Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:31, доклад

Краткое описание

Автомобиль ЗИЛ-131 предназначен для перевозки различных грузов и людей, буксировки прицепных систем по всем видам дорог и местности.
Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от + 55 до - 45 градусов.
Рассмотрена полная техническая характеристика ЗИЛ-13.

Содержание

1. Главные параметры автомобиля......................................................................................4
2. Коробка передач автомобиля.......................................................................................4-12
3. Карданная передача.....................................................................................................12-15
4. Раздаточная коробка автомобиля..............................................................................15-26
5. Ведущие мосты автомобиля.......................................................................................26-28
6. Шасси автомобиля.......................................................................................................28-41
7. Литература.........................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

ЗИЛ.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

 

Крышка  картера коробки передач с  механизмом переключения передач

На крышке коробки  передач не допускаются трещины и сколы. При износе отверстий в крышке под стержни переключения передач крышку следует заменить или отремонтировать постановкой втулок.

Погнутость  стержней переключения передач допускается  не более 0,1 мм. Погнутые стержни могут  быть отремонтированы правкой. Стержни  переключения передач, изношенные сверх допустимых размеров, следует заменить или восстановить хромированием с последующей обработкой.

Износ пазов  в стержнях под фиксаторные шарики допускается такой, при котором  просвет между профильным шаблоном и пазом не превышает 0,6 мм.

При превышении указанного допуска штоки следует  заменить.

При наличии  трещин и обломов на вилках, головках и рычаге переключения передач их следует заменить.

Погнутые вилки  и рычаги переключения передач могут  быть отремонтированы правкой. При  износе лапок вилки переключения сверх допустимого размера вилки  следует заменить.

При износе паза в вилках и головке под рычаг переключения передач, износе отверстий в вилках и головке под стержень переключения передач их следует заменить.

При износе канавки под фиксатор рычага переключения передач рычаг следует заменить.

 

СБОРКА  КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

 

Сборка  и установка промежуточного вала

Установить  в пазы вала шпонку  и последовательно напрессовать на вал предварительно подобранные по шейкам шестерню второй передачи (натяг 0,005-0,055 мм), шестерню заднего хода (посадка от натяга 0,04 мм до зазора 0,01 мм), шестерню третьей и четвертой передач (натяг 0,015-0,065 мм).

Установить  распорную втулку, напрессовать шестерню постоянного зацепления (натяг 0,015-0,065 мм) и закрепить ее замочным кольцом. Кольцо установить с помощью оправки. Все шестерни промежуточного вала должны быть напрессованы до упора в торец. Установить картер коробки передач на приспособление. Вставить в гнездо картера кольцо переднего роликового подшипника промежуточного вала (посадка от натяга 0,010 мм до зазора 0,033 мм).

Надеть роликовый  подшипник на передний конец промежуточного вала (зазор 0,015-0,047 мм). Вставить в картер промежуточный вал в сборе с шестернями, направив последовательно сначала задний конец вала в гнездо шарикового подшипника, затем установить в наружное кольцо передний конец вала с роликовым подшипником в сборе.

Напрессовать  шариковый подшипник в сборе  с замочным кольцом на задний конец  промежуточного вала (натяг 0,003-0,032 мм), направить его в гнездо картера, установить подшипник вместе с валом в гнездо картера с помощью специальной оправки (посадка от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм).

Навернуть гайку  и затянуть ее. 3aкpeпить гайку, вдавив ее тонкий край в паз вала. Установить заднюю крышку с прокладкой и закрепить  крышку болтами с пружинными шайбами.

Установить  в выточку гнезда картера переднего подшипника стопорное кольцо и посадить его с помощью оправки, вставить в гнездо заглушку и запрессовать ее специальной оправкой. Вставить в отверстие блока шестерен заднего хода роликовые подшипники, установив между ними распорную пружину, установить блок в картер коробки, вставить ось блока шестерен (с посадкой: конец оси большого диаметра от натяга 0,052 мм до зазора 0,004 мм, конец оси меньшего диаметра с зазором 0,007-0,060 мм).

Установить  в выточку стопорную пластину и закрепить ее болтом с пружинной шайбой.

 

Сборка  т установка вторичного вала и  синхронизаторов

Установить  вал в тиски с мягкими подкладками задним концом вниз и собрать детали вала в указанной ниже последовательности. Надеть на шлицы

шестерню первой передачи, установить шестерню второй передачи, надеть на вал упорную шайбу, закрепить шестерни замочным кольцом, посадив его в выточку вала с помощью специальной оправки.

