Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:31, доклад

Краткое описание

Автомобиль ЗИЛ-131 предназначен для перевозки различных грузов и людей, буксировки прицепных систем по всем видам дорог и местности.
Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от + 55 до - 45 градусов.
Рассмотрена полная техническая характеристика ЗИЛ-13.

Содержание

1. Главные параметры автомобиля......................................................................................4
2. Коробка передач автомобиля.......................................................................................4-12
3. Карданная передача.....................................................................................................12-15
4. Раздаточная коробка автомобиля..............................................................................15-26
5. Ведущие мосты автомобиля.......................................................................................26-28
6. Шасси автомобиля.......................................................................................................28-41
7. Литература.........................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

ЗИЛ.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на  тему

 

"Техническое  обслуживание 

и ремонт трансмиссии 

автомобиля  ЗИЛ-131"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ученик ОГБОУ

СПО "РПК",

5 группы, 2 курса,

автомеханик,

     Шакиров Дмитрий.

 

 

 

 

 

 

 

г. Родники

2013г. 
Содержание

                                 стр.

1. Главные параметры автомобиля......................................................................................4               

2.  Коробка передач  автомобиля.......................................................................................4-12

3.  Карданная  передача.....................................................................................................12-15

4.  Раздаточная  коробка автомобиля..............................................................................15-26

5.  Ведущие  мосты автомобиля.......................................................................................26-28

6.  Шасси автомобиля.......................................................................................................28-41

7. Литература.........................................................................................................................42 

 

 

Автомобиль ЗИЛ-131 
1.  Главные параметры автомобиля

 

Автомобиль  ЗИЛ-131 предназначен для перевозки различных грузов и людей, буксировки прицепных систем по всем видам дорог и местности. Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от + 55 до - 45 градусов.

Технические характеристики ЗИЛ-131:

- полная масса  автомобиля - 10 185 кг; 

- масса снаряженного  автомобиля – 6 100 кг;

- масса неснаряженного  автомобиля – 5 275 кг; 

- допустимая  полная масса буксируемого прицепа  с грузом – 4 150 кг; 

- масса перевозимого  груза - 3 750 кг;  

Габаритные  размеры, мм.:  

- длина – 6900; 

- ширина – 2500; 

- высота по  кабине – 2510; 

Формула колес: 6?6.

Максимальная  скорость - 80 км/ч. 

Расход топлива, л/100 км:  

- при скорости 40 км/ч - 28,5; 

- при скорости 60 км/ч - 35,0.

Мощность двигателя  при 3200 об/мин, л.с. – 150. 

Крутящий момент двигателя при 1800-2000 об/мин, кГс/м – 41.

 

Система смазки смешанная (смазка осуществляется под  давлением и разбрызгиванием  с охлаждением масла в радиаторе).

Система питания  с принудительной подачей топлива  бензонасосом диафрагменного типа. Карбюратор К–88АМ - двухкамерный, с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой. Применяемое топливо - бензин А-76 ГОСТ 2084 - 77.

Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.

Рулевое управление с гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом. Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющая с зубчатым сектором. Среднее передаточное число рулевого механизма - 20.

Тормоза рабочие  – колодочная, барабанного типа, действует на все колеса, привод пневматический. Стояночная - барабанного типа действует на трансмиссию, привод механический.

 

2.  Коробка передач автомобиля

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ 3ИЛ-131

 

На автомобилях  ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) и ЗИЛ-130 (3ИЛ-431410) и их модификациях установлена механическая, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами. На автомобилях ЗИЛ-130 на вторичном валу устанавливался барабанный стояночный тормоз.

Применение  синхронизаторов в коробке передач облегчает управление автомобилем, обеспечивает бесшумность включения передач и повышает долговечность зубчатых муфт шестерен.

 

СНЯТИЕ  И УСТАНОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 

 

При снятии коробки  передач необходимо отвернуть болты  крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданого вала.  Отвернуть болты крепления ПГУ к кронштейну, отсоединить толкатель от рычага вилки сцепления и, не разъединяя трубопроводы, закрепить ПГУ на автомобиле так, чтобы не повредить трубопроводы. Снять картер с рычагом переключения передач. Отcоединить кронштейн промежуточной опоры от поперечины рамы и опустить карданный вал, отсоединить вал спидометра. Отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления с помощью накидного ключа. Отсоединить от картера сцепления коробку передач и снять ее при помощи домкрат-тележки со специальным съемником 32П-1270.

