Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 21:15, курсовая работа
Объектом изучения экономики железнодорожного транспорта является железнодорожный транспорт общего (магистральный) и необщего (железнодо-рожные подъездные пути) пользования - как универсальный вид транспорта и составная часть единого транспортного комплекса страны, представляющего собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих и конкурирующих между собой при сохранении единого государственного регулирования и контроля в естественно монопольных и конкурентных секторах транспортного рынка.
Составной частью экономики
железнодорожного транспорта является
совокупность знаний (нередко - противоречивых)
о роли научно-технического прогресса
для повышения темпов экономического
роста, о методологии оценки экономической, социальной и
экологической эффективности капитальных
вложений в действующую и новую технику,
о взаимосвязи методов оценки инноваций
и инвестиций, о выборе источников финансирования
мероприятий НТП в условиях развития разных
форм собственности в стране и недоказанности
их оптимального сочетания.
Не все действующие сегодня научные положения
безупречны и отвечают требованиям экономической
стратегии развития транспортного производства
во имя сохранения территориальной целостности
России и роста могущества государства.
Недостаточно разработана теория ценообразования
на новую транспортную технику с учетом
ее реальной потребительной стоимости.
На повестке дня давно стоит проблема
разработки экономически обоснованных
требований к эксплуатационно-техническим
и экологическим характеристикам транспортной
техники будущих поколений, например,
высокоскоростных пассажирских поездов
на «колесе» или магнитном подвешивании.
Экономика железнодорожного транспорта, исследуя наиболее рациональные принципы построения транспортных тарифов и договорных цен на перевозки, разрабатывает рекомендации по более полному отражению в них не только общественно необходимых, но и индивидуально необходимых затрат труда (ОНЗТ и ИНЗТ) продукции транспорта во внутренних и внешнеторговых перевозках грузов, по экономическому стимулированию с помощью тарифов более рационального размещения производства промышленной продукции на территории страны и в ее регионах, по оптимизации транспортно- экономических связей, улучшению качества и повышению эффективности перевозок и транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров.
Экономика железнодорожного
транспорта исследует качественный характер
и количественную меру взаимосвязей между
техническими, эксплуатационно-
Работа магистрального железнодорожного транспорта экономически связана с работой железнодорожных подъездных линий предприятий и организаций промышленного и других отраслей производства. В общем объеме отправления и прибытия грузов на железнодорожном транспорте около 75-80% занимают подъездные пути. Уровень их работы и развития существенно влияет на качество и эффективность работы магистральных железных дорог. Экономика железнодорожного транспорта как наука изучает проблемы финансирования и развития железнодорожных подъездных путей в комплексном единстве с функционированием и развитием магистрального железнодорожного транспорта общего пользования.
Важнейшей составляющей экономики железнодорожного транспорта являются проблемы экономики труда, планирования и научной организации труда, технического нормирования и организации заработной платы. В условиях рыночных отношений эти проблемы решаются в большей мере на основе инициативы и предприимчивости трудовых коллективов. А экономика железнодорожного транспорта вооружает их основами научных знаний в области методов управления транспортным производством, планирования, организации и стимулирования труда, обобщает опыт передовых коллективов, обогащая тем самым свой научный арсенал руководства экономикой отрасли.
Основополагающей проблемой экономики железнодорожного транспорта является приращение научных знаний в сфере совершенствования экономического механизма управления отраслью в целом, ее подразделениями, службами, хозяйствами, линейными производственными структурами с переходом преимущественно к экономическим методам руководства и управления на хозяйственно-правовой основе, к формированию научнообоснованной системы стабильных долговременных экономических нормативов и стандартов как пер-спективного инструмента планового руководства, в котором гибко сочетаются централизованные и децентрализованные формы управления. Серьезное внимание уделяется разработке в регулируемых рыночных условиях современных структур управления с учетом тенденций концентрации, специализации и кооперирования транспортного производства, а также проблемам взаимодействия с отраслями производства, обеспечивающими транспорт необходимыми ресурсами, прежде всего - с отраслью транспортного машиностроения.
