Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Обстановка на дорогах страны исключительно сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Полностью готово.doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Борьба с аварийностью на автомобильном транспорте предусматривает  проведение комплекса мероприятий  по улучшению условий движения, совершенствованию  конструкции транспортных средств  и их технического состояния, повышению  квалификации и укреплению дисциплины водителей, организованности других участников движения. Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин ДТП и сопутствующих факторов.

Большинство дорожно-транспортных происшествий совершаются по вине водителей транспортных средств, их удельный вес в общем числе происшествий составляют около 75%. Дорожно-транспортные происшествия, вызванные неправильными действиями водителей, не только многочисленны, но и наиболее общественно опасны. Они влекут самые тяжкие последствия, причиняя обществу непоправимый ущерб.

Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Главным  управлением ГИБДД,  другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается. Значительно остается количество дорожно-транспортных происшествий, с мест которых водители скрылись. Не все автодорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего, раскрыты.

В значительной степени это объясняется  отсутствием должного взаимодействия подразделений следствия, ГИБДД, уголовного розыска, низким уровнем научно-технического обеспечения процесса раскрытия и расследования дорожно-транспортного происшествия. Серьезным недостатком остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на раскрытии и расследовании данного вида преступлений, одной из причин которого является отсутствие достаточного количества справочной литературы по вопросам расследования дорожно-транспортных происшествий.

Обстановка на дорогах страны исключительно  сложная. Необходимо по этому поводу принимать самые решительные меры на улицах и дорогах. Здесь не может быть важных и менее важных мер, первоочередных и второстепенных – все они окажут нужное воздействие в комплексе. Любые меры окажутся малоэффективными, если люди за рулем и на пешеходных дорогах, не поймут, что снижение напряженности зависит лично от них. Вот почему таким важным и необходимым я считаю, изучение правил дорожного движения, знание положение этого документа, а также всех последствий, которые влечет за собой нарушение общепринятых норм.

Целью дипломной работы является:

  • Разработать методику исследования попутных столкновений транспортных средств.
  • Привести общие рекомендации по исследованию попутных столкновений транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы

 

1.1. Литературный анализ нормативно-правовых положений

Обеспечение безопасного  движения на автомобильных дорогах  – комплексная общегосударственная  задача. Ее решением занимаются несколько министерств и ведомств: МВД России, Минтранс России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящие в совокупности в систему обеспечения безопасности дорожного движения, деятельность которых с 2004 г. координирует МВД России.

Основополагающее значение в области  безопасности дорожного движения имеет  Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1], осуществляющий единое правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.

Закон регламентирует основные термины, принципы, государственную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения: основные направления  обеспечения безопасности дорожного  движения, права и обязанности  всех участников в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и многие другие основополагающие аспекты деятельности.

Нормативным актом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории России, являются Правила дорожного движения Российской Федерации [3].

Важную группу нормативов составляют государственные стандарты (ГОСТы), устанавливающие технические требования по обеспечению безопасности дорожного движения и экологической безопасности. В ГОСТах регламентируются требования к техническим средствам организации дорожного движения (дорожным знакам, разметке, светофорам и т.д.), конструктивной безопасности транспортных средств, токсичным выбросам транспортных средств и уровню шума, производимого транспортными средствами.

 В частности, ГОСТ  Р 51709-2001 [4]регламентирует:

- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);

- предельно допустимые  значения параметров технического  состояния АТС, влияющих на  безопасность дорожного движения  и состояние окружающей среды;

- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.

Строительные  нормы и правила (СНиП) содержат требования по обеспечению безопасности дорожного движения к автомобильным дорогам и искусственным сооружениям (мостам, путепроводам и т.п.).

Отраслевые  нормативы по обеспечению безопасности дорожного движения (документы министерств и ведомств) затрагивают деятельность всех структур системы обеспечения безопасности дорожного движения: права и обязанности органов контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, функции и обязанности различных организаций транспортно-дорожного комплекса, должностных лиц по предупреждению ДТП, порядок учета ДТП, требования к медицинскому обеспечению, эксплуатации транспортных средств и т.д.

Международным нормативным документом в области организации дорожного движения является Конвенция о дорожном движении [8],в которой содержатся общие положения и термины по организации дорожного движения, требования к транспортным средствам, водителям, порядок выдачи и образцы водительских удостоверений и условия их использования.

Конвенция о  дорожных знаках и сигналах [9]заключена в г. Вене 08.11.1968) регламентирует общие требования к дорожным знакам, сигналам, указателям, разметке дорог.