Сняв коробку  передач с автомобиля, надо установить на место картер с рычагом управления коробкой. Перед разборкой необходимо слить масло, вывернуть пробку из сливного отверстия, затем очистить и промыть коробку передач снаружи. С помощью подвески зацепить коробку, поднять ее подъемником и установить на приспособление для разборки и сборки коробок передач. Установка коробки передач на автомобиль осуществляется в последовательности, обратной ее снятию.

 

РА3БОРКА  КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 

 

Для снятия и  разборки картера нaконечника рычага переключения передач вывернуть предохранитель включения первой передачи и заднего хода.

Отвернуть четыре болта крепления картера, снять картер с рычагом в сборе и прокладку картера. Отвернуть гайку с наконечника, снять рычаг и вынуть шпонку. Закрепить картер наконечника рычага в тиски, направив наконечник вниз. Отвернуть гайку  крепления оси промежуточного рычага, придерживая при этом головку оси, снять пружинную шайбу и ось с промежуточным рычагом. Затем вынуть ось из отверстия рычага и предохранитель. Вынуть из картера пружину снять опору  рычага, вынуть рычаг в сборе и фиксатор рычага.

 

Демонтаж  и разборка механизма  переключения передач

Отвернуть болты  крепления крышки коробки, снять крышку в сборе с механизмом переключения передач, снять прокладку крышки. Если прокладка приклеилась, надо осторожно отделить ее с помощью отвертки или другого инструмента. Механизм переключения коробки передач разбирают в приспособлении, в котором крышка закрепляется в положении, удобном для разборки. При отсутствии приспособления разборку крышки можно вести, закрепив крышку в тисках. Разборку механизма переключения передач необходимо вести в следующем порядке. Расшплинтовать стопорные болты крепления вилок и предохранительных головок на штоках отвернуть стопорные винты крепления вилок и болты крепления головок штока. С помощью воротка передвинуть один шток переключения передач и выпрессовать заглушку из гнезда. Передвигая шток, снять вилку и, придерживая рукой фиксаторные шарики, вынуть шток другой рукой.

Аналогичным способом вынуть два других штока переключения передач.

 

Снятие  и разборка первичного вала

Отсоединить оттяжную пружину от муфты подшипника выключения сцепления, снять муфту с подшипником в сборе. Отвернуть четыре болта крепления крышки переднего подшипника первичного вала и снять крышку с прокладкой.

Чтобы вынуть из гнезда картера первичный вал, надо выпрессовать шариковый подшипник с помощью cъeмника 40П-5019 и снять вал с подшипником в сборе. Снять замочные кольца  и спрессовать подшипник с помощью приспособления.

 

Снятие  и разборка вторичного вала

3астопорив воротком  шестерню первой передачи, отвернуть гайку фланца вторичного вала, спрессовать фланец. Отвернуть болты крепления крышки вторичного вала и снять крышку с прокладкой. Снять с конца вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра. Выпрессовать из гнезда картера коробки подшипник вторичного вала вместе с валом с помощью оправки и молотка. Спрессовать с помощью приспособления подшипник вторичного вала, вынуть из картера коробки вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами. Снять с вала синхронизатор четвертой и пятой передач, шестерню  первой передачи. Снять при помощи двух отверток замочное кольцо крепления шестерни четвертой передачи. Снять упорную шайбу  вместе с шестерней четвертой передачи и стальную втулку  вместе со стопором, упорную шайбу и шестерню третьей передачи, синхронизатор второй и третьей передач. Снять при помощи двух отверток замочное кольцо крепления шестерни второй передачи. Снять упорную шайбу и шестерню второй передачи. Синхронизаторы без необходимости разбирать не следует.

 

Снятие  и разборка промежуточного вала  и блока шестерен заднего хода

Отвернуть болт крепления стопора  оси блока шестерен заднего хода, снять стопор, вынуть из картера ось блока. Для выпрессовки оси блока шестерен заднего хода применяют съемник мод. И 803.20.00. Отвернуть четыре болта крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала, снять крышку с прокладкой, отогнуть тонкий край гайки, застопорить воротком шестерню промежуточного вала и отвернуть гайку крепления заднего подшипника. Выпрессовать из гнезда картера задний подшипник вместе с промежуточным валом, сдвинуть вал с шестернями по оси в сторону подшипника. Спрессовать при помощи съемника задний подшипник промежуточного вала. Способ спрессовки этого подшипника с вала такой же, как спрессовка подшипника с вторичного вала. Вынуть из картера промежуточный вал с шестернями в сборе вручную. Вынуть наружное кольцо подшипника промежуточного вала из гнезда картера. При необходимости выбить при помощи оправки заглушку, закрывающую передний подшипник, и вынуть стопорное кольцо. Для разборки промежуточного вала спрессовать внутреннее кольцо подшипника с роликами, снять замочное кольцо, спрессовать все шестерни с вала и вынуть шпонки из пазов. Спрессовку шестерен можно производить с помощью приспособления или с помощью подкладок на прессе. Последние две шестерни  заднего хода и  второй передачи надо спрессовать вместе.