В содержании экономики железнодорожного транспорта как науки необходимо четко выделить и разграничить две группы приоритетных проблем, характеризующих общественную и внутрихозяйственную (коммерческую) сторону ее деятельности. Первая - проблема удовлетворения потребности в перевозках и транспортном обслуживании грузовладельцев и населения по объему (степени полноты), качеству и структуре; вторая - проблема экономической и коммерческой эффективности работы и развития отрасли.
При этом следует иметь
в виду, что по мере падения темпов роста
производства и снижения уровня жизни
населения величина неудовлетворенной
потребности в перевозках и транспортном
обслуживании грузов и пассажиров до настоящего
времени возрастала, полностью удовлетворяется
лишь платежеобеспеченный спрос на перевозки,
который нередко намного меньше потенциальной
потребности в них.
Поэтому стратегия развития экономики
железнодорожного транспорта как науки
должна быть ориентирована на изучение,
выявление и удовлетворение всех потребностей
в перевозках и во всех видах транспортного
обслуживания.
Управление транспортным комплексом осуществляется в соответствии с разрабатываемыми целевыми программами его функционирования и развития, что требует единого руководства, контроля и финансовой поддержки на общегосударственном уровне. Даже в условиях преуспевающих рыночных отношений государство не может снять с себя ответственность и отказаться от регулирования основной перевозочной деятельности всех видов транспорта общего пользования, входящих в транспортный комплекс России.
Экономика железнодорожного
транспорта как наука и экономика транспортного
комплекса исходят из того, что плановая
и рыночная экономики основываются не
на взаимоисключающих, а на взаимодополняющих
методах и рычагах управления, что давно
подтверждено всей мировой наукой и практикой.
В сущности, вся экономическая политика
в области транспорта должна направляться
на поиск оптимального сочетания централизации
и децентрализации в управлении и проработку
реализации регулирующей роли государства.
Что касается работы транспортного комплекса
страны, в сферу эффективного государственного
регулирования входят, прежде всего, политика
ценообразования, инвестиционная и инновационная
политика, а также методы обеспечения
высокого уровня безопасности перевозок,
учитывающие отечественный и зарубежный
опыт развития научно-технического прогресса.
В экономике железнодорожного транспорта,
равно как и других видов транспорта, широко
используется и принцип эксперимента,
призванного проверить на практике правильность
трансформаций экономического механизма.
Однако этот принцип даже в теоретической
экономике имеет ограниченные возможности
применения по сравнению с отраслевыми
экономиками.
Следует различать содержание экономики железнодорожного транспорта как науки и как учебной дисциплины. Содержание последней намного уже. В настоящее время процесс выделения разных разделов и частей экономики железнодорожного транспорта в самостоятельные учебные дисциплины осуществляется с целью наиболее глубокого изучения сложных и практически значимых разделов базового курса. К ним относятся такие дисциплины, как «Ценообразование на железнодорожном транспорте», «Себестоимость железнодорожных перевозок», «Организация, нормирование труда и оплата труда на предприятиях железнодорожного транспорта», «Инвестиционный и инновационный менеджмент на транспорте» и др. Изучение этих дисциплин строится на единой методологической основе, что позволяет обеспечить постепенное формирование высококвалифицированных специалистов для отрасли.
Надежное управление
- основа устойчивой работы железнодорожного
транспорта. Его деятельность, по сравнению
с другими отраслями народного хозяйства,
имеет существенные особенности, что во
многом определяет специфику всей системы
управления отраслью.
Основные принципы организации управления
на путях сообщения России определились
уже в прошлом столетии. Главной идеей,
которая лежала в основе развития транспорта
дореволюционной (царской) и послеоктябрьской
(советской) России, была целостность,
единство управления транспортом. В 1865
г. было учреждено единое Министерство
путей сообщения (а единое транспортное
ведомство - более 200 лет назад, в 1798 г.).
С 1869 г. Россия первой в Европе начала переход
к бесперегрузочным сообщениям.
В течение полутора
с лишним веков на территории нашей страны
сформировалась уникальная моноцентрическая
железнодорожная сеть (в отличие от американской - полицентрической),
позволившая выполнять на линиях протяженностью
в 2 раза меньше, чем в США, в 3 раза больший
объем перевозок. Другие виды транспорта
также развивались и функционировали
в интересах всего народного хозяйства.
