Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 07:01, курсовая работа

Краткое описание

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны.

Содержание

Введение
2
Теоретические аспекты накопительных пенсионных фондов
5
Экономическая сущность накопительных пенсионных фондов
5
Этапы становления накопительных пенсионных фондов в Республике Казахстан
14
Анализ современного состояния и развития накопительных пенсионных фондов в Казахстане
1
Деятельность накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан в 2010 году
18
Оценка инвестиционной деятельности АО «Единый накопительный пенсионный фонд»
28
Пути совершенствования накопительных пенсионных фондов и повышение их социальной значимости
3
Пути решения проблем накопительных пенсионных фондов
32
Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов
37
Заключение
42
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пенс. накоп. фонды курсовая.docx

— 153.77 Кб (Скачать файл)

Кроме создания финансово устойчивой и полностью финансируемой системы, пенсионные накопления вкладчиков способствуют усилению экономики посредством:

  • увеличения накоплений населения страны в целом;
  • финансирования развития организаций и инфраструктуры;
  • способствования развитию рынка капитала;
  • поддержки развития финансового сектора;
  • стимулирования развития новых финансовых инструментов;
  • поддержки развития страховой индустрии;
  • развития новых правовых концепций, таких, как фидуциарий, траст и т.д.

В казахстанской структуре накопительной пенсионной системы действуют три основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), и банки-кастодианы.

Схема взаимодействия этих субъектов при обеспечении накопительной пенсией будущих пенсионеров представлена на Рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Взаимодействие участников накопительной пенсионной системы Республики Казахстан

 

Накопительные пенсионные фонды входят в число важных социально-экономических институтов, распоряжающихся долгосрочными финансовыми ресурсами и являются наиболее активными институциональными инвесторами в экономике.

Казахстанские накопительные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которой гарантируется то, что пенсионный фонд специализируется исключительно на негосударственном пенсионном обеспечении.

Накопительные пенсионные фонды работают над тем, чтобы ваши отчисления работали на экономику страны и приносили вам так называемый инвестиционный доход. При этом деятельность пенсионных фондов строго регулируется государством, что позволяет свести к минимуму инвестиционные риски. Если пенсионный фонд несет определенные потери, то он обязан возместить вам ущерб. Пенсионными фондами управляют управляющие компании, которые вырабатывают стратегию вложений средств. В результате такой системы вы, не прилагая усилий, не только копите на свою старость, но и имеете возможность получать инвестиционный доход со своих отчислений, ваши деньги работают на экономику страны, и бюджет несет минимальные потери на обеспечение.

 В то  же время если вас не устраивают  результаты работы фонда, к примеру, уровень дохода, то вы вправе поменять фонд и перенести свой пенсионный капитал в другой фонд, где, на ваш взгляд, более оптимальные возможности для роста инвестиционного дохода капитала.

На 1 января 2010 года функционировало 14 накопительных пенсионных фондов, а на 1 ноября 2010 года их количество на пенсионном рынке уменьшилось до 13.

НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В то же время, накопительные пенсионные фонды обязаны:

- производить  пенсионные выплаты получателям;

- проводить  индивидуальный учет пенсионных  накоплений и выплат;

- предоставлять  вкладчику и получателю информацию  о состоянии его пенсионных  накоплений не реже одного  раза в год, а также по его  запросу;

- обеспечивать  конфиденциальность информации  о состоянии пенсионных накоплений  получателя;

- нести ответственность  за нарушение пенсионного законодательства  и условий пенсионного договора;

- по заявлению  получателя переводить его пенсионные  накопления из одного фонда  в другой;

- публиковать  статистическую и иную информацию  о своей деятельности за стандартные  периоды времени в один, три, пять, десять календарных лет, при этом  не допускается публикация информации, содержащей гарантии или обещания  доходов по вкладам в накопительные  пенсионные фонды;

- обеспечивать  равные условия гражданам, заключившим  пенсионный договор;

- выполнять  другие обязанности в соответствии  с законодательством РК.

Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости обязательств.

Инвестиционное управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. Организация, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

 В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.

ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов.

У этих игроков рынка две основные задачи: инвестировать пенсионные активы и регулярно производить их оценку. Помимо этого, ООИУПА должна регулярно отчитываться о своей деятельности перед АФН и НПФ, а также через СМИ – перед вкладчиками фондов. ООИУПА значительно отличаются от других инвестиционных компаний. Во-первых, они ограничены в выборе направлений для инвестирования. Перечень инструментов, в которые ООИУПА могут вкладывать пенсионные накопления, определяется Агентством финансового надзора. Это наиболее надежные инструменты с невысокой доходностью, но зато с минимальной степенью риска. Во-вторых, если клиент обычной инвестиционной компании разделяет вместе с этой компанией риски инвестирования, то в случае с ООИУПА пенсионный фонд вправе потребовать от нее возмещения убытков, вызванных ненадлежащим управлением пенсионными активами. ООИУПА несет ответственность по своим обязательствам перед накопительным пенсионным фондом и перед вкладчиками всем принадлежащим ей имуществом. В-третьих, законодательство предъявляет к самой ООИУПА, а также к ее акционерам и руководителям целый ряд требований и ограничений, которые не действуют для других инвестиционных компаний.

Третий элемент системы – банк-кастодиан, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. Ежемесячно он информирует НПФ о состоянии его счетов и о деятельности ООИУПА. У накопительного пенсионного фонда должен быть только один банк-кастодиан. Но банк может обслуживать одновременно несколько фондов. Банк-кастодиан – банк, осуществляющий деятельность по фиксации и учету прав по ценным бумагам, хранению документарных ценных бумаг и учету денег клиента.

 Банк-кастодиан контролирует целевое размещение пенсионных активов НПФ и обязан блокировать (не исполнять) поручения ООИУПА или НПФ в случае их несоответствия законодательству РК. Более того, закон предусматривает, что кастодиан в таком случае должен незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган и НПФ.

Эта система независимых элементов позволяет поддерживать высокий уровень надежности работы пенсионного капитала.

Помимо трех основных элементов рынка большую роль в работе пенсионной системы играют Агентство Республики Казахстан по финансовому надзору (АФН) и Казахстанская фондовая биржа (KФБ) /12/.

Роль государственного регулятора осуществляет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. АФН регулирует и контролирует деятельность банков, пенсионных фондов и ООИУПА, профессиональных участников фондового рынка, страховых компаний и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. АФН ежемесячно на своем сайте предоставляет сведения о собственном капитале, обязательствах и активах НПФ, о коэффициенте номинального дохода НПФ, по пенсионным накоплениям и количеству пенсионных счетов вкладчиков в НПФ, по процентному, кредитному, фондовому и валютному рискам, инвестиционную структуру портфелей НПФ, а также текущее состояние фондов. Также в его работу входит составление сводных отчетов по балансу и отчету о прибылях и убытках НПФ. В соответствии с Законом РК от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» в перечень функций АФН входит:

1) в случаях, предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан, выдавать  и отзывать разрешения на открытие (создание) финансовых организаций, их добровольную реорганизацию  и ликвидацию, давать согласие  на открытие подразделений финансовых  организаций, а также определять  порядок выдачи указанных разрешений  и согласия;

2) в случаях, предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан, давать  согласие либо отказывать в  даче согласия на избрание (назначение) лиц на должности руководящих  работников финансовых организаций, а также определять порядок дачи указанного согласия либо отказа в даче согласия;

3) устанавливать порядок выдачи, приостановления и отзыва лицензий на осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, выдает, приостанавливать и отзывать указанные лицензии;

4) издавать  нормативные правовые акты, обязательные  для исполнения финансовыми организациями, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими  лицами на территории Республики  Казахстан;

5) утверждать пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для финансовых организаций, в том числе на консолидированной основе;

6) устанавливать перечень, формы, сроки и порядок представления отчетности (за исключением финансовой и статистической отчетности) финансовыми организациями и их аффилированными лицами;

7) осуществлять  контроль за соблюдением финансовыми  организациями законодательства  Республики Казахстан о бухгалтерском  учете и финансовой отчетности  и стандартов бухгалтерского  учета, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

7-1) направлять  своего представителя для участия  в общем собрании акционеров  финансовых организаций;

8) проверять  деятельность финансовых организаций  и их аффилированных лиц в случаях и в пределах, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, в том числе с привлечением аудиторской организации;

9) определять  порядок применения и применять  к финансовым организациям ограниченные  меры воздействия и санкции, предусмотренные  законодательными актами Республики  Казахстан;

10) по согласованию  с Правительством Республики  Казахстан принимать решение  о принудительном выкупе акций  финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

11) осуществлять  контроль за деятельностью ликвидационных комиссий финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

12) публиковать  в средствах массовой информации  сведения о финансовых организациях (за исключением сведений, составляющих  служебную, коммерческую, банковскую  или иную охраняемую законом  тайну), в том числе информацию  о мерах, принятых к ним.

В целом деятельность АФН направлена на повышение уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.

Биржа работает как специализированный торговый центр, где продают и покупают различные финансовые инструменты, а также валюту. Это та площадка, где НПФ осуществляют операции с пенсионными накоплениями. При вложении денег в различные инвестиционные инструменты, в основном это ценные бумаги, пенсионные накопления превращаются в пенсионный актив. Биржа является ведущим региональным финансовым рынком, на котором инвесторы со всего мира имеют возможность торговать финансовыми инструментами широкого спектра с минимальными расчетными рисками и в соответствии с практикой.

Стратегия развития АО «Казахстанская фондовая биржа» на 2007–2010 годы. В 2006–2008 годах в Казахстане действовали две биржевые площадки: основная (KФБ) и специальная торговая площадка (СТП) под эгидой регионального финансового центра Алматы (РФЦА), причем последняя отличалась упрощенными процедурами доступа. В 2008 году было решено объединить две торговые площадки, соединив преимущества каждой из них. Процесс объединения площадок был распределен на несколько этапов: разработку новых единых листинговых требований для обеих площадок, реклассификацию списков обеих площадок и объединение двух списков. При этом налоговые льготы, предусмотренные для участников РФЦА, будут распространены на весь рынок. Для новой объединенной площадки разработаны единые правила, которые регламентируют права и обязанности эмитентов, биржи и финансовых консультантов, листинговые процедуры и сборы, раскрытие информации, торги и другое. В Казахстане доступ к торговле на организованном рынке имеют только члены биржи – 101 организация. Это профессиональные брокерско-дилерские конторы и компании, управляющие инвестиционными портфелями. Инвесторы (как частные, так и юридические лица) могут покупать и продавать ценные бумаги, а также другие финансовые инструменты на бирже только через профессиональных участников рынка. То есть, если вы, как частное лицо, захотите купить акции или облигации, вы должны будете обратиться в брокерско-дилерскую контору и подать соответствующую заявку на покупку. ООИУПА являются членами биржи и совершают сделки по купле-продаже финансовых инструментов на KФБ без посредников, напрямую.

Информация о работе Основные направления по совершенствованию деятельности накопительных пенсионных фондов