Конвенции являются документами, определяющими обязательные для выполнения требования подписавшими их сторонами. Помимо Конвенций, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) разрабатывает Правила, Директивы и Определения, которые конкретизируют определенные требования к уровню безопасности дорожного движения.

 

1.2. Объекты, цели и задачи судебной автотехнической экспертизы

Судебная автотехническая  экспертиза представляет собой область инженерно-транспортных и правовых знаний о закономерностях и методологиях формирования и развития научных основ автотехнической экспертизы, ее видов и подвидов, решения задач, возникающих в следственно-судебной практике.

Объектами исследования эксперта-автотехника являются автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и иные самоходные механизмы, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, место ДТП, материалы (документы, вещественные доказательства, детали, механизмы и т.д.), представляемые в распоряжение эксперта [26], [30].

Данные об обстоятельствах  ДТП, принятые за основу исследования, называются исходными данными.

Пособия для  экспертов-автотехников приводят примерный перечень той  информации о ДТП, которая представляется эксперту следователем или судом. Это:

- обстоятельства происшествия, описанные в представленных материалах дела;

-  транспортные средства, их агрегаты, узлы и детали;

-  сведения о дорожных  и погодных условиях, техническом  состоянии транспортных средств,  о повреждениях, полученных при  столкновении транспортных средств  или наездах на людей, о характере движения транспортных средств, пешеходов и т.п.;

-  сведения, полученные  в результате следственных экспериментов,  в том числе в ходе исследования  транспортного средства и места  происшествия;

-  данные, содержащиеся в выводах других экспертов (трасологов, медиков, психологов).

Направленные эксперту материалы дела должны быть перечислены  в постановлении (определении) о  назначении экспертизы.

Эксперту не могут  представляться материалы, не приобщенные  к делу в установленном законном порядке.

Объекты экспертного исследования нельзя смешивать с исходными данными, которые частично представляются органом, назначившим экспертизу, а частично их выбирает сам эксперт. Так, эксперт-автотехник не ограничен в выборе научно-технических и справочных данных, содержащихся в научно-исследовательской и технической литературе. Он в праве самостоятельно использовать справочные сведения и технические нормативы, рекомендованные методики, а также содержащиеся в научных изданиях, ГОСТах, инструкциях и т.п. документов.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных его участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:

  • выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам обычно относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация дорожного движения и соответствующие технические средства;
  • отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;
  • установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;
  • определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их  действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.

 

1.3. Организация и виды судебной автотехнической

экспертизы

Производство судебных автотехнических экспертиз производится в соответствии с уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, Положением и инструкцией об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ.

Судебная автотехническая экспертиза производится по заданиям органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов в связи с расследованием и рассмотрением уголовных и гражданских дел.

Основанием для производства этого  вида экспертизы служит постановление  лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда (постановление, определение судьи) о назначении экспертизы [38].

Судебная автотехническая  экспертиза производится как сотрудниками экспертных учреждений, обладающими  специальными познаниями в области  судебной автотехники, прошедшими подготовку по судебной автотехнической экспертизе и получившими квалификацию судебного эксперта-автотехника, так и специалистами, не являющимися штатными сотрудниками этих учреждений. На экспертную деятельность внештатных сотрудников полностью распространяется требование Инструкции.

За нарушение порядка  производства экспертизы и недобросовестное отношение к обязанностям эксперта виновные привлекаются к ответственности  в установленном порядке.

Судебные автотехнические  экспертизы производятся как в помещениях экспертных учреждений, так и вне их (на месте ДТП, в местах нахождения транспорта, зале судебного заседания).

С учетом предмета доказывания  и специальных познаний автотехническая  экспертиза может быть разделена  на следующие виды:

    • экспертиза технического состояния транспортных средств (технико-диагностическая экспертиза);
    • экспертиза механизма различных видов ДТП;
    • экспертиза транспортно-трасологическая (исследование следов и повреждений ТС, участников ДТП);
    • экспертиза состояния дороги, дорожных условий и условий окружающей внешней среды.

Помимо приведенных  четырех видов экспертиз, широко используемых в следственной и судебной практике, в пособии для экспертов-автотехников приводится пятый вид экспертизы: инженерно-психофизиологическая. Это экспертиза состояния и действия водителя и других участников ДТП. Данный вид экспертизы выделен в качестве перспективного направления развития автотехнической экспертизы.

Информация о работе Понятие, цели, организация и производство судебной автотехнической экспертизы