Установить  на шлицы вала синхронизатор  второй и третьей передач, установить на шейку вала шестерню  третьей передачи, поставив упорную шайбу, установить втулку  шестерни четвертой передачи, направив ее фиксаторный штифт в шлицевой паз вала. Установить на втулку шестерню четвертой передачи, поставить упорную шайбу  и закрепить шестерню замочным кольцом, посадив его в выточку вала с помощью пустотелой оправки. Кольцо должно плотно сидеть в канавке. Установить на шлицы вала синхронизатор четвертой и пятой передач.

Установить  вторичный вал в сборе в  картер коробки, направив задний конец  вала в гнездо картера, надеть подшипник в сборе с замочным кольцом на конец вала и, направив его в гнездо картера, запрессовать подшипник вместе с валом с помощью специальной оправки.

Для повышения  долговечности переднего  подшипника вторичного вала, а вместе с ним и вала, а также для упрощения сборки и разборки коробки передач с сентября 1967r. на автомобилях ЗИЛ-130 и его модификациях (начиная с шасси автомобиля ЗИЛ-130 № 223003) взамен отдельных 14 штук роликов введен роликовый подшипник 306647-П (ГПЗ N 264706), собранный в сепаратор.

При этом изменены передний и вторичный валы коробки  передач и установлено усиленное  стопорное кольцо шестерни четвертой  передачи толщиной 3 0,1 вместо 2,45 мм.

Первичные валы взаимозаменяемые.

Вторичные валы не взаимозаменяемые.

Вторичные валы 130-1701105-Б можно устанавливать в коробки передач автомобилей, выпущенных до сентября 1967r., только комплектно с подшипником 306647-П и стопорным кольцом 130-1701199. Такой комплект заводом выпускается за номером 130-1701101.

Новый вторичный  вал 130-1701105-Б можно устанавливать со старым первичным валом в сборе 130-1701025, для этого нужно удалить ролики 306229-П и замочное кольцо 307750-П и установить подшипник 306647-П.

 

Сборка  и установка первичного вала

Для сборки первичного вала надо установить его в приспособление и напрессовать подшипник (натяг 0,003-0,038 мм). Установить в проточки замочные кольца. Вынуть вал из приспособления и установить в гнездо роликовый подшипник.

Установить  в гнездо картера первичный вал  с подшипником в сборе (посадка подшипника от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм) и направить конец вторичного вала в роликовый подшипник первичного вала. Установить крышку подшипника первичного вала с прокладкой, закрепить их болтами с пружинными шайбами. Надеть на направляющую крышки муфту с подшипником выключения сцепления и установить на муфту оттяжную пружину.

До декабря 1966r. на автомобилях 3ИЛ-130 и его модификациях устанавливался в торце заднего конца коленчатого вала смазываемый подшипник переднего конца первичного вала коробки передач.

С декабря 1966r. устанавливается подшипник, имеющий постоянный запас смазки (с «вечной смазкой»), которая закладывается на заводе изготовителем подшипников. Периодического добавления смазки этот подшипник не требует.

На автомобили выпуска до августа 1966r. можно устанавливать указанный выше подшипник с «вечной смазкой» без каких либо переделок, заменив при этом масленку пробкой 305006-П.

 

Сборка  крышки коробки передач

Сборка крышки коробки передач производится в  последовательности, обратной разборке. При сборке крышки сначала вставить шток с вилкой переключения первой передачи и заднего хода, затем шток  с вилкой переключения четвертой и пятой передач и, наконец, шток  с вилкой переключения второй и третьей передач. После установки штоков и вилок их следует закрепить стопорными болтами, зашплинтовать проволокой, завернув ее концы.

Проверить и  при необходимости установить в нейтральное положение шестерню первой передач и каретки синхронизаторов.

Установить  крышку коробки передач с прокладкой, направив концы вилки в паз шестерни первой передачи и пазы лапок других вилок на диски кареток синхронизаторов, затем закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.

 

Испытание коробки передач

После сборки в  коробку передач необходимо залить масло до уровня контрольной пробки и проверить ее на специальном стенде.

Обкатку коробки  передач следует производить  от электродвигателя в течение 3-5 мин на каждой последовательно включенной передаче.

В процессе обкатки  коробки передач проверяют нормальное включение передач, отсутствие повышенных шумов шестерен в зацеплении и стука, отсутствие течи масла в манжетах и стыках, а также отсутствие других неисправностей.