 

ПРОВЕРКА  ДЕТАЛЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

 

Картер

Картер коробки передач литой из серого чугуна марки СЧ 24 ГOCT 1412-85.

После снятия с  картера коробки передач сопряженных  с ним деталей нeобходимо внимательно проверить состояние  привалочных поверхностей, отсутствие трещин и величину износа отверстий под подшипники.

Трещины и пробоины в картере коробки передач являются браковочным признаком. При износе отверстий под подшипники сверх допустимых размеров кapтер коробки передач подлежит замене. Повреждение резьбы в отверстиях кapтера допускается в пределах не более двух ниток.

Биение переднего и заднего торцов картера относительно общей оси отверстий под подшипник вторичного вала допускается в пределах 0,08-0,15 мм.

Непараллельность осей промежуточного и вторичного валов и отклонение от общей плоскости, проходящей через них, не должны превышать 0,07-0,12 мм на всей длине картера. Неплоскостность остальных привалочных поверхностей картера коробки передач должна быть в пределах 0,15-0,30 мм.

 

Первичный вал с зубастым венцом, шестерни постоянного зацепления и шлицевым отверстием

Первичный вал  изготовляется из стали 25ХГM, глубина нитроцементованнoгo слоя 0,6-0,8 мм, твердость поверхностного слоя Н RСэ 61-66, твердость сердцевины НRСэ 37-46.

При износе шеек и шлицев вала сверх размеров, допустимых без ремонта, первичный вал следует заменить.

Изношенные  шейки вала могут быть отремонтированы  хромированием с последующей  их обработкой под номинальные размеры.

Биение внутреннего отверстия нового первичного вала относительно шеек под подшипники допускается не более 0,02 мм. При наличии изгиба или скручивания вал подлежит замене.

3убья шестерни  первичного вала не должны иметь трещин. Незначительные забоины, заусеницы и сколы по торцам зубьев следует зачистить.

 

Вторичный вал

Вторичный вал  изготовлен из стали 25ХГM, глубина нитроцементации 0,8-1,1 мм, твердость поверхностного слоя НRСэ 61-66, твердость сердцевины НRСэ 37-46. Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм.

 

Шестерни вторичного вала

Биение торцов шестерен коробки передач допускается  не более 0,05 мм.

При наличии  на шестернях трещин, больших износов  зубьев и шлицев шестерни следует  заменить.

Незначительные  сколы на торцах зубьев следует зачистить. Сколы на рабочей поверхности не допускаются.

 

Синхронизаторы  коробки передач

Каретки синхронизаторов изготовлены из стали 25XГТ, глубина нитроцементации  0,7-0,9 мм, твердость поверхностного слоя НRСэ 61-66, твердость сердцевины НRСэ 37-46. Конусные кольца латунные, штампованные.

При наличии  износов деталей и потере упругости пружин синхронизатор следует заменить в сборе. Для нового синхронизатора допускается торцовое и радиальное биение каретки до 0,1 мм.

 

Промежуточный вал

Промежуточный вал изготовлен из стали 25ХГM, глубина нитроцементации 0,8-1, 1 мм, твердость поверхностнoгo слоя НRСэ 58-61, твердость cepдцевины НRСэ 35-45.

Биение шеек промежуточного вала относительно оси  допускается не более 

0,04 мм. Неисправные  шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей, их обработкой под номинальные размеры.

 

Шестерни  промежуточного вала

Требования  к ремонту шестерен промежуточного вала аналогичны тpeбованиям к шестерням  вторичного вала.

 

Блок шестерен и ось 6лока шестерен заднего хода

Блок шестерен изготовлен из стали 25ХГM, глубина нитроцементации 0,5-0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRСэ 58-61, твердость сердцевины НRСэ 37-46.

Требования  к ремонту блока шестерен аналогичны требованиям к ремонту шестерен вторичного и промежуточного валов коробки передач.

Информация о работе Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131