоками. В транспортном пространстве размещается транспортный комплекс – совокупность всех транспортных средств, обслуживающего персонала и транспортируемых объектов.

Транспортное пространство имеет определенные габариты и границы. Граница может быть постоянной (бордюр ) и переменной ( габариты по высоте мостов и путепроводов). Нарушение граничных условий приводит к авариям и катастрофам.Пространство может иметь режим работы. Это температура наружного воздуха, освещение, направление движения на полосе и т.д.В модели транспортного пространства размещают абстрактный образ транспортной сети в виде карты или графа.Таким образом, при описании и исследовании транспортного пространства совокупность возможных аспектов рассмотрения может быть разделена на три составляющие: среду (как физическую субстанцию), оболочку и транспортную сеть    (рис. 3 ).

 

Транспортное пространство

 
           
               

Среда

   

Оболочка

   

Транспортная сеть


Рис. 3. Структура понятия  «транспортное пространство».

Конфигурация транспортного  пространства зависит от вида транспорта. В транспортных узлах каналы различных видов транспорта могут собираться воедино. Магистрали отдельных видов транспорта также могут сливаться в одном пространственном канале, образуя полимагистрали.

Современная нормально  функционирующая транспортная система должна иметь возможность в пределах отведенного транспортного пространства быстро адаптироваться к потребностям перевозочного процесса и при необходимости увеличивать интенсивность движения в 2 – 3 раза, не нарушая ритма перевозок.

Транспортна техника включает ( рис. 4 ):

  • путь (как конструктивный элемент);
  • транспортные средства ( подвижной состав);
  • технические средства механизации и автоматизации погрузочно- разгрузочных процессов и транспортно-складских работ;
  • компьютеризированные системы обслуживания клиентов;
  • средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.
   

Транспортная техника

   
                   
                   

Путь

 

Транспортные

средства

 

Средства механизации  и автоматизации 

ПРПиТСР

 

Системы обслужи-вания

клиентов

 

Инфраст-руктура


Рис. 4. Состав транспортной техники.

Транспортные  средства: характеристики и показатели.

Величина, количественно  характеризующая выполнение объектом своего функционального назначения, называется его технической характеристикой. Основная техническая характеристика ТС измеряется произведением рейсовой скорости движения  Vр на полезную массу перевозимого груза mт.

Скорость транспортирования  обозначается через V [км/ч; м/с ] с индексом, соответствующим виду регистрируемой скорости. Основные виды скорости:

- техническая скорость Vт – путь, проходимый транспортным средством относительно поддерживающей среды транспортного пространства в единицу времени;

- путевая скорость Vп – векторная сумма технической скорости и скорости перемещения поддерживающей среды W; если расстояние, проходимое ТС, равно L, км, а время его движения tп,ч, то средняя путевая скорость Vп = L/tп ;

  • рейсовая скорость Vр – отношение расстояния Lр между конечными пунктами отправки и прибытия ( расстояние транспортирования ) ко времени доставки груза или пассажиров:

                                            Vр = Lр/( t п  + ∑(а·ti ) )                                   ( 1 )

 

где tп – время движения ТС по транспортному пути, ч;  а – число технологических операций в перевозочном процессе ( оформление проездных документов, погрузка-разгрузка, остановки ТС ); ti – продолжительность i –ой технологической операции, ч.

С учетом того, что Lр/ t п = Vп, уравнение (1) можно записать так:

                               Vр =  Vп ·t п / (t п + ∑(а·ti) )                                       ( 2 )

Соотношение t п /( t п +∑(а·ti)) = ĸп  называется коэффициентом эффективного использования времени перевозочного процесса, и тогда   Vр = ĸп· Vп , при этом Vр ‹ Vп.

Формулу часовой производительности ТС [ ткм/ч.] можно записать так:

                               Пт = ĸп · Vп · mт.,                                              ( 3 )

Экономичность ТС характеризуется  параметром экономичности, величина которого, кг/(т·ч), равна расходу топлива, затрачиваемого на перевозку тонны полезного груза:

                                                 gт = Gт / mт,                                               ( 4 )

где Gт – часовой расход топлива, кг/ч.

Наибольшую производительность имеют воздушные ТС, они же имеют  наибольший расход топлива; наименьшую производительность имеет автомобильный транспорт, но при значительно лучшей топливной экономичности.

Технические средства механизации и автоматизации  погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

Эти работы выполняются с помощью технических средств, которые объединяются в класс подъемно-транспортных машин. Общая характеристика этих машин приведена в табл. 1.

Общая характеристика подъемно-транспортных машин

Класс машин

Основные типы машин

Основная техническая характеристика

Погрузочно-разгрузочные

Инерционно-разгрузочные, ковшовые загрузчики, гидронасосы, пневмозахватывающие устройства, погрузчики и т.д.

Производи-тельность

Грузоподъемные

Авто- и электропогрузчики, домкраты, подъемные краны, тали.

Грузоподъем-ность

Транспортирую- щие

Автокары, гидротранспорт, конвейеры, роботы-тележки, рольганги, тележки с подъемной платформой

Производи- тельность

Транспортно-складские

Автоматические складские  комплексы, автоматизированные стеллажные штабелеры, ручные штабелеры, механизированные стеллажные штабелеры

Темп складирования.


Для транспортных систем особое значение имеет создание в  портах и станциях транспортно-технологических терминалов, обеспечивающих высокомеха-низированное проведение всех погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ по обработке грузов (пассажиров), их перемещению с одного вида транспорта на другой. Для механизации работ в терминалах большое значение играет контейнеризация, под которой понимается применение стандартной тары.

В составе терминалов важное место принадлежит экспедиционно-складским системам, под которыми понимаются  специальные здания и технические средства, обеспечивающие прием, программное заполнение, хранение и выдачу грузов клиентам.

3.2 Груз. Измерители процесса  перевозок

Предметом грузовых перевозок является многономенклатурная продукция народного хозяйства - грузы. Грузами на транспорте называются все предметы с момента приема их к перевозке до момента сдачи грузополучателю. Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Свойства груза и форма определяют способ транспортировки и влияют на специализацию ТС и погрузочно-разгрузочной техники.Специфика каждого вида транспорта предъявляет свои особые требования как к подготовке груза к перевозке, так и к погрузке, фиксированию на борту ТС и режиму перемещения.Транспортная классификация грузов – единая для всех видов транспорта по их свойствам – отсутствует, т.к. каждом виде транспорта существует своя классификация грузов, учитывающая их особенности:

1. По способу погрузки-выгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»