Исправную коробку  передач установить на двигатель  с помощью домкрат-тележки или тали при снятом вентиляционном люке кабины, закрепить коробку передач на шпильках гайками с пружинными шайбами.  Момент затяжки гаек должен быть 1200-150 Н.м

 

 

 

3.  Карданная передача

 

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

 

Карданная передача автомобиля ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) состоит из четырех карданных валов. Конструкция карданных валов переднего и заднего

мостов одинакова.

Каждый карданный  вал представляет собой тонкостенную трубу, к одному концу которой  приварена неподвижная вилка  шарнира, а к другому  шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира. Все восемь шарниров карданной передачи одинаковы по устройству и состоят каждый из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки  и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Шарниры не требуют  пополнения смазочного материала в процессе эксплуатации.

Для удержания  смазочного материала и предохранения  от загрязнения подшипники снабжены уплотнением, состоящим из манжеты  радиального уплотнения, вмонтированного  в обойму подшипника, и из торцового  уплотнения, напрессованного на шипы крестовин.

Основной карданный  вал, а также карданные валы переднего  и заднего мостов имеют герметичное  шлицевое соединение; смазочный материал во внутренней полости втулки удерживается от вытекания заглушкой, установленной  в шлицевой втулке, а также резиновым и войлочным  кольцами. Оба кольца предотвращают загрязнение шлицевого соединения.

Карданный вал  промежуточного моста имеет другую конструкцию.

Манжета запрессована в обойму: которая приварена к скользящей вилке. 3аrлушка, находящаяся в шлицевой втулке, удерживает смазку, заложенную при сборке. При эксплуатации пополнения смазки не требуется.

Карданные валы динамически сбалансированы, балансировка осуществлена приваркой балансировочных пластин на обоих концах трубы.

У основного карданного вала дисбаланс со стороны скользящих вилок надо исправлять установкой балансировочных пластин под болты крепления опорных пластин.

 

Снятие  и разборка карданной передачи

Для снятия карданной  передачи необходимо установить автомобиль на смотровую яму или на ровную чистую площадку. При снятии валов надо отвернуть гайки крепления фланцев и, придерживая вал, вынуть болты из отверстий фланцев, а затем вытащить вал из-под автомобиля.

При снятии вала  промежуточного моста надо также  отвернуть гайки крепления фланцев и, придерживая вал, вытащить болты из вилки-фланца крепления к промежуточному мосту.

3атем слегка  подать вал в сторону раздаточной  коробки, чтобы разъединились  фланцы карданного вала и промежуточного  моста. После этого снять карданный  вал с болтов и фланца раздаточной коробки и вытащить его из-под автомобиля. Болты запрессованы во фланец раздаточной коробки и поэтому не вынимаются. Каждый карданный вал снимается независимо друг от друга.

Перед разборкой  снятые с автомобиля карданные валы надо очистить от грязи и промыть в обезжиривающем растворе или в горячей воде, проверить наличие стрелок на скользящих вилках и шлицевых втулках. Если они отсутствуют, надо нанести метки взаимного расположения вилок и втулок.

Разборка шлицевых соединений основного карданного вала и карданных валов переднего и заднего мостов производится одинаково в следующем порядке.

Положить карданный  вал на верстак, пометить взаимное расположение вилки и шлицевой втулки, отвернуть гайку, разъединить вал, вынув скользящую вилку из втулки. 3атем снять со шлицевой вилки разрезную шайбу, резиновое кольцо, разрезную шайбу, войлочное кольцо, две разрезные шайбы и гайку.

Для разборки шлицевого соединения карданного вала промежуточного моста надо положить карданный вал на верстак и осторожно разъединить скользящую вилку и карданный вал, а затем вынуть из скользящей вилки манжету.

При разборке шарниров основного карданного вала заднего моста и основного карданного вала следует пометить балансировочные пластины, привернутые к торцам ушков вилок.

При разборке шарниров всех карданных валов необходимо нанести на вилки метки для того, чтобы при сборке сохранить их прежнее взаимное положение.

Разбирать карданный  шарнир рекомендуется только в случае выхода из строя его деталей. Разборка шарниров производится так же, как на автомобиле ЗИЛ-130.

 

ДЕТАЛИ  КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ

 

Карданный вал заднего моста

При eгo ремонте  надо проверить износ отверстий  под игольчатые подшипники, износ  шлицевого соединения, износ шипов  крестовины и игольчатых подшипников, а также eгo несбалансированность и биение.

Информация о работе Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобиля ЗИЛ-131