Перевозки грузов осуществляются общим
для всех железных дорог парком грузовых
вагонов и контейнеров, в условиях дефицита
которого наиболее рациональным является
централизованное регулирование и распределение
по регионам, что позволяет обеспечивать
его эффективное использование. Все эксплуатационные
звенья железнодорожного транспорта взаимодействуют
в общей технологии, которая наряду с повышенными
требованиями к организации и безопасности
движения поездов, координации деятельности
множества участников перевозочного процесса
предопределяет необходимость непрерывного
централизованного руководства эксплуатационной
работы в пределах всей железнодорожной
сети. Такое управление дает возможность
оперативно, в зависимости от потребности,
решать задачи первоочередного вывоза
пассажиров и приоритетных грузов, в том
числе в условиях аварий и стихийных бедствий.
В соответствии с этими особенностями,
развиваясь в условиях конкретной страны,
железнодорожный транспорт получил сложную
разветвленную структуру, обеспечивающую
четкое взаимодействие между его подразделениями.
В ее основу положена следующая схема,
отражающая выработанные многолетним
опытом условия надежного управления
всем производственно- хозяйственным
комплексом: министерство железная дорога
отделения железной дорог и линейные подразделения
(железнодорожные станции, локомотивные
и вагонные депо, дистанции пути, сигнализации
и связи, электроснабжения, погрузочно-разгрузочных
работ и др.).
Наряду с этим для обеспечения устойчивой работы основных технических средств - подвижного состава и постоянных устройств на железнодорожном транспорте - создана мощная промышленная и научная база, действует собственный ремонтно-строительный комплекс, включающий в себя строительные тресты, предприятия стройиндустрии, проектно-изыскательские организации. Наиболее крупные промышленные предприятия и научные организации, работающие по своему профилю на всю сеть или для нескольких железных дорог, находятся в непосредственном подчинении ОАО «РЖД». Отличительной особенностью железнодорожного транспорта, по сравнению с другими отраслями сферы материального производства, является значительная удаленность большей части его производственных объектов от промышленных и административных центров, других крупных населенных пунктов. Поэтому железнодорожный транспорт имеет собственную социальную сферу: предприятия торговли, общественного питания, учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Железные дороги, а также перечисленные выше предприятия, организации и учреждения других видов деятельности образуют систему железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Несмотря на то, что централизованное управление железнодорожным транспортом основывается на хозрасчетных взаимоотношениях как внутри, так и между производственными системами, еще одной его важнейшей особенностью является то, что основная продукция железнодорожного транспорта - перевозка - в законченном виде образуется, как правило, на уровне отрасли. По существу, железнодорожный транспорт Российской Федерации функционирует как единое предприятие с управлением из единого центра, роль которого с 1 октября 2003 г. выполняет ОАО «РЖД». На него возложено хозяйственное руководство всем комплексом железнодорожного транспорта общего пользования, включая централизованное формирование и распределение доходов от создаваемой транспортной продукции, сосредоточение финансовых и материальных ресурсов для развития сети, внедрения достижений научно-технического прогресса, приобретения и ремонта подвижного состава, содержания верхнего строения пути и др. Функции государственного управления железнодорожным транспортом переданы Министерству транспорта Российской Федерации.
Вместе с тем, ввиду большой протяженности железнодорожных линий (87 тыс. км), значительного количества производственных объектов (свыше 8 тыс. предприятий, организаций и учреждений), во многом различных по назначению, технической оснащенности и способам организации производства, управление всеми объектами железнодорожного транспорта не может осуществляться исключительно из единого центра. Поэтому оно обеспечивается сочетанием отраслевого и территориального принципов. То есть вся железнодорожная сеть по технологии работы, техническим возможностям средств управления и сложившимся условиям работы разделена на значительные по протяжен-ности и вместе с тем взаимосвязанные участки - железные дороги (теперь - филиалы ОАО «РЖД»), которые, в свою очередь, состоят из отделений желез-ных дорог, а в составе отделений железных дорог действуют отраслевые линейные структурные подразделения.
Информация о работе Система управления железнодорожным транспортом