Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования – обосновать целесообразность использования комплекса методов и приёмов в работе по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе ознакомления детей с их трудом.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, решались следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Проанализировать программы дошкольного образования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых и формирование у них положительного отношение к труду взрослых;
3. Спланировать и провести работу по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе знакомства дошкольников с их трудом.
Введение 3
1. Значение работы по знакомству детей с трудом взрослых для развития детей 7
2. Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых 10
3. Формирование положительного отношения к труду взрослых через знакомство детей с их трудом 14
4. Практическая работа по формированию положительного отношения к труду взрослых 25
Заключение 32
Литература 34
Приложение 36
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство формирования положительных отношений к труду взрослых»
Введение
1. Значение работы по знакомству детей
с трудом взрослых для развития детей
2. Содержание работы по ознакомлению
старших дошкольников с трудом взрослых
3. Формирование положительного отношения
к труду взрослых через знакомство детей
с их трудом
4. Практическая работа по формированию
положительного отношения к труду взрослых
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Эта работа ведется на протяжении всего дошкольного периода.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
В настоящее время нередко можно наблюдать, как у детей не достаточно сформировано уважительное отношение к труду взрослых и его результатам.
Не смотря на то, что беседы о важности труда; сюжетно-ролевые и дидактические игры направленные на формирование ценностного отношения к труду других людей регулярно включаются в образовательный процесс старших дошкольников, представления детей в этой области сформированы не на должном уровне. Это происходит из-за ряда недостатков во взаимодействии, ДОУ и родителей по формированию уважения воспитанников к труду взрослых.
Со времен становления дошкольного воспитания знания о труде рассматривались как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку - труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе.
Проблемы трудового воспитания дошкольников описаны многими педагогами и психологами: Р.С. Буре, Л.С. Выготский, В.И.Логинова, Д.Б. Эльконин, и др. Ознакомление дошкольников с миром взрослых и его влиянии на развитие личности детей С.Л.Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, В. Федоренко.
Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные в 70-80-е года под руководством профессора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнутое уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.
Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.
Все это стало причиной для проведения исследования В.И. Логиновой, М.В.Крулехт, Л.А.Мишариной, которые показали возможность формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников. В качестве средств они предлагали использование игр, художественной литературы, занятий.
Изучение работы ДОУ показывает, что потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере, труд не становится действенным средством воспитания и развития личности. Теоретический анализ и практика отмечают, что в работе детского сада сохранились недостатки в трудовом воспитании дошкольников: снижение от группы к группе интереса детей к труду, бедность, узость, несистемный характер знаний о труде взрослых.
Следовательно, налицо перед нами практические, теоретические и социальные предпосылки исследования сути ознакомления дошкольников с трудом взрослых как средства формирования положительного отношения к труду взрослых. Это и определило тему нашего исследования: «Знакомство детей с трудом взрослых, как средство формирования положительного отношения к труду взрослых».
Цель исследования – обосновать целесообразность использования комплекса методов и приёмов в работе по формированию положительного отношения к труду взрослых в процессе ознакомления детей с их трудом.
Объектом исследования выступает процесс формирования положительного отношения детей к труду взрослых.
Предметом исследования является методы и приемы ознакомления с трудом взрослых как средства формирования положительного отношения к труду.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, решались следующие задачи:
Методы исследования:
База исследования – ДОУ № 301, Красноармейского района г. Волгограда.
1.Значение работы по знакомству детей с трудом взрослых для развития детей
Задача каждого педагога приготовить каждого ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:
- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- познакомился бы с тем, что
могут представлять собой
- был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
В.И.Логинова пишет "Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…"
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку. На конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, развивать интерес и любовь к труду.
Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызывать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение : они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Признавая ценность специальных наблюдений труда, их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям.
Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым.
Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном его использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие. Поэтому в самом начале дать пример для подражания. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии. Педагог обращает внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость.
Вызвав и поддержав у ребёнка интерес к человеку- труженику взрослый создает положительную эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду.
поддерживать и развивать интерес ребёнка к труду взрослых, подвести детей к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке) помогают целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы, конкретных примерах.
2. Содержание работы по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых
Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах:
"Знания о социальной
При отсутствии продуманного руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому".
Таким образом, "доступность" знаний о труде взрослых — это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы.
Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются: "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Гербовой, М.А. Васильевой, Комаровой); порциальные программы — такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство".